г. Владимир |
|
17 ноября 2021 г. |
Дело N А79-4201/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 02 августа 2021 года по делу N А79-4201/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии" (ОГРН 1022101630033, ИНН 2122003683) о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) от 24.02.2021 N 015S19210002120, 015S19210002126.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской республике - Чувашии" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) (далее - Управление) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об 24.02.2021 N 015S19210002120, 015S19210002126.
Требования заявителя основаны на Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) и мотивированы тем, страхователь вправе уточнять и дополнять представленные сведения.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики- Чувашии от 16.07.2021 года по делу N А79-4201/2021, вынесенным в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил заявленные требования и признал решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.02.2021 N 015S19210002120 и 015S19210002126 недействительными.
В связи с поступлением апелляционной жалобы, судом изготовлен полный мотивированный текст решения от 02 августа 2021 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16 июля 2021 года по делу N А79-4201/2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) считает, что вышеуказанное решение является незаконным и подлежащим отмене в виду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применение норм материального права.
От Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В материалы дела от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии поступило ходатайство, заявленное в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о замене стороны по делу, а именно: Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, в подтверждение представлена выписка ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.10.2021 видно, что Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) прекратило свою деятельность 30.09.2021 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 12.05.1999, о чем в единый государственный реестр юридических лиц 15.10.2002 внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022101630033.
Заявитель состоит на учете в Управлении в качестве страхователя.
14.08.2018 Учреждение представило в Управление сведения по форме СЗВ-М по типу формы "исходная" за июль 2018 года в отношении 587 застрахованных лиц, 10.11.2018 - за октябрь 2018 года в отношении 506 застрахованных лиц.
09.12.2020 заявитель представил в Управление сведения по форме СЗВ-М по типу формы "дополняющая" за октябрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц, сведения о которых ранее не были представлены, 21.12.2020 - за июль 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения о котором ранее не были представлены.
Управлением проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, в ходе которых Управление установило факты непредставления в установленные сроки сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, октябрь 2018 года. Результаты проверок оформлены актами от 25.01.2018 N 015S18200000466, 26.01.2021 N 015S18200000563.
Заместителем начальника Управления по результатам рассмотрения актов от 25.01.2018 N 015S18200000466, 26.01.2021 N 015S18200000563 вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24.02.2021 N 015S19210002120, 015S19210002126. Данными решениями заявитель привлечен к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за июль, октябрь 2018 года в виде штрафа в общем размере 1 500 рублей.
Не согласившись с указанными решениями Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решения Управления от 24.02.2021 N 015S19210002120 и 015S19210002126 недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ -М за июль, октябрь 2018 года по типу "дополняющая" были представлены в Управление в порядке устранения самостоятельно выявленных ошибок, что исключает применение финансовых санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Оценивая законность решения суда, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания указанных норм следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Абзацем 3 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В свою очередь статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, в том числе по их учетным данным.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от N 27-ФЗ).
Для представления ежемесячной отчетности о застрахованных лицах постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М), в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов:
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).
В абзаце 4 пункта 40 Инструкции N 211н предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, судом учтено, что согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на правоотношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, распространяется также законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены условия освобождения налогоплательщика от ответственности в случаях представления уточненной декларации с пропуском установленного налоговым законодательством срока ее подачи, в том числе в случае подачи уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации.
Указанная норма поощряет ответственное и деятельное участие налогообязанных лиц в поддержании фискального правопорядка, а именно, связывает освобождение от налоговой ответственности с добровольными (не вынужденными) действиями по исправлению недостоверных сведений в ранее представленной налоговой отчетности (декларации или расчете) (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П).
Поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ предусматривает право страхователя представить скорректированные сведения о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда при обнаружении ошибок в ранее представленных сведениях и не содержит исключений из указанного права для случаев, когда сведения об отдельных застрахованных лицах ранее не были представлены, то применительно к подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации реализация данного права страхователем до обнаружения ошибки органом Пенсионного фонда Российской Федерации или до истечения срока, указанного в уведомлении органа Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет за собой освобождение от ответственности в форме взимания финансовых санкций.
Материалами данного дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что Учреждение первоначально сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль, октябрь 2018 года представило в Управление в установленные сроки.
Впоследствии заявитель, самостоятельно выявив ошибки в исходных формах, исправил их путем подачи 09.12.2020, 21.12.2020 дополняющих форм за июль и октябрь 2018 года.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 211н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и представить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные, исправленные).
В данном случае, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, заявитель реализовал свое право на уточнение представленных сведений за июль, октябрь 2018 года, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за эти периоды.
Управлением не представлены доказательства направления страхователю в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, уведомления об устранении имеющихся расхождений при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете по форме СЗВ -М за июль, октябрь 2018 года по типу "дополняющая" были представлены в Управление в порядке устранения самостоятельно выявленных ошибок, что исключает применение финансовых санкций по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Все доводы Управления изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики- Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 02 августа 2021 по делу N А79-4201/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4201/2021
Истец: Федеральное казенное учреждение исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии межрайонное
Третье лицо: Первый Арбитражный апелляционный суд