г. Вологда |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А13-2343/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2021 года по делу N А13-2343/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (ОГРН 1023502295442, ИНН 3523011161; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609, ИНН 3525131538; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 11.02.2021 N 61-23/1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищный ремонтно-эксплуатационный участок" (ОГРН 1163525099132, ИНН 3528263980; адрес: 162626, Вологодская область, город Череповец, улица Раахе, дом 62, офис 5; далее - ООО "ЖРЭУ").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм процессуального права, отсутствие надлежащей оценки судом доводов общества. Полагает, что общество не несет ответственность за несоответствие температуры в квартире потребителя. Указывает на то, что при одной и той же температуре теплоносителя температура внутреннего воздуха в пределах квартиры потребителя различна и ниже нормы только в одной комнате из четырех, считает, что причиной таких разных температур может являться нарушение целостности межпанельных швов, отсутствие автоматики в системе ГВС. Ссылается на акт обследования систем теплопотребления от 16.02.2021.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 08.02.2021 N 61 в связи с обращением гражданина инспекцией в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Любецкая, д. 27, по результатам проверки составлен акт от 11.02.2021 N 61-23/1, в котором зафиксировано, что обществом не обеспечено предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества по адресу г. Череповец, ул. Любецкая, д. 27, кв. 1.
Ввиду выявленного нарушения обществу выдано предписание от 11.02.2021 N 61-23/1, согласно которому заявителю надлежит в срок до 20.02.2021 выполнить мероприятия по устранению выявленных нарушений пункта 3 Правил N 354, пункта 15 приложения 1 к Правилам N 354, а именно: обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества по адресу названной выше квартиры.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
На основании положений статей 2, 20 ЖК РФ, пунктов 1.2, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3 Положения о государственной жилищной инспекции Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.05.2010 N 592 (далее - Положение N 592), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) суд первой инстанции пришел к верному выводу о проведении рассматриваемой проверки и выдаче предписания в пределах предоставленных инспекции полномочий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Названной нормой к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Как определено пунктом 2 Правил N 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 к видам коммунальных услуг отнесено отопление, под которым понимается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Исходя из положений пункта 8, подпункта "ж" пункта 17 Правил N 354, в качестве исполнителя коммунальных услуг может выступать ресурсоснабжающая организация.
В данном случае собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Череповец, ул. Любейкая, д. 27, избран способ управления управляющей организацией, в качестве которой выбрано ООО "ЖРЭУ".
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.12.2018 собственниками принято решение утвердить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями с 01.01.2019.
Обществом (теплоснабжающая организация) и ООО "ЖРЭУ" (исполнитель) заключен договор теплоснабжения от 10.09.2018 N 670/Э для содержания общего имущества многоквартирного дома, которым определена граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности общества и компании.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что с 01.01.2019 общество является исполнителем в правоотношениях с потребителями названного многоквартирного дома по коммунальной услуге отопления.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 3 Правил N 354 определено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются в том числе следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В составе требований к качеству коммунальных услуг в пункте 15 Приложения N 1 отражено обеспечение нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В ходе проведенного инспекцией 11.02.2021 в 9 час 00 мин обследования помещений рассматриваемой квартиры произведены замеры параметров коммунальной услуги по отоплению и установлено, что температура наружного воздуха на момент проверки составляла -18оС, температура теплоносителя на вводе в тепловой пункт до границы балансового разграничения составила 97,4оС, квартира является угловой на 1 этаже, температура в угловой комнате (с 2-мя окнами) - 20,0оС, температура в угловой комнате (с 1 окном) - 22,4оС, температура в комнате (не угловая, западная сторона) - 21,9оС.
Таким образом, вывод инспекции о том, что температура воздуха в угловой комнате не соответствует нормативным требованиям к качеству коммунальной услуги отопления, подтвержден материалами дела.
Как верно отметил суд первой инстанции, доводы заявителя о соблюдении температурного графика на выходе из котельной не свидетельствуют о надлежащем исполнении требований Правил N 354.
Согласно пункту 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более:
- по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%;
- по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5%;
- по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/см2.
Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.
Правилами N 354 предусмотрено разграничение ответственности управляющей организации и РСО по границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Таким образом, РСО обязана обеспечить температуру воды не только на выходе из котельной, но и на границе эксплуатационной ответственности на входе в объект, в который поставляется теплоресурс, в соответствии с утвержденным температурным графиком.
Обществом в ходе проверки представлен температурный график регулирования отпуска тепловой энергии, согласно которому при температуре наружного воздуха -18оС температура теплоносителя должна составлять 105,7оС.
Фактически в ходе проверки установлено, что температура теплоносителя на вводе в тепловой пункт до границы балансового разграничения составила 97,4оС.
Вопреки позиции апеллянта, доводы общества и представленные им доказательства не опровергают факта установленного инспекцией нарушения.
Вместе с тем общество, являясь ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги по отоплению, обязано осуществить полный, необходимый и достаточный комплекс действий, обеспечивающий предоставление потребителю коммунальной услуги, отвечающей нормативным требованиям.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании правовых норм применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними. Само по себе несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, к которому прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Обществом заявлено ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной заявителем по платежным поручениям от 29.07.2021 N 10298 и 10270 и возвращенной по справкам Арбитражного суда Вологодской области от 09.09.2021 по делу N А13-11256/2021 и от 23.08.2021 по делу N А13-10732/2021.
Ввиду представления обществом документов, являющихся основанием для зачета государственной пошлины, его ходатайство о таком зачете удовлетворяется апелляционным судом.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. остаются на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ. Излишне уплаченная подателем жалобы по платежному поручению от 29.07.2021 N 10270 государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести зачет государственной пошлины в сумме 1 500 руб., уплаченной по платежным поручениям от 29.07.2021 N 10298 и 10270 и возвращенной по справкам Арбитражного суда Вологодской области от 09.09.2021 по делу N А13-11256/2021 и от 23.08.2021 по делу N А13-10732/2021, в счет уплаты государственной пошлины при обращении общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2021 года по делу N А13-2343/2021.
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2021 года по делу N А13-2343/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (ОГРН 1023502295442, ИНН 3523011161; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59) из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.07.2021 N 10270.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2343/2021
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Вологда"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: ООО "Жилищный ремонтно-эксплуатационный участок"