г. Москва |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А40-54423/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной электронной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-54423/21
по заявлению ООО "ЮТЭКТЕХНО" (ОГРН: 1037716025720)
к Центральной электронной таможне
об оспаривании решения
при участии:
от заявителя: |
Любимов С.В. по доверенности от 10.02.2021; |
от заинтересованного лица: |
Григорьева П.А. по доверенности от 25.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-ТЕХНО" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительным решения Центральной электронной таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.12.2020 ДТ N 10131010/180920/0063936.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2021 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя, отказать.
От общества поступил отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
"ЮТЭК-ТЕХНО" (далее - Заявитель) была подана в Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни (далее -Таможенный орган) таможенная декларация и декларация таможенной стоимости:
1) ДТN 10131010/180920/0063936 для оформления ввоза товаров, поставленных ему Компанией ОКВ ZUBR VOSTOK Co. LTD (далее - Продавец) во исполнение внешнеторгового контракта N 11-2015/840 от 16.11.2015 между Заявителем и Продавцом.
В соответствии со статьями 38, 39 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее ТК ЕАЭС) Заявителем при декларировании был выбран метод определения таможенной стоимости товаров "по стоимости сделки с ввозимыми товарами", а также заявлен вычет из общей контрактной стоимости товаров по инвойсу в части расходов по перевозке товара после его прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, выделенных в инвойсе Продавца отдельной строкой.
При подаче таможенной декларации в таможенный орган были представлены:
Контракт с дополнительными соглашениями к нему; спецификации; товаросопроводительные документы: инвойсы Поставщика и упаковочные листы на товар.
В ходе таможенного контроля в соответствии с п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС таможенный орган потребовал предоставить информацию и дополнительные документы
По данному запросу заявителем предоставлены: Договор о транспортно-экспедиторском обслуживании Продавца на перевозку товаров, счет экспедитора на оплату перевозки по каждой партии товаров, декларируемых в указанных выше ДТ, банковские документы по оплате Продавцом счетов Экспедитора за услуги перевозки, счет-фактуры (инвойс) Продавца на партии поставленных товаров с выделенной в них стоимостью перевозки до и после границы, а также письменные пояснения от Заявителя.
Однако таможенный орган, сделав вывод о том, что ранее выявленные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости не устранены, в соответствии с п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС запросил у Заявителя дополнительные документы и сведения.
Заявителем по ДТ N 10131010/250920/0076773 дополнительно представлены следующие документы и сведения:
* пояснения о том, что тарифы на услуги ТЭО и транспортировки грузов из расчета за 1 транспортное средство в размере 519, 20 $ (до границы ЕАЭС) и 1368, 80 $ (по территории РФ) согласованы между "ОКБ ZUBR VOSTOK" и S1A "FB LOG 1ST ICS" и действуют с 01 октября 2020 г. согласно дополнительному соглашению к предоставленному ранее договору о транспортной экспедиции между этими организациями. При этом инвойс (Транспортный счет) N FBI 754В на сумму 418, 40 $ до границы ЕАЭС и 1460 $ по территории РФ выставлен SIA "FB LOGlSTICS" 23 сентября 2020 года, т.е. до оформления дополнительного соглашения от 01 октября 2020 г.
* пояснения о том, что в инвойсе N FB1681B от 15.09.2020 г. присутствуют как указание плательщика "ОКБ ZUBR VOSTOK", так и указание экспедитора SIA "FB LOGISTICS)), при этом указывается при этом указывается номер CMR N LV-113 и номер инвойса - N ZBV-2020PJUT/113 от 15.09.2020, в котором согласно спецификации и контракта указывается товар, поставляемый ООО "ЮТЭК-ТЕХНО" поДТN 10113110/180920/0063936.
* пояснения о том, что Обществом не осуществлялись выплаты посредникам и каким-либо иным агентам, действующим по поручению Продавца. Дополнительных обязательств, отличных от получения товара и уплаты установленной цены сделки, у организации перед Продавцом ОКБ ZUBR VOSTOK Со. LTD не имеется.
* представлено дополнительное соглашение N 10 к Контракту N 11-2015/840 от 16.11.2015 г., сообщено, что иных дополнений, приложений и спецификаций за последние три месяца, в соответствии с которыми осуществлена поставка по анализируемой ДТ, не имеется.
* пояснения о том, что не существует каких-либо документов, указывающих на взаимозависимость организации заявителя и организации Поставщика товаров по контракту, а также документов о взаимосвязи между организациями продавца и покупателя за исключением контракта N 11-2015/840 от 16.11.2015 г. с приложениями и дополнениями к нему, представленными Обществом в таможенный орган.
* пояснения о том, что цены других поставщиков и их покупателей заявителю неизвестны, т.к. Общество не проводило каких-либо специальных сравнительных исследований, поэтому причины, по которым покупатели других поставщиков идентичных/однородных (по характеристикам, но имеющих другие торговые знаки) товаров ввозят их по иным ценам Обществу также не известны и у него отсутствуют документы, поясняющие эти причины. Также Обществу не известно, имеются ли у его Продавца иные покупатели. При этом Обществу известно, что только оно ввозит на территорию РФ электроинструменты и запчасти к нему с торговыми знаками, определенными в контракте. И поскольку, Продавец не использует прайс-листы, Общество не имеет возможности получить информацию о ценах, по которым его Продавец возможно продает идентичные/однородные товары с данными товарными знаками другим покупателям, не ввозящим эти товары в РФ.
- пояснения о том, что порядок установления цен на ввозимые товары установлен в контракте, представленном в ответ на первый запрос, а именно: перед поставкой каждой партии товаров стороны по Контракту согласовывают ассортимент, количество и цену поставляемых товаров в виде Спецификаций. Порядок согласования Спецификаций определен в п. 2.3, 5.5, 5.6, 5.8 этого Контракта. При этом Обществом сообщено, что инвойсы и спецификации по анализируемой ДТ ранее были представлены заявителем таможенному органу как при декларировании товара, так и в ответе на первый запрос по данной ДТ.
- запрос от Общества к Продавцу (производителю) товаров о предоставлении прайс-листа и его ответ о невозможности предоставления этого документа.
- пояснения о том, что ООО "ЮТЭК-ТЕХНО" не является плательщиком каких- либо лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в пользу правообладателя товарных знаков товаров, ввозимых по контракту N 11-2015/840 от 16.11.2015 г. в подтверждение данного факта представлены информационные письма от правообладателей по торговым знакам.
По результатам проверки документов и сведений предоставленных Заявителем, таможенный орган принял оспариваемое решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.12.2020 ДТ N 10131010/180920/0063936.
Общество, не согласившись с указанным решением, принятым таможенным органом, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 2, 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяется в соответствии с главой 5 "Таможенная стоимость товаров" ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекали таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 статьи 38 ТК ЕАЭС. Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 40 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ними (далее - метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (далее - ЦФУ), добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного ЕЭК.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя, в частности расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Соответственно, для возможности вычета указанных расходов из таможенной стоимости оцениваемых товаров нормами права Евразийского экономического союза установлено соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены, подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом.
Согласно п.3.5 Контракта N 11-2015/840 от 16.11.2015 (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 09.07.2018 г. к этому контракту) цены на каждую партию товара понимаются на условиях поставки DАР по ИНКОТЕРМС-2010.
Названные условия поставки в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" означают, что обязанность по осуществлению перевозки товара до места назначения возложена на продавца, при этом продавец может осуществить перевозку товара как используя собственное транспортное средство, так и путем заключения договоров перевозки (договоров транспортной экспедиции) с третьими лицами. В случае заключения договора перевозки (договора транспортной экспедиции) с третьими лицами обязанность по оплате такой перевозки возлагается на продавца. Покупатель не несет обязанность по оплате осуществленных продавцом расходов по перевозке товаров в дополнение к цене товара, расходы по перевозке включены в цену товара. Таким образом, в рассматриваемой ситуации расходы на перевозку (транспортировку) товаров покрываются ценой, уплачиваемой или подлежащей уплате за товары, но, в силу изложенных выше условий поставки и формирования цены по контракту, они должны быть выделены из цены, что подтверждает характер и размер упомянутых расходов.
Кроме этого, в виде дополнительного обоснования характера и размера расходов на перевозку (транспортировку) товаров Заявителем были предоставлены в таможенный орган дополнительные документы: договор о транспортно-экспедиторском обслуживании N 24112017 от 24.11.2017 с дополнениями; поручение на перевозку; транспортный счет; платежный документ (Confirmation of Cable Transfer) компании OKB ZUBR VOSTOK Co. LTD об оплате услуг экспедитора по перевозке с реестром оплаченных счетов.
Судом установлено, что заявитель проинформировал таможенный орган о том, что тарифы на услуги ТЭО и транспортировки грузов из расчета за 1 транспортное средство в размере 519, 20 $ (до границы ЕАЭС) и 1368, 80 $ (по территории РФ) согласованы между "ОКБ ZUBR VOSTOK" и S1A "FB LOG 1ST ICS" и действуют с 01 октября 2020 г. согласно дополнительному соглашению к предоставленному ранее договору о транспортной экспедиции между этими организациями. При этом инвойс (Транспортный счет) N FBI 754В на сумму 418, 40 $ до границы ЕАЭС и 1460 $ по территории РФ, выставлен SIA "FB LOGlSTICS" 23 сентября 2020 года, т.е. до оформления дополнительного соглашения от 01 октября 2020 г.
В инвойсе N FBI681В от 15.09.2020 г. присутствуют как указание плательщика "ОКВ ZUBR VOSTOK", так и указание экспедитора SIA "FB LOGISTICS", при этом указывается при этом указывается номер CMR N LV-113 и номер инвойса - N ZBV- 2020R/UT/113 от 15.09.2020, в котором согласно спецификации и контракта указывается товар, поставляемый ООО "ЮТЭК-ТЕХНО" по ДТ N 10113110/180920/0063936.
Изучив материалы дела, суд согласился с тем, что заявитель представил доказательства, подтверждающие действительное применение лицом, ответственным перед Продавцом за перевозку товаров (Экспедитора) тех тарифов, с использованием которых в инвойсах Продавца была определена и указана стоимость расходов на перевозку (транспортировку) товаров, задекларированных Заявителем.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС данные расходы не включаются в структуру таможенной стоимости товаров исключительно, если: а) данные расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, б) размер расходов (в данном случае размер расходов по перевозке (транспортировке) товара исключительно по территории ЕАЭС) должен быть подтвержден декларантом документально. В связи с этим предусмотренная пунктом 3 статьи 69 ТК ТС обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"). Соответствующие графы деклараций таможенной стоимости заявителем заполнены. Инвойс содержит необходимую информацию. Порядок произведения обществом расчетов таможенной стоимости таможенным органом не оспаривается, признан судом верным. В этой связи, декларант осуществил дополнительные начисления на основании документально подтвержденной информации и в соответствии с требованиями законодательства. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС).
По доводам апелляционной жалобы таможенный орган настаивает, что отсутствие прайс-листа производителя не позволяет таможенному органу убедиться в том, что цена спорной парии товаров сформировалось в отсутствие влияния факторов, обусловивших ее низкую стоимость.
Вместе с тем, ни российским, ни международным законодательством, ни обычаями делового оборота не установлено требование об обязательном наличии у Продавца (производителя) прайс-листа для неопределенного круга лиц, и, следовательно, факт отсутствия такого документа сам по себе без совокупности с отсутствием других факторов (документов, сведений) не может служить законным основанием для вывода таможенного органа, о том, что отсутствие прайс-листа у производителя (Продавца) товара не дает возможности проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены от цен сделок товаров идентичных ввозимому.
По вопросу предоставления прайс-листа Заявителем были предоставлены в таможенный орган объяснения невозможности предоставления этого документа, а также копия письма Заявителя о запросе прайс-листа у Продавца и копия ответа Продавца (производителя) товаров о невозможности предоставления этого документа. Продавец объясняет невозможность предоставления прайс-листа рядом уважительных объективных причин и в частности тем, что: не может зафиксировать цены на товар на длительный срок из-за частого изменением цен на сырье; определением стоимости товара в долларах США, а также себестоимостью товара с учетом доставки товара Покупателю.
Сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления содержались в экспортной декларации, которая была предоставлена Заявителем по требованию таможенного органа в таможенный орган, при этом в апелляционной жалобе, таможенный орган ошибочно указывает, что экспортная декларация не была предоставлена.
Таможенный орган безосновательно считает, что заявленные декларантом вычеты на перевозку товара по территории ЕАЭС (на основании указанной в инвойсе разбивки стоимости перевозки до и после прибытия на территорию ЕАЭС) должны подтверждаться документами, полученными исключительно от лица, непосредственно осуществлявшего транспортировку, при этом документы на транспортные расходы согласованные между продавцом и экспедитором не являются, по мнению таможенного органа, основанием для заявления декларантом вычета на перевозку товара по территории ЕАЭС.
Вместе с тем, представленные декларантом документы о том, что Продавец оплачивает услуги по перевозки товара по договору с Экспедитором, что подтверждается представленными Заявителем документами (Договором, счетом на оплату, банковскими документами по оплате услуг) таможенный орган неправомерно посчитал ненадлежащим доказательством для заявления вычета на транспортные расходы по территории ЕАЭС. Тем самым таможенный орган, проигнорировал практику делового оборота в сфере транспортных услуг по осуществлению транспортировки грузов посредством транспортно-экспедиторских организаций, без каких-либо ссылок на нормы права.
Представленные в таможенный орган документы от Продавца, в части оказания услуг по экспедированию товара (Договор о транспортно-экспедиторском обслуживании N 24112017 от 24.11.2017 с дополнениями; Поручение на перевозку, счет Экспедитора и документы об оплате счета), подтверждают достоверность размера расхода на перевозку (транспортировку), понесенных Продавцом.
Пункт 3.1. Договора о транспортно-экспедиторском обслуживании Х° 24112017 от 24.11.2017 с дополнениями установлено, что вознаграждение Экспедитора составляет разницу между ставкой на перевозку, оплаченной Клиентом, и фактическими расходами Экспедитора. Ставки на перевозки фиксируются в приложениях к настоящему договору, либо путем обмена письмами, факсами, телексами, электронной почтой". Заказчик ("ОКВ ZUBR VOSTOK CO., LTD") и Исполнитель ("SIA F.B.LOGISTIC") письменно согласовали в инвойсе N FB1681B от 15.09.2020 г. тарифную ставку на услуги ТЭО и транспортировки грузов по договору, которую Заказчик обязан оплатить Исполнителю, а именно:
В инвойсе N FBI681В от 15.09.2020 г. тарифная ставка составляет; - 440, 16 $ (до границы ЕАЭС) и 1460 $ (по территории РФ); также присутствует как указание плательщика "ОКВ ZUBR VOSTOK", так и указание экспедитора SIA "FB LOGISTICS", при этом указывается CMR N LV-113 на основании которой осуществлялась перевозка и номер инвойса N ZBV-2020R/UT/113 от 15.09.2020 г., в котором согласно спецификации и контракта указывается товар, поставляемый ООО "ЮТЭК-ТЕХНО" по ДТ N 10113110/180920/0063936.
Согласно договора транспортной экспедиции, SIA "FB LOGISTICS" как Экспедитор имеет право для исполнения конкретных поручений по перевозке товара Продавца привлекать третьих лиц. Такой третьей организацией является компания SIA "VIO TRANS", указанная в графе 16 товаротранспортной накладной (CMR).
В связи с этим, поскольку тарифная ставка Исполнителя включает в себя все расходы, которые обязан уплатить Заказчик (Продавец) за доставку его груза до получателя, в том числе, включает в себя и вознаграждение Исполнителя, именно эти же суммы были указаны, в свою очередь, компанией "ОКВ ZUBR VOSTOK CO., LTD" в его инвойсе N ZBV-2020R/UT/113 от 15.09.2020 г. на поставку товаров для ООО "ЮТЭК-ТЕХНО" в качестве суммы стоимости перевозки, то из этого однозначно следует, что вознаграждение Экспедитора через сумму тарифной ставки полностью включено в таможенную стоимость товара при его декларировании.
Отсутствие в счете Экспедитора выделенной отдельно суммы стоимости его вознаграждения никак не может изменить общую сумму стоимости затрат Заказчика (Продавца), уплаченную им согласно тарифной ставки Исполнителя за перевозку его груза к получателю. Учитывая изложенное, ошибочен и не основан на каких-либо документах вывод таможенного органа о том, что у него есть основания полагать о не включении или неполном включении вознаграждение экспедитора в таможенную стоимость декларируемого товара и в связи с этим у таможенного органа якобы отсутствуют основания для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, Заявитель представил доказательства, подтверждающие действительное применение лицом, ответственным перед Продавцом за перевозку товаров (Экспедитора) тех тарифов, с использованием которых в инвойсах Продавца была определена и указана стоимость расходов на перевозку (транспортировку) товаров, задекларированных Заявителем.
Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса.
Исходя из пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 постановления Пленума N 49).
Поэтому соблюдение условий для вычета расходов на перевозку (транспортировку), обозначенных в подпункте 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса, может подтверждаться различными доказательствами, в зависимости от особенностей условий договоров, избранных поставщиком средств перевозки (транспортировки) товаров, типов заключенных гражданско-правовых договоров.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что таможенным органом необоснованно отказано в заявленном декларантом вычете из заявленной таможенной стоимости по перевозке товара после его прибытия на единую территорию ЕАЭС, принято не основанное на нормах права Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации и осуществлена корректировка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворении заявления Общества.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-54423/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-54423/2021
Истец: ООО "ЮТЭК-ТЕХНО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ