г. Москва |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А40-73543/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МТУ Ростехнадзора
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-73543/21
по заявлению: Союз "ИСЗСМОНТАЖ"
к МТУ Ростехнадзору
о признании недействительными пункты 1 и 5 Предписания от 24.02.2021 г. N 73-Г/3.3-
20/СРО
при участии:
от заявителя: |
Тысенко Е.О. по доверенности от 05.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 признаны недействительными пункты 1 и 5 Предписания МТУ Ростехнадзора от 24.02.2021 г. N 73-Г/3.3-20/СРО. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Союз "ИСЗСМОНТАЖ" сформировал компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, установленном положениями статьей 55.16 ГрК РФ для саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также в полном объеме разместил их в установленном порядке согласно статьи 55.16-1 ГрК РФ на специальных банковских счетах в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и тем самым подтвердил возможность практической реализации обеспечения имущественной ответственности членов в случае причинения ими вреда или ущерба третьим лицам. Следовательно, пункты 1 и 5 Предписания не основываются на требованиях законодательства и фактических обстоятельствах.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ростехнадзор обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение, в удовлетворении заявления отказать.
В судебное заседание апелляционного суда представитель Ростехнадзора явку не обеспечил, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционного суд представитель союза поддержал оспариваемое решение суда, указав, что размеры компенсационных фондов Союза, размещенные на специальных банковских счетах, полностью отвечают требованиям статьи 55.16 ГрК РФ, в распоряжении Союза не имеется средств компенсационных фондов, не размещенных на специальных счетах в ПАО СБЕРБАНК, следовательно, ответственность членов Союза и самого Союза полностью обеспечена, а требования МТУ Ростехнадзора, содержащиеся в пунктах 1 и 5 Предписания, - незаконны и недействительны.
Законность и обоснованность оспариваемого решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также - МТУ Ростехнадзора, или Ответчик) на основании распоряжения от 01.02.2021 г. N РП-200-295-0 в срок с 10.02.2021 г. по 24.02.2021 г. провело плановую выездную проверку соответствия деятельности Союза "ИСЗС-Монтаж" (далее также - Союз, или Заявитель) требованиям законодательства о градостроительной деятельности и саморегулировании.
На основании проведенной проверки 24.02.2021 г. МТУ Ростехнадзора Заявителю был вручен Акт проверки от 24.02.2021 г. N 106-Г/3.3-20/СРО и Предписание от 24.02.2021 г. N 73-Г/3.3-20/СРО об устранении выявленных нарушений.
По мнению МТУ Ростехнадзора, Союз не в полном объеме разместил средства своих компенсационных фондов на специальных счетах (Пункт 1 Предписания), не распределил их между членами Заявителя (Пункт 5 Предписания) и обязан направить на формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства компенсационного фонда Союза, ранее сформированного и размещенного в ООО "Внешпромбанк" на общую сумму 295.802.663 (двести девяносто пять миллионов восемьсот две тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля 9 копеек, разместив указанные средства на специальных банковских счетах в уполномоченных Правительством РФ банках.
Указанные обстоятельства послужили заявителю основанием к обращению с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, вопреки доводам апелляционной жалобы, верно исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 55.16 ГрК РФ, в редакции действовавшей до 04 июля 2016 года, СРО обязана была размещать средства компенсационного фонда в депозитах и/или депозитных сертификатах российских кредитных организациях.
Действуя разумно и добросовестно, Союз разместил часть средств компенсационного фонда, сформированного с 2009 года в размере 295.802.663 (двести девяносто пять миллионов восемьсот две тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля 9 копеек в российской кредитной организации, имевшей соответствующую лицензию на осуществление банковской деятельности, выданной ЦБ РФ - ООО "Внешпромбанк".
Указанный банк был лишен лицензии на осуществление банковских операций, и решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2016 г. по делу N А40-17434/16-71-31Б признан несостоятельным (банкротом), в отношении него ведется конкурсное производство, которое до настоящего времени не завершено Требования Ответчика к банку на сумму 295.802.663 (двести девяносто пять миллионов восемьсот две тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля 9 копеек включены в реестр требований кредиторов банка (см. Уведомление АСВ от 16.06.2016 г. N 05К/44147).
При этом требования пунктов 1 и 5 оспариваемого Предписания МТУ Ростехнадзора в отношении указанных сумм не учитывает нормы Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 года N 315-ФЗ компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 13 ФЗ N 315-ФЗ федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены ФЗ N 315-ФЗ, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.
Согласно статьи 55.4 ГрК РФ для членов саморегулируемых организаций в сфере строительства установлены иные размеры минимальных взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемых организаций, которые определены статьей 55.16 ГрК РФ.
В связи с этим согласно части 4 статьи 55.16 ГрК РФ (в редакции на дату заключения депозитных договоров с ООО "Внешпромбанк") в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда были размещены в депозиты.
Из указанных норм законодательства следует, что под средствами компенсационного фонда саморегулируемой организации понимаются исключительно денежные средства.
Согласно части 1 статьи 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
Из существа банковского вклада (депозита) в соответствии с ГК РФ следует, что размещению на специальный банковский счет в уполномоченных Правительством кредитных учреждениях допускаются также исключительно денежные средства.
Согласно части 1 статьи 834 ГК РФ, Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьи 55.16-1 ГрК РФ размещению на специальном банковском счете подлежат только денежные средства компенсационных фондов (компенсационного фонда). Иные активы, в том числе депозитные сертификаты, векселя, иные ценные бумаги, права требования, а также исполнительные листы не могут быть приняты кредитной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, для зачисления на специальный банковский счет.
Следовательно, саморегулируемая организация в сфере строительства, исполняя требования законодательства, обязана разместить исключительно денежные средства компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальные банковские счета в уполномоченных Правительством кредитных учреждениях.
Таким образом, права требования Союза, включенные в реестр требований кредиторов ООО "Внешпромбанка", не могут быть направлены на формирование компенсационных фондов, распределены между членами (Пункт 5 Предписания) и размещены на специальных банковских счетах (Пункт 1 Предписания).
Иных денежных средств компенсационного фонда для зачисления в компенсационный фонд возмещения вреда или компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в распоряжении Заявителя не имеется. Правовые основания для дальнейшего восполнения действующими членами Союза размеров компенсационных фондов также отсутствуют. Конкурсное производство ООО "Внешпромбанка" не завершено.
Выводы Ростехнадзора о нарушениях, допущенных при формировании и размещении средств компенсационных фондов Заявителя, указанные в Акте проверки и обжалуемом Предписании, основаны на неверном толковании и применении закона, а также противоречат фактическим обстоятельствам, выявленным МТУ Ростехнадзора в ходе проведения проверки.
Согласно части 9 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ) некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года обязаны сформировать компенсационные фонды возмещения вреда саморегулируемых организаций. в соответствии с частями 10 и 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных частями 2 и 4 статьи 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в указанный в настоящей части срок такие некоммерческие организации также обязаны сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 55.16-1 ГрК РФ и части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства обязана в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и, в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, средства такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным
Правительством Российской Федерации.
Таким образом в соответствии с указанными нормами и в размере, указанном в статье 55.16 ГрК РФ, Заявителем и его членами на момент проверки МТУ Ростехнадзора должны быть сформированы-компенсационный фонд возмещения вреда в следующем размере: не менее, чем 49 800 000 рублей;
-компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в следующем размере: не менее, чем 54 400 000 руб.
Согласно выписке по специальному счету N 40703810338000005676 от 08.02.2021 на указанном счете Заявителем размещены средства в размере: 49 801 000 рублей 00 копеек.
Таким образом, выводы МТУ Ростехнадзора о том, что компенсационный Фонд возмещения вреда Заявителя сформирован с нарушениями закона и в полном объеме не размешен на специальном счете, опровергаются материалами проверки и фактическими обстоятельствами, изложенными в самом Акте проверки.
Так, минимальный размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по расчету МТУ Ростехнадзора должен составлять не менее 54 400 000 рублей.
При этом согласно выписке по специальному счету N 40703810238000006649 от 08.02.2021 на указанном счете Заявителем размещены средства именно в размере: 54 400 000 рублей 00 копеек.
Как следует из Акта проверки, а также уведомления конкурсного управляющего банка-банкрота - ООО "Внешпромбанка" от 16.06.2016 г. N 05К/44147 требования Ответчика к банку на сумму 295.802.663 (двести девяносто пять миллионов восемьсот две тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля 09 копеек включены в реестр требований кредиторов банка.
Таким образом, Заявитель сформировал компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, установленном положениями статьей 55.16 ГрК РФ для саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также в полном объеме разместил их в установленном порядке согласно статьи 55.16-1 ГрК РФ на специальных банковских счетах в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и тем самым подтвердил возможность практической реализации обеспечения имущественной ответственности членов в случае причинения ими вреда или ущерба третьим лицам.
Следовательно, пункты 1 и 5 Предписания не основываются на требованиях законодательства и фактических обстоятельствах, установленных и отраженных в Акте проверки Ответчиком.
Также в ходе рассмотрения дела судом установлено, что Заявителем размещены все необходимые сведения, которые подлежат размещению в отношении тех членов Ассоциации, которые состоят в ней. При этом суд отмечает, что законодательством РФ не предусмотрена обязанность заявителя размещать компенсационные фонды в отношении тех лиц, которые уже не являются членами Ассоциации, обязанность размещения которых возложена на заявителя оспариваемым предписанием.
Апелляционный суд отмечает, что доводы и доказательства, на которых основаны выводы Ростехнадзора о допущенных союзом нарушениях, ранее были в полном объеме исследованы и оценены в рамках дела N А40-287816/2019.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953).
Доводы апелляционных жалоб, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-73543/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-73543/2021
Истец: СОЮЗ МОНТАЖНИКОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ