г. Владивосток |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А51-16487/2023 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Л.А. Бессчасной,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро суппорт",
апелляционное производство N 05АП-7700/2023
на решение от 28.11.2023
судьи Н.В.Колтуновой
по делу N А51-16487/2023 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН 2504001751, ОГРН 1022502260461)
к обществу с ограниченной ответственностью "Агро суппорт" (ИНН 2537142109, ОГРН 1192536033854)
о взыскании за несвоевременное представление сведений за декабрь 2022 года, по форме СЗВ-СТАЖ (корр) за 2021 год, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок финансовых санкций в размере 24 000 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агро суппорт" (далее - страхователь, ответчик, общество) о взыскании финансовых санкций в общей сумме 24 000 рублей.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.11.2023, принятым в виде резолютивной части, требований Фонда удовлетворено частично, с ООО "Агро суппорт" в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовых санкций за несвоевременное представление сведений за декабрь 2022 года в размере 12000 руб. 28.11.2023 на основании части 2 статьи 229 АПК РФ по ходатайству общества арбитражным судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 17.11.2023, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Фонда в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на отсутствие со стороны общества нарушений при предоставлении расчета по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года.
В установленный судом апелляционной инстанции срок в порядке статьи 262 АПК РФ от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
ОСФР по Приморскому краю в отношении общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которой установлено, что сведения о страховом стаже застрахованных лиц за 2021 год по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы "Исходная" в отношении 24 застрахованных лиц представлены обществом в адрес ОСФР по Приморскому краю в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 27.02.2022, то есть в установленный законом срок.
В ходе проведения проверки представленной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год были выявлены расхождения на предмет наличия сведений о периодах работы с кодом льготы МКС, РКС.
По телекоммуникационным каналам связи ОСФР по Приморскому краю обществу 17.10.2022 направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, которое получено страхователем 21.10.2022.
25.10.2022 обществом по телекоммуникационным каналам связи представлена форма СЗВ-СТАЖ с типом формы "Корректирующая".
Посчитав, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год представлены несвоевременно, 23.01.2023 ОСФР по Приморскому краю составлен акт N 035S18230000402 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
22.02.2023 принято решение N 035S19230001514 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в сумме 12 000 рублей.
Неуплата страхователем штрафа в добровольном порядке послужила основанием для направления заявителем требования об уплате финансовых санкций от 21.03.2023 N 035S01230002352.
Также в ходе проверки выявлено нарушение установленных сроков предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (по типу формы "ИСХ.") за декабрь 2022 года.
Так, Управлением установлено, что форма СЗВ-М (исходная) за декабрь 2022 года в отношении 24 застрахованных лиц поступила в Фонд по телекоммуникационным каналам связи 14.02.2023 при установленном сроке представления не позднее 15.01.2023.
22.02.2023 по выявленному правонарушению ОСФР по Приморскому краю составлен акт N 035S18230002260 и 29.03.2023 принято решение N 035S19230003264 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в сумме 12 000 рублей.
Неуплата страхователем штрафа в добровольном порядке послужила основанием для направления заявителем требования об уплате финансовых санкций от 20.04.2023 N 035S01230004166.
Названные требования до установленного срока страхователь не исполнил, что послужило основанием для обращения отделения в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы общества, отзыва налогового органа на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона ; 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 38, 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, далее - Инструкция N 211н), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 38 данной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как верно указал суд первой инстанции, положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Кроме того, следует учитывать и то, что основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены иные основания для привлечения к ответственности. При таких обстоятельствах, ранее сложившаяся судебная практика по рассматриваемой категории дел сохраняет свою актуальность.
Так, по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц. Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из материалов дела усматривается, что первоначальную отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год общество представило в установленные сроки - 27.02.2022, что не оспаривалось Фондом.
В ходе сверки представленных страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год (тип сведений "исх") выявлены расхождения на предмет наличия сведений о периодах работы с кодом льготы МКС, РКС, о чем отделением составлено уведомление от 17.10.2022 об устранении ошибок и (или) несоответствий.
Данное уведомление получено обществом 21.10.2022, что подтверждается извещением о его доставке. Дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2021 год с еще одним застрахованным лицом представлена обществом 25.10.2022, то есть в пятидневный срок, установленный уведомлением от 17.10.2022.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае страхователем реализовано свое право на исправление представленных сведений в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности, на более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что оснований для привлечения общества к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год у Фонда не имелось, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал Фонду во взыскании финансовых санкций в размере 12 000 рублей по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Что касается факта привлечения общества к ответственности за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года, апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отмечает следующее.
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, сведения в отношении работающих лиц по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года должны были быть представлены обществом не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом. В рассматриваемом случае срок предоставления - 15.01.2023.
Факт нарушения обществом срока представления расчета по форме СЗВ-М за декабрь 2022 года в отношении 24 застрахованных лиц - 14.02.2023, в то время как срок представления таких сведений в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - до 15.01.2023, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Следовательно, в действиях общества содержится состав правонарушения, который ему вменяется Пенсионным фондом.
Материалы дела не свидетельствуют о несоразмерности примененного к ответчику размера штрафа.
Проверив соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, суд пришел к выводу о его соблюдении.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрен срок взыскания задолженности.
В силу абзаца 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 названного кодекса.
Часть 3 статьи 46 НК РФ предусматривает, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.
В рассматриваемой ситуации Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании накопленной задолженности в сумме 12 000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд с учетом даты истечения срока исполнения требования на дату обращения Отделения не истек.
На основании изложенного, требования Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций в размере 12 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М, в отношении застрахованного лица за декабрь 2022 года правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права арбитражным судом не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции составляет 2000 руб. (при цене иска в размере 24 000 руб.) и 3000 руб. в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на ООО "Агро суппорт".
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы обществом по платежному поручению от 08.12.2023 N 2249 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. В связи с чем, оставшаяся сумма в размере 1500 руб. подлежит взысканию в ООО "Агро суппорт".
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2023 по делу N А51-16487/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Агро суппорт" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16487/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "АГРО СУППОРТ"