г. Челябинск |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А76-13054/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 по делу N А76-13054/2021.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Содействие" - Казакова Юлия Сергеевна (доверенность от 12.08.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - ООО "Содействие", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - Администрация), Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги - предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297, выраженного в письме Комитета от 03.03.2021 N 8620.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 (резолютивная часть оглашена 20.09.2021) заявленные требования к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска удовлетворены. Суд признал незаконным решение Комитета об отказе в предоставлении муниципальной услуги по продаже в собственность земельного участка площадью 3886,00 кв. м. с кадастровым номером 74:36:0601005:297, выраженное в письме от 03.03.2021 N 8620. Обязал Комитет в течение 30 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Содействие" с учетом выводов суда по настоящему делу, в том числе, подготовить, подписать и направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Содействие" проекты договоров купли-продажи земельного участка площадью 3886,00 кв. м. с кадастровым номером 74:36:0601005:297.
С вынесенным решением не согласился Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Комитет (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, разрешенное использование которого не соответствует целям фактического использования. В соответствии с договором аренды, разрешенным использованием испрашиваемого к выкупу земельного участка является размещение многоэтажной автостоянки с комплексом для продажи автомобилей и обслуживания (магазин). Однако фактически на земельном участке расположен магазин "Пятерочка".
ООО "Содействие" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание, за исключением представителя заявителя, не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 22.06.2017 Администрацией г. Челябинска ООО "Мегастрой-С" выдано разрешение на строительство N RU74315000-124-г-2017 многоэтажной автостоянки с комплексом для продажи автомобилей и обслуживания (магазин) на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0601005:297 (т. 1, л.д. 36-38).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска выдан градостроительный план N RU 74315000-0000000006859, согласно которому данный земельный участок относится к территориальной зоне Г.3 (зона производственной и коммерческой деятельности), что дополнительно подтверждается письмом Управления по архитектурно- градостроительному проектированию города Челябинска от 28.01.2021 N 759/ИСОГД (т. 1, л.д. 57-60).
Между Комитетом и ООО "Мегастрой-С" без проведения торгов заключен договор краткосрочной аренды земельного участка от 29.06.2018 УЗ N 016322-К-2018, по условиям которого арендодателем арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 74:36:0601005:297 площадью 3886 кв.м, расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский район, по ул. Академика Макеева, для цели завершения строительства многоэтажной автостоянки с комплексом для обслуживания и продажи автомобилей (т.1, л.д. 14-25).
12.11.2019 между Комитетом и ООО "Содействие" заключено соглашение о замене стороны арендатора по договору краткосрочной аренды земельного участка от 29.06.2018 УЗ N 016322-К-2018 на ООО "Содействие" (т. 1, л.д. 34-35).
25.05.2020 Администрацией г. Челябинска обществу "Содействие" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - многоэтажная автостоянка с комплексом для продажи автомобилей и обслуживания (магазин) на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0601005:297 (т. 1, л.д. 40-43).
Право собственности на двухэтажное здание с кадастровым номером 74:36:0601005:336 площадью 1496 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0601005:297, зарегистрировано за ООО "Содействие", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1, л.д. 50-56).
02.06.2020 между ООО "Содействие" и ООО "Агроторг" заключен договор аренды нежилого помещения на первом этаже в здании с кадастровым номером 74:36:0601005:336 площадью 560 кв.м. для целей торговли продовольственными и непродовольственными товарами (т. 1, л.д. 61-86).
Письмом от 03.03.2021 N 8620 (т. 1, л.д. 11-2) Комитет со ссылкой на пункт 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и физическим лицам", утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 24.09.2018 N 423- п (далее - Административный регламент N 423-п) отказал ООО "Содействие" в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297 указав, что в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной постановлением Администрации г. Челябинска от 18.11.2019 N 609-п, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0601005:297 предусмотрено строительство многоэтажной автостоянки с комплексом для продажи автомобилей с обслуживанием (магазин). Администрацией города Челябинска выдано разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию на объект капитального строительства: многоэтажная автостоянка с комплексом для продажи автомобилей с обслуживанием (магазин). В рамках осуществления полномочий по муниципальному земельному контролю по указанному адресу Комитетом проведено обследование земельного участка, в ходе которого установлено, что на земельном участке расположено нежилое здание - магазин "Пятерочка". Таким образом, выявлено разночтение в фактическом и разрешенном использовании земельного участка.
Считая, что вынесенное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Содействие" обратилось настоящим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции счел, что использование земельного участка соответствует градостроительным регламентам, установленным частью 3 "Градостроительные регламенты" Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, для территориальной зоны Г.3 - зоны производственно-коммерческой деятельности. Так как к числу основных видов разрешенного использования относится, в том числе, магазины (4.4), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), в силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатель имеет право выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований. При этом, судом учтено предоставление заявителем в аренду ООО "Агроторг" лишь части здания с кадастровым номером 74:36:0601005:336, нежилого помещения на первом этаже в здании площадью 560 кв.м. для целей торговли продовольственными и непродовольственными товарами, тогда как общая площадь указанного здания составляет 1496 кв.м. Названное влечет возможность использования оставшейся части здания по назначению, прямо указанному в договоре аренды земельного участка, а фактическое неиспользование здания в качестве автостоянки само по себе не является основанием для вынесения отказа в оказании муниципальной услуги по предоставлению спорного земельного участка заявителю в собственность. Не установив доказательств недобросовестности поведения со стороны заявителя, суд удовлетворил заявленные им требования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Согласно пункту 2 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 N 45-п (далее - Положение о КУИЗО г. Челябинска), Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности.
В силу пункта 12 Положения о КУИЗО г. Челябинска основными задачами Комитета являются: разработка и реализация единой политики органов местного самоуправления города Челябинска в области имущественных отношений; представление и защита прав и законных интересов муниципального образования "город Челябинск" в области имущественных правоотношений; обеспечение эффективного управления, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
В рамках решения основных задач Комитет осуществляет, в том числе, полномочия собственника муниципального имущества по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом за исключением функций, отнесенных к компетенции иных отраслевых (функциональных) органов администрации города Челябинска, а также должностных лиц администрации города Челябинска (пункт 13 Положения о КУИЗО г. Челябинска).
На основании изложенных нормативных положений, а также положений статей 39.6, 39.8, 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно счел, что Комитет обладал компетенцией по рассмотрению по существу обращения заявителя.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Аналогично подпункт 14 пункта 16 Административного регламента N 423-п устанавливает такое основание для отказа, как несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из материалов дела следует, что нежилое здание кадастровым номером 74:36:0601005:336 площадью 1496 кв.м., введенное ООО "Содействие" в эксплуатацию в качестве многоэтажной автостоянки с комплексом для продажи автомобилей с обслуживанием (магазин), расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297, предоставленного заявителю на основании договора краткосрочной аренды земельного участка от 29.06.2018 УЗ N 016322-К-2018 для целей завершения строительства названного выше объекта.
По данным Единого государственного реестра недвижимости разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297 является размещение многоэтажной автостоянки с комплексом для продажи автомобилей с обслуживанием (магазин), размещение объектов торговли (л.д. 44 т.1).
Согласно акту обследования земельного участка составленному в рамках осуществления полномочий по муниципальному земельному контролю на земельном участке расположено нежилое здание - магазин "Пятерочка" (акт от 18.02.2021, л.д. 141 т.1).
Тот факт, что часть принадлежащего заявителю здания предоставлена в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Агроторг" на основании заключенного 02.06.2020 договора аренды нежилого помещения и используется арендатором для размещения магазина по продаже продовольственными и непродовольственными товарами, не свидетельствует об использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 "Градостроительные регламенты" Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, для территориальной зоны Г.3 - зоны производственно-коммерческой деятельности - к числу основных видов разрешенного использования относится, в том числе, магазины (4.4), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы).
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г.N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Размещение объекта торговли прямо указано в качестве разрешенного использования земельного участка по данным Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из названного, отсутствие такого указания в договоре аренды земельного участка не является фактом, ограничивающим допустимое использование земельного участка.
Таким образом, совокупностью доказательств по делу не подтверждается факт использования ООО "Содействие" земельного участка с кадастровым номером 74:36:0601005:297 не в соответствии с его разрешенным использованием. Соответственно, установленные пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в собственность заявителю, отсутствуют.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, арбитражный суд не вправе подменять орган, наделенный полномочиями по принятию соответствующих решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Однако, вопреки доводам апеллянта, в рассматриваемом случае заявление ООО "Содействие" о предоставлении земельного участка в собственность было рассмотрено уполномоченным органом по существу.
Поскольку иных оснований (за исключением предусмотренного пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), препятствующих предоставлению земельного участка в собственность заявителя не установлено, возложение судом первой инстанции на Комитет обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу совершить действия по подготовке, подписанию и направлению в адрес общества "Содействие" проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 3886 кв. м. с кадастровым номером 74:36:0601005:297, соответствует требованиям пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2021 по делу N А76-13054/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-13054/2021
Истец: ООО "СОДЕЙСТВИЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, КУИИЗО ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: ООО "АГРОТОРГ"