г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А56-17656/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: Черкасова А.В. по доверенности от 11.10.2021
от заинтересованного лица: Новиков А.В. по доверенности от 30.12.2020
от 3-го лица-1 Шайдаева А.З.: Иванов П.Е. по доверенности от 31.07.2021
от 3-го лица-2 Исмаиловой П.А.: Нагдалиев Д.М. по доверенности от 11.11.2021
от 3-го лица-3 ГУП "ТЭК СПб": Шадрин А.Г. по доверенности от 20.10.2021
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А56-17656/2021, принятое
по заявлению ООО "БФА Сервис"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
третьи лица: 1) Шайдаев А.З., 2) Исмаилова П.А., 3) ГУП "ТЭК СПб" Исмаилова П.А.; ГУП "ТЭК СПб"
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БФА Сервис" (адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, наб. Петроградская, д. 36, лит. А, эт. 2 пом. 1-Н: N 57 (часть), ОГРН: 5067847257540; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Малоохтинский, д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 20.02.2021 N 09/21/89-Р.
Решением суда от 28.04.2021 предписание Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.02.2021 N 09/21/89-Р признано недействительным.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ Санкт-Петербурга, Шайдаев А.З. обжаловали судебный акт в апелляционном порядке.
Определением от 20.09.2021 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд апелляционной инстанции привлек Шайдаева А.З., Исмаилову П.А. и Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес: 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 12, лит. А, ОГРН: 1027810310274) (далее - ГУП "ТЭК СПб").
В судебном заседании 16.11.2021 представитель ООО "БФА Сервис" поддержал заявленные требования, представители ГЖИ Санкт-Петербурга, Шайдаева А.З., Исмаиловой П.А., ГУП "ТЭК СПб" возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзывах.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании распоряжения от 03.02.2021 N 09/21/89-Р провела внеплановую выездную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований по адресу: Санкт-Петербург, Новоколомяжский пр., д. 17, лит. 1.
В ходе проверки установлено, что коммунальная услуга "отопление" с 15.10.2020 и по 20.02.2021 в помещение 16-Н не предоставляется. Общество считает, что обязанность по обслуживанию индивидуального теплового пункта (ИТП) N 2, находящегося в пом. 4-Н, возложена на собственника пом. 16-Н, в связи с чем оборудование ИТП N 2 Обществом не обслуживается, при подготовке МКД к отопительному сезону ресурсоснабжающей организации не предъявлялось.
Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 543, пункта 1 части 1.1, части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 17 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежавшего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, что отражено в акте проверки от 20.02.2021 N09/21/89-Р (т.1 л.д.10-13).
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 20.02.2021 N 09/21/89-Р, которым в срок до 12.03.2021 предписано подготовить ИТП N 2 к отопительному сезону 2020/2021 годов, предъявить ресурсоснабжающей организации. Начать предоставление коммунальной услуги "отопление" в соответствии с требованиями и нормами законодательства (т.1 л.д.8-9).
Не согласившись с данным предписанием, Общество обралось в арбитражный суд с заявлением.
Выслушав представителей сторон и третьих лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома.
Частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Согласно пункту 17 Минимального перечня, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах включают в себя, в том числе, проверку исправности и работоспособности оборудования, выполнение наладочных и ремонтных работ на индивидуальных тепловых пунктах и водоподкачках в многоквартирных домах; постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности оборудования; гидравлические и тепловые испытания оборудования индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек; работы по очистке теплообменного оборудования для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением указанных в данной норме стандартов, к числу которых относится организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Согласно пункту 5.1.1 Правил N 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.1.2. Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Пунктом 5.2.1 Правил N 170 предусмотрено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
В силу подпункта "е" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является соответствие технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям и его готовность для предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "в" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Таким образом, ответственными за состояние отопительной системы могут быть собственник, арендаторы, управляющая организация, то есть лица, отвечающие за обслуживание инженерных систем.
Как следует из материалов дела, предписанием ГЖИ Санкт-Петербурга от 20.02.2021 N 09/21/89-Р Обществу предписано подготовить ИТП N 2 к отопительному сезону 2020/2021, предъявить ресурсоснабжающей организации и начать предоставление коммунальной услуги "отопление" собственникам помещения 16-Н в соответствии с требованиями и нормами действующего законодательства.
Оспаривая указанное предписание, Общество ссылается на то, что ООО "БФА Сервис" выбрано управляющей организацией в спорном МКД решением собственников МКД, зафиксированным протоколом N Н17/1-2018 от 02.10.2018.
Указанным протоколом N Н17/1-2018 от 02.10.2018 утвержден перечень общего имущества МКД.
02.10.2018 между Обществом и Шайдаевым А.З. на основании решения собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от 02.10.2018 N H17/1-2018, заключен договор управления многоквартирным домом N ДУ-Н17-16Н, в пункте 1.4 которого отмечено, что на дату заключения настоящего договора Шайдаеву А.З. принадлежит помещение 16-Н.
При этом Общество указывает на то, что в пункте 1.1 Приложения N 2 к Договору управления МКД N ДУ-Н17-16Н указано, что в состав общего имущества входит только ИТП-1 жилой части.
В пункте 1.9 Приложения N 2 к договору отражено, что внутридомовая система отопления состоит из одного индивидуального теплового пункта (пом. 3-Н), магистралей и стояков отопления, распределительных коллекторов поквартирной разводки, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих осях.
В пункте 3.2.1 отмечено, что по системе отопления горячего водоснабжения и пом. 16-Р: точек разграничения нет, система ГВС и отопления пом. 16-Н обеспечивается через ИТП-2 (пом. 4-Н), которое не входит в состав общего имущества и имеет границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности непосредственно с теплосетевой организацией.
Общество также указывает на то, что согласно справке ООО "Кадастровое Бюро" в состав общего имущества многоквартирного дома входит только ИТП N 1 жилой части.
Согласно сведениям из ЕГРН, помещение 4-Н (ИТП-2 встроенной части) является помещением вспомогательного использования для помещения 16-Н с кадастровым номером 47:34:0004231:1292, право долевой собственности на помещение 16-Н зарегистрировано на долевых собственников Шайдаева А.З. и Исмаилову П.А.
Из материалов дела следует, что между Шайдаевым А.З. и ГУП "ТЭК" 01.07.2019 заключен договор теплоснабжения нежилого помещения в МКД N 5906.037.н, в Приложении N 2 к которому указана граница эксплуатационной ответственности: "Первые фланцы отключающей арматуры на подающем и обратном трубопроводах на вводах т/сетей в ИТП N 2 здания по адресу: Новоколомяжский пр. д. N 17, лит. А со стороны тепловых сетей ГУП "ТЭК".
Пунктом 4.4.3 указанного договора на Шайдаева A.3. возложена обязанность по поддержанию в исправном техническом состоянии принадлежащего и эксплуатируемого оборудования, приборов учета тепловой энергии, горячей воды, расположенных в помещении ИТП N 2.
В приложении N 2 к договору теплоснабжения от 01.02.2019 Ш 21987.34.037.1, заключенному между ГУП "ТЭК" и Обществом, указано, что тепловые нагрузки на нежилую встроенную часть МКД, отапливаемую от ИТП N 2, учитываются во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и правообладателем соответствующего нежилого помещения.
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, Общество настаивает на том, что ИТП N 2, расположенный в помещении 4-Н, предназначен исключительно для обеспечения помещения 16-Н тепловой энергией и горячим водоснабжением, следовательно, не является общедомовым имуществом, не включался Застройщиком в договор управления.
По мнению Общества, обязанность проводить необходимые регламентные работы для обеспечения эксплуатации инженерных сетей в помещении 4-Н (ИТП N 2), которое является помещением вспомогательного назначения для помещения 16-Н, лежит на собственнике помещения 16-Н.
Вместе с тем, из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что спорный МКД имеет три индивидуальных тепловых пункта: ИТП N 1 на жилую часть МКД, ИТП N 2 на встроенную часть МКД (нежилые помещения МКД) и ИТП N 3 на автостоянку.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела паспортами системы теплоснабжения МКД, а также актом приемки объекта капитального строительства, подписанным, в том числе, со стороны ООО "БФА Сервис".
Судом апелляционной инстанции также установлено, что между Обществом и ГУП "ТЭК" 01.02.2019 заключен договор теплоснабжения N 21987.34.037.1, согласно пункту 2.1 которого ресурсоснабжающая организация обеспечивает подачу (поставку) Исполнителю (ООО "БФА Сервис") через присоединительную сеть коммунального ресурса на точку поставки, а Исполнитель обязуется принимать и своевременно оплачивать принятый коммунальный ресурс, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим его потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунального ресурса (т.1 л.д. 149-151).
В Приложении N 2 к договору теплоснабжения N 21987.34.037.1 от 01.02.2019 указана граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: "Первые фланцы отключающей арматуры на трубопроводах на вводах т/сетей и в ИТП N1, 2, 3 со стороны т/сетей т/сетевой организации".
Указанное обстоятельство также подтверждается приложением N 12 к договору теплоснабжения N 21987.34.037.1 от 01.02.2019 "Схема теплоснабжения".
В соответствии с пунктом 6 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к вывод у о том, что система теплоснабжения МКД состоит из трех ИТП, каждый из которых отапливает соответствующую часть МКД (жилая часть, встроенная часть, автостоянка), и каждый из которых является общим имуществом собственников МКД в силу императивности пункта 6 Правил N 491, вне зависимости от количества и назначения помещений, ими отапливаемых.
Довод Общества о том, что обязанность по обслуживанию ИТП N 2 в силу пункта 4.4.3 договора теплоснабжения нежилого помещения в МКД от 01.07.2019 N 5906.037.Н, заключенного между Предприятием и Шайдаевым А.З., возложена на Шайдаева А.З., признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку противоречит положениям жилищного законодательства РФ.
Пунктом 4.4.3 Договора от 01.07.2019 N 5906.037.Н установлено, что абонент обязан поддерживать в исправном техническом состоянии принадлежащие и эксплуатируемые абонентом энергооборудование и приборы учета тепловой энергии, горячей воды (теплоносителя).
Вместе с тем, из пункта 4.4.3 Договора не следует обязанность Шайдаева А.З. за свой счет в полном объеме осуществлять содержание и обслуживание ИТП N 2.
Кроме того, нежилое помещение 4Н, в котором расположен ИТП N 2 не находится в собственности Шайдаева А.З.
Указанное помещение не приобреталось кем-либо в собственность, следовательно, является частью МКД. Таким образом, оснований относить помещение 4Н к собственности Шайдаева А.З. у Инспекции не имелось.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности предписания, которое содержит законные требования, не нарушает права и законные интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "БФА Сервис" требований и признания недействительным предписания ГЖИ Санкт-Петербурга от 20.02.2021 N 09/21/89-Р.
Государственная пошлина, оплаченная третьим лицом Шайдаевым А.З. при подаче апелляционной жалобы в сумме 150 руб. подлежит взысканию с Общества в его пользу. В остальной части (в сумме 150 руб.) подлежит возврату как излишне уплаченная в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6.1 статьи 268, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 апреля 2021 года по делу N А56-17656/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "БФА Сервис" в пользу Шайдаева Александра Зурабовича государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Возвратить из федерального бюджета Шайдаеву Александру Зурабовичу излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17656/2021
Истец: ООО "БФА СЕРВИС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГУП "ТЭК СПб", Исмаилова П.А., Шайдаев А.З.