г. Пермь |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А71-9246/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Белослудцева Александра Витальевича
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 09 сентября 2021 года
по делу N А71-9246/2021
по заявлению Белослудцева Александра Витальевича
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ИНН 1835064045, ОГРН 1051802206389)
третье лицо - публичное акционерное общество "Мобильные Телесистемы",
о признании незаконным и отмене постановления от 16.06.2021 N 129 о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Белослудцев Александр Витальевич г. Ижевск (далее Белослудцев А.В., заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Управление, административный орган, ответчик) от 16.06.2021 N 129 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 07.09.2021) в удовлетворении заявления Белослудцева Александра Витальевича о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 N 129 отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что судом не учтено, что в тарифном плане прямо указано на то, что "остаток по дополнительным пакетам не переносится на следующий месяц", условия договора должны быть определенными и недвусмысленными, любые неясности следует толковать в пользу потребителя.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступили обращения Белослудцева А.В. (вх. N 18-00-02/023-509-ж-2021 от 22.01.2021, N 18-00-02/023-1130-ж-2021 от 09.02.2021), в которых заявителем приводятся доводы о нарушении оператором связи ПАО "МТС" (далее оператор связи) его прав потребителя услуг связи, заявлено требование о возбуждении в связи с этим в отношении ПАО "МТС" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Согласно заявлению потребителя с 21.12.2020 абонентский номер Белослудцева А.В. обслуживается оператором связи ПАО "МТС" по тарифу "Весь МТС", согласно условиям которого "после исчерпания ежемесячного пакета Интернет-соединения, включенного в тариф, и остатка пакета Интернет-соединения, перешедшего с предыдущего месяца, абоненту автоматически будут подключаться доп. пакеты Интернет-соединения..." (пункт 2 тарифного предложения "Весь МТС"). То есть условиями тарифа предусмотрен переход неиспользованного потребителем в текущем (отчетном) периоде остатка интернет-пакета на следующий отчетный период.
21.01.2021 Белослудцеву А.В. был предоставлен в рамках нового отчетного периода с 21.01.2021 по 21.02.2021 новый пакет интернет-трафика в объеме 10 ГБ, как это предусмотрено указанным тарифом, однако остаток пакета интернет-трафика в объеме более 9 ГБ за прошлый отчетный период с 21.12.2020 по 21.01.2021 оператор связи потребителю не предоставил, что подтверждается скриншотом страницы личного кабинета абонента.
По данному обращению Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике 10.02.2021 вынесено определение N 37 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в отношении ПАО "МТС".
В ходе проведенного административного расследования было установлено, что между ПАО "МТС" и Белослудцевым А.В. 20.12.2020 заключен договор о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи с выделением абонентского номера 9199183285. При заключении договора 20.12.2020 абонентом был выбран тарифный план "Супер МТС". 21.12.2020 абонентом произведено изменение и объединение мобильной (абонентский номер 9199183285) и фиксированной связи (лицевой счет 30402074081) на условиях тарифного предложения "Весь МТС".
Согласно условиям тарифного плана "Весь МТС" ежемесячно для мобильной связи предоставляется 10 Гб интернет-трафика.
Первое предоставление пакетов минут, CMC и интернета осуществляется в момент подключения/перехода на тариф в полном объеме. Последующее начисление пакетов минут, CMC и интернета осуществляется в полном объеме каждый месяц в день, соответствующий дате подключения/перехода на тариф. Неиспользованный остаток пакетов минут, CMC и интернета не переносится на следующий месяц.
Согласно показаниям АСР ПАО "МТС" 21.01.2021 произведено начисление платы за тариф, обновлены пакеты минут, CMC и интернета. Тарификация производилась в соответствии с условиями выбранного абонентом тарифного плана "Весь МТС".
Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила N 1342) установлены сведения и условия, которые должны быть указаны в договоре, заключаемом в письменной форме (пункты 22, 23, 112 Правил N 1342).
В частности, установлено, что в договоре указываются оказываемые услуги телефонной связи. Соответственно, указывать в договоре те услуги, которые не оказываются в соответствии с договором, оператор связи не обязан. Таким образом, в условиях тарифного плана "Весь МТС", который является неотъемлемой частью договора, правомерно отсутствует указание на то, что пакеты минут, CMC, интернет-соединений не переносятся на следующий месяц.
Как установлено судом при рассмотрении дела, оператор МТС предоставляет абонентам ряд тарифных планов, по условиям которых пакеты минут, CMC, интернет-соединений переносятся на следующий месяц. Фраза "остатка пакета Интернет-соединения, перешедшего с предыдущего месяца", означает пакет интернета (его остаток), который перешел с предыдущего месяца до изменения абонентом тарифного плана, предполагающего переход пакетов, на тарифный план "Весь МТС". Например, абонент пользовался тарифным планом "Смарт Безлимитище", в котором предусмотрен перенос пакетов. В данном месяце абоненту перенесен остаток пакета интернета. Абонент, не израсходовав этот остаток, изменил тарифный план на другой, по условиям которого пакеты не переносятся. При этом он продолжит пользоваться перенесенным ранее пакетом и основным пакетом, предоставленным по условиям нового тарифного плана. Далее в следующих месяцах пакеты переноситься не будут, так как новым тарифным планом абонента это не предусмотрено.
До перехода на тарифный план "Весь МТС" Белослудцевым А.В. использовался тарифный план "Супер МТС", в котором перенос пакетов не предусмотрен.
В связи с отсутствием в действиях ПАО "МТС" события административного правонарушения по ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в присутствии представителя ПАО "МТС" Кривоноговой Н.Ф. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 N 129.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Белослудцев А.В. обратился с соответствующей жалобой (заявлением) в суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В части 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение данного административного правонарушения, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, составляет, в частности, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектами названых правонарушений является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, работ, услуг.
Состав данного правонарушения носит формальный характер, соответственно, его установление не зависит от наступления неблагоприятных последствий, вызванных совершением противоправного деяния.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регламентированы Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1 от 07.02.1992 (далее - Закон о защите прав потребителей, Закон N 2300-1).
Согласно абзацу 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300- 1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу п. 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 названного Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
На основании пункта 1 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ) регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации.
На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (статья 44 Закона N 126-ФЗ).
Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 45 Закона о связи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 утверждены Правила оказания услуг телефонной связи, которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Согласно пункту 22 указанных Правил в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны следующие сведения об абоненте - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика - для юридического лица.
Пунктом 23 Правил N 1342 к существенным условиям договора на оказание услуг телефонной связи отнесены: абонентский номер или уникальный код идентификации; перечень оказываемых услуг; система оплаты услуг; порядок, сроки и форма расчетов.
В силу пункта 7 Правил N 1342 оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень таких услуг определяется оператором связи.
Оператор связи предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: информацию о тарифах на услуги телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента, в том числе о задолженности по оплате услуг телефонной связи, о зоне обслуживания своей сети связи; оператор связи обязан: по требованию абонента или пользователя предоставлять дополнительную информацию, связанную с оказанием услуг телефонной связи, извещать абонента об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, а также об изменении перечня оказываемых абоненту услуг подвижной связи и иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности (пункты 12, 24, 113 Правил N 1342).
В ходе административного расследования, проведенного Управлением Роспотребнадзора, установлено и судом первой инстанции подтверждено, что между Белослудцевым А.В. и ПАО "МТС" 20.12.2020 был заключен договор об оказании услуг передвижной связи с выделением ему абонентского номера, положения которого были определены в Условиях оказания услуг подвижной связи "МТС" (далее Условия "МТС"), а также выбранном абонентом тарифном плане (п.3.2 Условий МТС).
При заключении договора 20.12.2020 абонентом был выбран тарифный план "Супер МТС". 21.12.2020 абонентом произведено изменение и объединение мобильной (абонентский номер) и фиксированной связи (лицевой счет) на условиях тарифного предложения "Весь МТС". Условия тарифного плана "Весь МТС" опубликованы также на официальном сайте ПАО "МТС".
Условиями тарифного плана "Весь МТС" установлено, что ежемесячно для мобильной связи предоставляется 10 Гб интернет-трафика. Предоставление пакетов минут, CMC и интернета осуществляется в момент подключения/перехода на тариф в полном объеме. Первое и последующее начисление пакетов минут, CMC и интернета осуществляется в полном объеме каждый месяц в день, соответствующий дате подключения/перехода на тариф (п.1 условий тарифного плана "Весь МТС").
При этом из условий тарифного плана "Весь МТС" не следует, что неиспользованные в текущем месяце остатки пакетов минут, CMC и интернета переносятся на следующий месяц.
Напротив, из пункта 2 условий тарифного плана "Весь МТС" следует, что после исчерпания ежемесячного пакета Интернет-соединения, включенного в тариф, и остатка пакета Интернет-соединения, перешедшего с предыдущего месяца, абоненту автоматически будут подключаться доп. пакеты. Остаток по доп. пакетам также не переносится на следующий месяц.
Из буквального толкования слов пункта 2 условий тарифного плана следует, что оператором подразумеваются случаи перехода абонента с одного тарифного плана на другой и процесса расходования пакета интернета, перенесенного в рамках оказания услуг по иным тарифным планам, по которым перенос пакета минут/смс/интернет - соединений предусмотрен. Такой перенос пакетов услуг предусмотрен, например, в тарифном плане "SmartБезлимитище".
Учитывая, что отсутствует документальное подтверждение того, что условиями тарифного плана "Весь МТС" предусмотрен перенос на следующий отчетный период неиспользованного в текущем отчетном периоде остатка пакета интернет-трафика, суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы Управления об отсутствии в действиях ПАО "МТС" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, содержащиеся в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 N 129.
Доказательств, подтверждающих наличие признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, заявителем не представлено.
Отсутствие события правонарушения на основании части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В рамках дела об административном правонарушении были собраны все необходимые доказательства, запрошена и получена необходимая информация по спорным вопросам, при вынесении постановления материалы дела были исследованы, Управлением сделан вывод об отсутствии события и состава правонарушения, что является основанием для прекращения производства по административному делу.
Оспариваемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении суд первой инстанции правомерно признал соответствующим закону, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции соглашается, оснований для переоценки выводов суда и иных суждений не имеет.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09 сентября 2021 года по делу N А71-9246/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9246/2021
Истец: Белослудцев Александр Витальевич
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике
Третье лицо: ПАО "Мобильные ТелеСистемы"