г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А56-38024/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещено.
от ответчика: Кязимов Р.В. (доверенность от 30.12.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32881/2021) общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Промстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2021 по делу N А56-38024/2021 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Промстрой" к Комитету за контролю за имуществом Санкт-Петербурга о признании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Предприятие Промстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет, ККИ) о признании незаконным уведомления от 13.04.2021 N 004433 об освобождении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Софийская улица, участок 11.
Решением от 11.08.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, полагая договор земельного участка N 21-ЗК03212 от 12.08.2009 действующим, что, по мнению Общества, подтверждается фактом принятия арендной платы арендодателем по договору.
В судебном заседании апелляционный суд огласил ранее направленное в заявителем ходатайство о приостановлении производства по делу, в обоснование которого указано, что Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании договора аренды земельного участка N 21-ЗК03212 от 12.08.2009 действующим к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербург (дело А56-101563/2021).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом (уставным) субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Данные законоположения направлены на защиту процессуальных прав лиц, участвующих в деле, а также на вынесение законного и обоснованного судебного решения в условиях правовой определенности, обусловленной разрешением другого дела, рассматриваемого судом.
Вопрос о необходимости приостановления производства по делу разрешается арбитражным судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.
Объективной предпосылкой применения данных норм является невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому делу, обусловленная тем, что существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении другого дела. Такая предпосылка имеется, когда решение по другому делу будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по рассматриваемому делу. Возможность рассмотрения спора по существу предопределена необходимостью установления обстоятельств, имеющих значение для дела и входящих в предмет доказывания, которые определяются арбитражным судом исходя из характера спорного правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем в рамках настоящего дела рассматривается спор в порядке гл. 24 АПК РФ, предметом которого является законность ненормативного акта, тогда как в рамках дела А56-101563/2021 рассматривается спор в порядке искового производства о признании договора действующим.
Учитывая отсутствие оснований для приостановления производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу А56-101563/2021, в удовлетворении ходатайства апелляционным судом отказано.
В судебном заседании представитель ККИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечил. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, заявитель является арендатором земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Софийская улица, участок 11 (возле дома 80), кадастровый номер 78:13:0007469:1026 на основании договора аренды земельного участка N 21-ЗК03212 от 12.08.2009, в редакции дополнительного соглашения N3 от 09.07.2014.
Договор аренды земельного участка N 21-ЗК03212 от 12.08.2009 возобновлен на неопределенный срок.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга вручил заявителю обжалуемое уведомление от 13.04.2021 N 004433 об освобождении земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Софийская улица, участок 11 (возле дома 80) как используемого без правоустанавливающих документов.
Полагая требования незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" и является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.2 положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах.
Согласно п. 1.2 и п. 1.4 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование объектов нежилого фонда и земельных участков - это визуальный осмотр должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, земельных участков с целью проверки соблюдения условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости.
На основании п. 3.1 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводится должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
В данном случае обследование объекта произведено в рамках полномочий, установленных указанными нормативно-правовыми актами, а также в рамках гражданско-правовых отношений.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осуществлял проверку фактического пользования, находящегося в государственной собственности объекта недвижимого имущества - земельного участка, являясь лицом, уполномоченным на совершение данных действий. Его действия по обследованию объекта направлены на выявление фактического состояния имущества Санкт-Петербурга, соблюдение условий договора.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим в адрес Комитета обращением СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Комитетом 13.04.2021 проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., участок 11 (возле дома 80) (далее - Участок 1), по результатам которого установлено, что южнее здания по адресу: Санкт-Петербург, Софийская ул., д.80, литера В расположена территория площадью 1639 кв.м (далее - Территория), используемая под складирование строительных материалов, стоянки транспортных средств и строительной техники. Доступ на Территорию ограничен и возможен с западной стороны через металлические ворота.
В соответствии с информацией, размещенной в базе данных КИО ИТС "Кадастр 2", ИТС "Аренда" и ИТС "Реестр": - часть территории площадью 1389кв.м. занимает Участок 1. Участок 1 не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р (далее - Схема НТО); - часть территории площадью 250 кв.м занимает земельный участок из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедших государственный кадастровый учет, свободных от прав третьих лиц (далее - Участок 2). Участок 2 не включен в Схему НТО. Участок 2 примыкает к восточной и южной границам Участка 1.
Ранее в отношении Участка 1 действовал договор аренды земельного участка от 12.08.2009 N 21-ЗК03212.
На основании уведомления СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от 11.09.2020 N 04-28-19952/20-0-0 указанный договор был расторгнут.
На момент обследования и направления обжалуемого уведомления отказ СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" от исполнения договора Обществом не оспорен.
Таким образом, оспариваемое уведомление от 13.04.2021 N 004433 является следствием законных действий ККИ, который действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем действия Комитета по обследованию и составлению акта не могут быть признаны нарушающими интересы Общества. При этом уведомление имеет информационный, а не властный, обязывающий характер, поскольку содержит лишь предложение юридическому лицу по устранению выявленных с позиции ККИ нарушений и меры, которые могут быть приняты в случае неисполнения таких требований, на что правильно указал суд в решении.
При таких обстоятельствах совокупность условий, установленная ст. ст. 198-201 АПК РФ заявителем не доказана.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2021 по делу N А56-38024/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38024/2021
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ "ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМСТРОЙ", ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМСТРОЙ"
Ответчик: КОМИТЕТ ЗА КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА