город Томск |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А27-14948/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-10515/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.10.2021 по делу N А27-14948/2021 (судья Н.К. Фуртуна) рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040), Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский союз Радиовещателей" (654084, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, ОГРН 1114205001404, ИНН 4205215269) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 1500 руб., СЗВСТАЖ за 2018 год в сумме 500 руб., по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в сумме 1500 руб., СЗВ-М за апрель 2017 года в сумме 1000 руб., СЗВ-М за май 2017 года в сумме 1000 руб., всего штраф в сумме 5500 руб.
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский союз Радиовещателей" (далее - страхователь, общество) о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в сумме 1500 руб., СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 500 руб., по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в сумме 1500 руб., СЗВ-М за апрель 2017 года в сумме 1000 руб., СЗВ-М за май 2017 года в сумме 1000 руб., всего штраф в сумме 5500 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 07.10.2021 требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Сибирский союз Радиовещателей" в доход соответствующего бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в сумме 1500 руб., СЗВ-М за апрель 2017 года в сумме 1000 руб., СЗВ-М за май 2017 года в сумме 1000 руб., всего 3500 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его частично отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
В порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2017 года правопредшественником страхователя (обществом с ограниченной ответственностью "ЛИАННА") по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес учреждения представлена форма СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2016 года на 3 застрахованных лиц.
11 июля 2018 года учреждением составлен акт N 087S18170067095 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного страхования.
08 августа 2018 года учреждением вынесено решение N 087S19180081408 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ.
16 июля 2017 года обществом с ограниченной ответственностью "ЛИАННА" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес учреждения представлена форма СЗВ-М (исходная) апрель 2017 года на 2 застрахованных лиц.
25 апреля 2018 года учреждением составлен акт N 087S18170169534 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного страхования.
30 мая 2018 года учреждением вынесено решение N 087S19180053269 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ.
16 июля 2017 года обществом с ограниченной ответственностью "ЛИАННА" по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес учреждения представлена форма СЗВ-М (исходная) мая 2017 года на 2 застрахованных лиц.
25 апреля 2018 года учреждением составлен акт N 087S18170186020 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного страхования.
30 мая 2018 года учреждением вынесено решение N 087S19180053125 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ.
Учреждение, полагая, что несвоевременное направление исходных форм СЗВ-М за отчетный период ноябрь 2016 года и апрель-май 2017 года является основанием для привлечения страхователя к ответственности и для возникновения у страхователя обязанности по уплате штрафных санкций, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о частичной обоснованности заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ заявитель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика, в том числе документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В случае если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
При этом судом также установлено, что исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за спорный отчетный период обществом не представлены в установленный законом срок.
Согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью "Лианна" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский союз радиовещателей", что подтверждается записью от 19.04.2019 ГРН N 2194205197020.
Закон N 27-ФЗ не регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности организации-правопреемника за нарушение порядка представления сведений организацией-правопредшественником, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, но, в тоже время, в соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ возможно применение к рассматриваемым правоотношениям норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ими регулируются сходные по своей правовой природе отношения.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 50 НК РФ установлено, что на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации.
То есть, для возникновения обязанности правопреемника по уплате штрафных санкций необходимо наличие решения о привлечении присоединяемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, а организация-правопреемник обязана уплатить штраф за совершение правонарушения организацией-правопредшественником только в случае, если такой штраф был наложен до завершения процесса реорганизации.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в связи с привлечением к ответственности правопредшественника до реорганизации, у правопреемника возникла обязанность по уплате штрафных санкций, следовательно, в отношении ответчика подлежат применению финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ ноябрь 2016 года и апрель-май 2017 года.
Также из материалов дела следует, что 17 июля 2018 года учреждением составлены акт N 87S18180139001 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования в связи с нарушением срока предоставления формы СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 3 (три) застрахованных лица.
14 августа 2018 года учреждением вынесено решение N 087S19180179810 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ.
Учреждение, полагая, что несвоевременное направление форм СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 3 (три) застрахованных лица является основанием для привлечения страхователя к ответственности и для возникновения у страхователя обязанности по уплате штрафных санкций, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Вместе с тем, судом установлено, что требование о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1500 руб. рассмотрено Арбитражным судом города Москвы (решение АСГМ от 12.12.2018 по делу N А40-246051/18-140-5488).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что: имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.
При таких обстоятельствах, производство по делу в части требования о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год на 3 (три) застрахованных лица прекращено судом обоснованно.
Кроме того, правопредшественником страхователя (обществом с ограниченной ответственностью "ТК Магнит") по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес учреждения представлена форма СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2018 год на 1 застрахованное лицо.
19 июня 2019 года страхователю почтовым отправлением направлено уведомление об устранении ошибок (несоответствий).
26 августа 2019 года учреждением составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18190013108.
30 августа 2019 года учреждением вынесено решение N 052S19190014103 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2- 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ.
Вместе с тем, согласно сведениям единого государственного реестра юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью "ТК Магнит" (правопредшественник) прекратило деятельность в форме реорганизации 14.03.2019, что подтверждается записью ГРН N 2194205139302.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Таким образом, судом правомерно установлено, что на момент вынесения решения N 052S19190014103 общество с ограниченной ответственностью "ТК Магнит" прекратило деятельность и не могло являться субъектом привлечения к ответственности.
Ранее судом изложено, что абзацем вторым пункта 2 статьи 50 НК РФ установлено, что на правопреемника реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только в том случае, если штрафы были наложены на само реорганизуемое юридическое лицо до завершения его реорганизации. То есть, для возникновения обязанности правопреемника по уплате штрафных санкций необходимо наличие решения о привлечении присоединяемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, а организация-правопреемник обязана уплатить штраф за совершение правонарушения организацией-правопредшественником только в случае, если такой штраф был наложен до завершения процесса реорганизации.
При изложенных обстоятельствах, при условии отсутствия вынесения решения до завершения реорганизации, у правопреемника в связи с отсутствием решения о привлечении реорганизуемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, не возникла обязанность по уплате штрафных санкций.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь 258, 268, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.10.2021 по делу N А27-14948/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14948/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: ООО "Сибирский союз радиовещателей"