23 ноября 2021 г. |
Дело N А83-15000/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Государственного унитарного предприятия "Крымтеплокоммунэнерго", Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Научно-исследовательский центр крымоведения и охраны культурного наследия Республики Крым", Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым "Железнодорожный Жилсервис",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2021 по делу N А83-15000/2019 по исковому заявлению Государственного унитарного предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" к Администрации города Симферополя Республики Крым о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации города Симферополя Республики Крым с исковым заявлением о взыскании задолженности за тепловую энергию в размере 20 564 руб., пени в размере 11 182,41 руб. (с учетом требований статьи 49 АПК РФ, т. 2, л. 83).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2021 по делу N А83-15000/2019 исковые требования удовлетворены. С Администрации города Симферополь Республики Крым взыскана задолженность за тепловую энергию в размере 20 564 руб., пени в размере 11 182,41 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Симферополя Республики Крым, обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Апеллянт указывает, что согласно выписке из реестра муниципального имущества нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 83, площадью 91,3 кв.м, передано муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя. Таким образом, спорное имущество находится на балансе департамента развития муниципальной собственности администрации города Симферополя. Право собственности за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.
Также Администрация указала, что факт осуществления подачи тепловой энергии не подтвержден, также не подтверждены факты получения Муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым в лице администрации города Симферополя тепловой энергии, использованной в теплоносителе объектов коммунальной инфраструктуры. Не представлено доказательств того, что в нежилое помещении цокольного этажа многоквартирного дома поступает отопление, судом не установлено имеется ли в нем возможность принять тепловую энергию, поставленную на отопление. Акты, подтверждающие потребление тепловой энергии, теплоносителя со стороны собственника отсутствуют.
Договорные обязательства между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и администрацией города Симферополя по данному адресу отсутствуют, следовательно, отсутствует и задолженность.
В представленном отзыве Предприятие изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание стороны не явились, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в соответствии с решением 15-ой сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 13.03.2015 N 216 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, согласно которому администрация города Симферополя осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, т.е. осуществляет функции и полномочия собственника муниципального имущества.
На основании решения 50 сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва от 25.08.2016 N 908 нежилое помещение площадью 91,3 кв.м. по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 83, принадлежащие Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования ГО Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" по акту приема-передачи объектов основных средств от 21.10.2016 передано Администрации города Симферополя Республики Крым.
На основании решения 62 сессии Симферопольского городского совета 1-го созыва спорное нежилое помещение, принадлежащие Администрации города Симферополя Республики Крым передано Муниципальному казенному учреждению Департаменту развитию муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, что подтверждается актом о приеме-передачи объектов нефинансовых активов N 00БУ-001102 от 16.07.2017.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительными письмами от 18.08.2017 N 11-3/6012, 02.08.2018 N 11-3/6629, 14.02.2019 N 11-3/1334 направляло в адрес МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополь предложения о заключении государственного контракта теплоснабжения.
В отопительные периоды ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в период с 01.11.2017 по 31.05.2019 осуществляло теплоснабжение нежилого помещения по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 83.
Актами готовности системы теплоснабжения (отопление, ГВС, вентиляция) от 14.07.2017, 25.07.2018 установлена готовность объекта (многоквартирного жилого дома), расположенного по адресу Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 83, к отопительному сезону (т. 1, л.36-47).
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" выставило Администрации города Симферополя Республики Крым счета на оплату тепловой энергии за отопление нежилого помещения по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 83: N 2696 от 07.12.2017 на сумму 13 066,09 руб., N 2696 от 11.01.2018 на сумму 25 731,78 руб., N 2696 от 08.02.2018 на сумму 27 107,78 руб., N 2696 от 06.03.2018 на сумму 25 013,60 руб., N 2696 от 06.04.2018 на сумму 24 425,07 руб., N 2696 от 07.05.2018 на сумму 10 440, 25 руб.
Поскольку, оплата за отопление не производилась, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило в адрес Администрации города Симферополь претензию N 20-3/3109 от 16.04.2019 с требованием об оплате задолженности за тепловую энергию.
Оставление претензии без ответа и исполнения послужило основанием для обращения ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами 7 споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
Довод апеллянта о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку право на нежилое помещение, площадью 91,3 кв.м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, д. 83, принадлежит Департаменту развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, судом апелляционной инстанции отклоняется, в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым администрация города Симферополя Республики Крым входит в структуру органов местного самоуправления городской округ Симферополь.
В соответствии с решением 15-ой сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 13.03.2015 N 216 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, согласно которому Администрация города Симферополя осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, т.е. осуществляет функции и полномочия собственника муниципального имущества.
Таким образом, спорное нежилое помещение находится в муниципальной собственности города Симферополя Республики Крым (выписка из Реестра муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым N 44/40/05-15 от 24.01.2020, т.1, л. 78-79).
Статьей 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что истцом не заключался договор по теплоснабжения спорного нежилого помещения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Довод апеллянта о том, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в качестве доказательства бездоговорного потребления тепловой энергии не представило акт о бездоговорном потреблении согласно требованиям Закона о теплоснабжении, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае с учетом правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" пользование потребителем тепловой энергией, поставленной теплоснабжающей организацией по присоединенной сети в нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ признается акцептом абонентом оферты.
Составление акта о бездоговорном потреблении в данном случае не требуется.
В то же время, неисполнение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения обязанностей перед ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и не может служить препятствием для реализации права последнего на получение соответствующих платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником помещения в многоквартирном жалом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети, рассматриваются как договорные.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Факт поставки тепловой энергии и горячей воды в указанные муниципальные нежилые помещения в спорный период установлен судом, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие об осуществления поставки тепловой энергии в данный период иным поставщиком в материалах дела отсутствуют и заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлены.
Документальные доказательства, опровергающие данные об объемах и качестве полученного ответчиком ресурса в указанный период, в дело также не представлены.
Согласно пункту 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении, оплата тепловой энергии и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определенными соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 19.12.2017 N 57/11 на период с 01.01.2018 по 31.12.2018, от 20.12.2018 N 51/40 с 01.01.2019 по 30.06.2019.
Ответчиком обязательства по оплате за тепловую энергии на общую сумму 24 653,99 руб. не выполнены, доказательств обратного в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представлено.
Расчет стоимости потребленной в спорный период тепловой энергии, представленный истцом, проверен судом и признан верным.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается объем переданной тепловой энергии и отсутствуют доказательства оплаты ее стоимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания задолженности в размере 24 653,99 руб.
Кроме того истцом заявлено требование о взыскании законной неустойки за период с 19.12.2017 по 31.05.2021 в размере 11 182,15 руб.
Поскольку факт поставки тепловой энергии в спорный период и просрочки ее оплаты подтвержден материалами дела и не оспаривался ответчиком, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для привлечения ответчика к гражданско- правовой ответственности в виде взыскания законной неустойки.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
В силу статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии пунктом 60 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором, может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 9.4 статьи 15 Закона о теплоснабжении установлено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет неустойки и признан методологически и арифметически верным.
Ответчиком контррасчет в материалы дела не представлен, произведенный истцом расчет пени не опровергнут, о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Учитывая установленный судом факт нарушения ответчиком сроков оплаты потребленной тепловой энергии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты потребленной тепловой энергии в размере 11 182,15 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу относительно того, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.09.2021 по делу N А83-15000/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополь Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15000/2019
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР КРЫМОВЕДЕНИЯ И ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя, МУП муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым "Железнодорожный Жилсервис"