г. Москва |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А40-80252/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2021 по делу N А40-80252/21
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (ИНН2626012550)
к Росимуществу (ИНН 7710723134)
третье лицо: ОАО "РЖД",
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Овсепян К.Г. по дов. от 18.01.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (далее также - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество) о признании незаконным отказ Росимущества в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под аварийным многоквартирным домом по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Железнодорожный дом, 44 км., выраженный в письме от 22.03.2021 года исх. N 10/8718, о возложении обязанности на Росимущество устранить допущенное нарушение путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под указанным аварийным многоквартирным домом.
Решением суда от 18.08.2021 заявление Комитета удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Росимущество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росимущества поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя Росимущества, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.01.2005 в соответствии с договором о передаче жилищного фонда и инженерной инфраструктуры ФГУП "СКЖД" в муниципальную собственность, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, Железнодорожный дом, 44 км, передан в собственность муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
Указанный дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:30:000000:1, разрешенное использование - для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства (под полос} отвода СК ЖД в г.Ессентуки).
Земельный участок с кадастровым номером 26:30:000000:1 принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в аренде у ОАО "РЖД".
Постановлением администрации города Ессентуки от 11.11.2016 N 1844 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Железнодорожный дом, 44 км, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 01 апреля 2019 года N 126-п утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах" (далее - Программа), участником которой является муниципальное образование городской округ город-курорт Ессентуки.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Железнодорожный дом, 44 км, включен в III этап реализации программы, планируемый срок расселения - 2021 год.
Завершением этапа реализации Программы является осуществление сноса аварийного многоквартирного дома.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 56.6 Земельного кодекса РФ установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждается решением исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на предоставление находящегося в государственной собственности земельного участка.
В соответствии с Положением об Управлении земельных отношений Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 01.03.2013 г. N 51, Управление земельных отношений является структурным подразделением Росимущества и осуществляет подготовку проектов решений Росимущества о предоставлении находящихся в федеральной собственности земельных участков, а также об образовании земельных участков.
Таким образом, довод Росимущества об отнесении к компетенции Росжелдора функций по образованию земельных участков, является не состоятельным.
Следует отметить, что целью решения об изъятии является не образование земельного участка, а расселение и впоследствии снос аварийного многоквартирного дома.
Администрация города Ессентуки не преследует целью обратить земельный участок под жилым домом по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, Железнодорожный дом, 44 км. в муниципальную собственность, а лишь реализует положения краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах", предусматривающей изъятие данного дома с целью сокращения на территории муниципального образования непригодного и опасного для проживания аварийного жилья.
В соответствии с ч.2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.4 ч.3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.
Арбитражным судом в обжалуемом решении от 18.08.2021, правомерно указано, на то, что полоса отвода железной дороги с расположенным на нем жилым домом, размещение которого в полосе отвода законодательно не предусмотрено, не может быть отождествлена с элементом планировочной структуры, застроенным многоквартирными домами.
Отказ Росимущества в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под аварийным многоквартирным домом, противоречит п.4 ст.56 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Комитета фактически препятствуя ему в реализации положения краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах".
Кроме того следует отметить, что на момент предоставления спорного земельного участка в аренду ОАО "РЖД", на земельном участке уже находился многоквартирный дом, о чем Росимущество и ОАО "РЖД" не могли не знать, однако многоквартирный дом на баланс ОАО "РЖД" не поставлен, перевод данного земельного участка в земли населенных пунктов также не производился. Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка может привести к нарушению баланса интересов сторон и публичных интересов.
Таким образом, отсутствуют основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью образования земельного участка для расселения жильцов многоквартирного жилого дома, признанного аварийным.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Росимуществом не доказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.08.2021 по делу N А40-80252/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80252/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ