г. Тула |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А62-3306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.11.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Грошева И.П. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Скрыльковой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" и открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2021 по делу N А62-3306/2020 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергосбыт", г. Москва, ИНН 7704228075, ОГРН 1027700050278) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), к открытому акционерному обществу "Жилищник" (далее - ОАО "Жилищник", г. Смоленск, ИНН 6731065371, ОГРН 1076731017780) о взыскании 2 407 910 руб. 55 коп. долга по оплате потребленной в феврале 2020 года электрической энергии, 803 096 руб. 57 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года, февраль 2020 года, начисленных с 19.06.2018 по 05.04.2020, а также 5 365 420 руб. 01 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года, февраль 2020 года в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, начиная с 02.01.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", акционерное общество "Оборонэнерго", областное государственное унитарное энергетическое производственное предприятие "Смоленскоблкоммунэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Территориальная сетевая организация N 3", администрация города Смоленска, управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Смоленску, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Смоленска, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств N 8 им. Д.С. Русишвили" города Смоленска.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 2 387 366 руб. 67 коп., 786 934 руб. 23 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года, начисленные с 19.06.2018 по 05.04.2020, а также 16 087 руб. 01 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за февраль 2020 года, начисленные с 17.03.2020 по 05.04.2020, пени начисленные на задолженность 2 957 509 руб. 46 коп. за май 2018 года, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, начиная с 02.01.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга, пени начисленные на задолженность 2 387 366 руб. 67 коп. за февраль 2020 года, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, начиная с 02.01.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга, в удовлетворении остальной части иска отказано, судебные расходы отнесены на сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АтомЭнергоСбыт" и ОАО "Жилищник" обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
АО "АтомЭнергоСбыт" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает на то, что основания исключать из объема начислений объем электроэнергии, поставленной в спорный период в ряд нежилых помещений, отсутствуют, поскольку несоответствие способа фактического подключения данных нежилых помещений расчетной схеме выявлено 20.01.2021, 21.01.2021. Полагает, что только с этой даты необходимо вносить изменения в существующую схему расчетов.
ОАО "Жилищник" в своей апелляционной жалобе указывает на неправомерность представленного истцом расчета объема потребленной электроэнергии, поскольку истцом не учтены показания приборов учета, установленных в местах общего пользования. По мнению ответчика, истец не вычел из общедомового объема объем электрической энергии, потребленный нежилыми помещениями в спорных многоквартирных домах (далее - МКД).
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Смоленска ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст. 41, 156 и 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб.
Оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "АтомЭнергоСбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Смоленской области (приказ Министерства энергетики Российской Федерации N 311 от 23.05.2014).
ОАО "Жилищник" осуществляет деятельность по управлению МКД.
Между истцом (гарантирующим поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключен договор энергоснабжения от 19.03.2015 N 67515114, согласно которому АО "АтомЭнергоСбыт" обязалось осуществить продажу ОАО "Жилищник" электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию (мощность) у истца в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД в части объема электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества, превышающего пределы нормативов потребления электрической энергии, установленных для собственников и нанимателей помещений в МКД, в целях содержания общего имущества в МКД.
Перечень МКД содержится в приложении N 1.1 к договору.
Объем взаимных обязательств сторон по договору определяется в точках поставки, находящихся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений. При отсутствии на дату заключения договора составленного в установленном порядке указанного акта до его составления точки поставки определяются в точках присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) общества к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики (п. 1.3 договора).
Из п. 4.1 договора следует, что фактический объем поставленной (проданной) электрической энергии (мощности) обществу определяется, исходя из показаний приборов учета либо расчетным способом.
Согласно п. 2.3.4 договора покупатель обязан ежемесячно в период с 23 по 25 число расчетного месяца производить запись показаний коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, с последующим представлением в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета не позднее 26 числа расчетного месяца.
Оплата за поставленную электрическую энергию осуществляется покупателем до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 6.2 Договора).
На основании п. 6.3 договора по окончании расчетного периода гарантирующий поставщик производит расчет сумм, подлежащей к оплате за фактически принятую в расчетном периоде обществом электрическую энергию (мощность) и выдает (направляет) обществу счет-фактуру и акт приема-передачи электрической энергии. Общество в течение 3 рабочих дней с даты получения акта обязано возвратить гарантирующему поставщику один экземпляр акта, подписанный руководителем, главным бухгалтером или иными доверенными лицами и скрепленный печатью. При возникновении разногласий по объему и стоимости поставленной электрической энергии (мощности) общество обязано с актом, подписанным в неоспариваемой части, направить обоснованные разногласия по объему продаваемой электрической энергии (мощности), с указанием причин таких разногласий. В случае не представления гарантирующему поставщику в указанный выше срок со стороны общества оформленного акта и (или) разногласий к акту, электрическая энергия (мощность) считается принятой обществом в полном объеме и по стоимости, указанной в акте.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в феврале 2020 года поставил ответчику электрическую энергию (с учетом последующей корректировки), объем которой определен на основании показаний приборов учета. Факт поставки ответчику энергоресурса подтверждается представленными в материалы дела счетом, счетом-фактурой, актом приема-передачи электроэнергии, актами снятия показаний приборов учета.
Ответчик принял поставленную электроэнергию, однако оплату не произвел.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате за поставленную в феврале 2020 года электроэнергию явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом N 35-ФЗ, Правилами N 354, Правилами N 124, Правилами N 491, оценив и исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии на стороне ответчика задолженности за поставленную в спорный период электроэнергию. Вместе с тем, частично удовлетворяя исковые требования, суд области с учетом представленного в материалы дела акта от 20 - 21.01.2021, которым установлено, что ряд нежилых помещений запитаны из под ОДПУ, исключил из расчета истца, объем электроэнергии, поставленной в указанные нежилые помещения.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суд области правомерно руководствовался следующим.
Согласно ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Наличие договорных отношений между сторонами в спорный период не оспаривалось ответчиком и подтверждается заключенным сторонами договором энергоснабжения от 19.03.2015 N 67515114, предметом которого является приобретение исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии (мощности) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в МКД в части объема электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества, превышающего пределы нормативов потребления электрической энергии, установленных для собственников и нанимателей помещений в МКД, в целях содержания общего имущества в МКД.
На основании п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Как выше установлено судом и не оспаривается ответчиком, в спорный период АО "АтомЭнергоСбыт" осуществляло поставку электрической энергии в МКД, находившиеся в управлении ОАО "Жилищник". Данный факт подтверждается представленными в материалы дела первичными платежными документами, выставленными ответчику.
Из положений ч. 1 ст. 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Часть 2 указанной статьи ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ст. 153 настоящего Кодекса, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу п. 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из положений п. 3 Правил N 354 следует, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям п.п. 8, 9, 13 и 31 Правил N 354 управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг и в качестве таковых обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями Правил N 354, ст.ст. 155, 161, 162 ЖК РФ ответчик во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации. В силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
С учетом изложенного суд области пришел к верному выводу о наличии у истца правовых оснований требовать с ответчика оплаты поставленной в МКД электроэнергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Положения ст. 154 ЖК РФ устанавливают порядок определения структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме); плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (п.п. 2, 3 ч. 1, п.п. 1, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
При этом согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ предусматривающие включение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Следовательно, с 01.01.2017. в силу положений ЖК РФ собственники помещений МКД обязаны вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе оплату электрической энергии используемой для содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющей компании. А объем электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды, подлежит оплате управляющей организацией, которая получает указанную плату с собственников помещений в составе платы за содержание и ремонт.
Каких-либо решений об ином распределении коммунального ресурса собственники помещений в МКД не принимали.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с п.п. 40, 42 и 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в МКД.
Следовательно, размер платы применительно к коммунальным ресурсам за содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется в зависимости от наличия/отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета.
Факт того, что спорные МКД оборудованы общедомовыми приборами учета установлен судами и не оспаривается ответчиком.
Согласно абз. 4 п. 161 Основных положений N 442 снятие показаний расчетных приборов учета, используемых для осуществления расчетов за потребляемую коммунальную услугу по электроснабжению, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива (абз. 4 п. 162 Основных положений N 442).
В силу подп. "е" п. 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Арбитражным судом Смоленской области установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик принял на себя обязательства ежемесячно в период с 23 по 25 число расчетного месяца производить запись показаний коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, с последующим представлением их гарантирующему поставщику в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета не позднее 26 числа расчетного месяца.
При этом судом области установлено и не оспаривалось ответчиком, что истец произвел расчет стоимости переданной ответчику электрической энергии, исходя из показаний значений общедомовых приборов учета, которые переданы ответчиком.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что по условиям договора ответчик обязан был своевременно оплатить электрическую энергию за рассматриваемый расчетный период, а при наличии разногласий по объему и стоимости поставленной электрической энергии (мощности) - направить гарантирующему поставщику вместе с актом, подписанным в неоспариваемой части, обоснованные разногласия по объему продаваемой электрической энергии (мощности), с указанием причин таких разногласий. В противном случае, электрическая энергия (мощность) считается принятой обществом в полном объеме и по стоимости, указанной в акте.
Доказательств того, что ответчик обращался к гарантирующему поставщику с какими-либо разногласиями относительно неправильности произведенного им расчета за рассматриваемый расчетный период, в том числе по доводам, изложенным в возражениях по настоящему делу, материалы дела не содержат.
В подп. "а" п. 21 Правил N 124 (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется, исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг за расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Иного порядка определения стоимости коммунальных услуг для содержания общего имущества многоквартирного дома, законодателем не предусмотрено.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, судом первой инстанции, сделан верный вывод о правомерности позиции истца, согласно которой расчет коммунального ресурса, израсходованного на содержание общего имущества, должен определяться именно таким образом: показания общедомовых приборов учета (в том числе, отдельно установленных на жилую часть МКД) уменьшаются на объем потребления, подлежащего предъявлению потребителям - собственникам жилых и нежилых помещений.
При этом, объем, предъявляемый собственникам, подлежит определению исключительно в установленном Правилами N 354 порядке (пункты 42, 59, 60) - на основании показаний индивидуальных приборов учета (с применением средних значений в случаях выхода ИПУ из строя, непередачи показаний), при их отсутствии - с применением норматива потребления, установленного соответствующим нормативным актом.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (абз. 8 п. 2 Правил N 354).
Таким образом, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается такое средство измерения, которое обеспечивает учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как для собственников жилых и нежилых помещений, так и для мест общего пользования, и находится на границе балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) многоквартирного дома.
Согласно п. 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.
Границей разграничения балансовой принадлежности по общему правилу является наружная стена многоквартирного дома (п. 8 Правил N 491).
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2017 N АКПИ17-700 указано, что исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил N 491 определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса. Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Исходя из указанных норм права в отношении МКД точкой поставки электроэнергии выступает внешняя стена дома, и общедомовым прибором учета является совокупность всех средств измерения, определяющих объем поставки электроэнергии в многоквартирный жилой дом.
Следовательно, вопреки доводу ответчика, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для определения объема электроэнергии на ОДН на основании показаний приборов учета, установленных на нежилую часть (места общего пользования), при наличии общедомовых приборов учета.
Оснований считать указанный вывод суда первой инстанции не соответствующим требованиям действующего законодательства и представленным в материалы дела доказательствам, у судебной коллегии не имеется.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Смоленской области о том, что представленный истцом расчет соответствует указанным требованиям, подтвержден ведомостью электропотребления, актами снятия показаний приборов учета, ежемесячно представляемыми истцом в адрес ответчика ведомостями индивидуального потребления, дополнительными пояснениями по контррасчету ответчика.
Также судом первой инстанции верно указано, что при определении объема, подлежащего оплате ответчиком, истец не вычел объем потребления нежилых помещений по адресам: ул. Лавочкина, д.50, ул. Рыленкова, возле дома N 51, ул. Щорса, д.3, ул. Николаева, д.32, ул. Николаева, д.42, ул. Кирова, д.6, ул. Шевченко, д.78, так как, несмотря на то обстоятельство, что техническая документация относительно указанных помещений предусматривает подключение их до общедомового прибора учета, фактически они подключены после него, в связи с чем общедомовой прибор учитывает и их потребление (что подтверждено совместным актом осмотра от 20 - 21.01.2021).
Согласно представленному истцом справочному расчету, в котором исключено потребление спорных нежилых помещений, объем электроэнергии, подлежащий оплате ответчиком, составил 2 387 366 руб. 67 коп.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.ст. 67, 68, 71 АПК РФ, а также проверив справочный расчет и признав его верным, суд правомерно удовлетворил заявленные истцом требования в сумме 2 387 366 руб. 67 коп., отказав в удовлетворении остальной части иска.
Довод АО "АтомЭнергоСбыт" о том, что при рассмотрении спора отсутствовали правовые основания исключать из объема начислений, объем электроэнергии, поставленной в спорный период в ряд нежилых помещений, поскольку несоответствие способа фактического подключения данных нежилых помещений расчетной схеме, выявлено 20.01.2021, 21.01.2021, признается судебной коллегией несостоятельным, как основанный на неправильном толковании норм права.
Как выше указано судом, в силу подп. "а" п. 21(1) Правил N 124 по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется, исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг за расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
С учетом вышеизложенного, в рассматриваемом случае, исходя из природы заключенного между истцом и ответчиком договора, ответчик не должен нести обязательства по оплате за поставленную в нежилые помещения электроэнергию. Иной способ фактического подключения спорных нежилых помещений ранее 20 - 21.01.2021 истец документально не подтвердил.
Одновременно истцом заявлено требование о взыскании 803 096 руб. 57 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года, февраль 2020 года, начисленных с 19.06.2018 по 05.04.2020, а также 5 365 420 руб. 01 коп. пени за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года, февраль 2020 года в соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, начиная с 02.01.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
В силу ст.ст. 329, 330 ГК РФ невыполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), то есть определенной законом или договором суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки уплаты платежей.
В соответствии со ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца размер неустойки за нарушение сроков оплаты электрической энергии за май 2018 года за период с 19.06.2018 по 05.04.2020 составил 786 934 руб. 23 коп., за февраль 2020 года (исходя из размера задолженности за указанный период 4 387 366 руб. 67 коп.) за период с 17.03.2020 по 05.04.2020 составил 16 087 руб. 01 коп.
Расчет неустойки проверен судом и признан верным.
При таких обстоятельствах, поскольку факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по своевременной оплате полученного ресурса установлен судом и подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии достаточных оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания законной неустойки по день фактической оплаты долга, так как на дату вынесения решения долг не оплачен.
Таким образом, доводы АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "Жилищник", изложенные в апелляционных жалобах не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на их заявителей на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.07.2021 по делу N А62-3306/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3306/2020
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт", АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленкАтомЭнергоСбыт", АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "СМОЛЕНСКАТОМЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ОАО Представитель "Жилищник" Иванова В.А., ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ "ЖИЛИЩНИК"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА, АО "ОБОРОНЭНЕРГО", Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств N 8 им. Д.С. Русишвили", Муниципальное бюджетное учреждение дополнительное образование "Детская школа искусств N8" г.Смоленск, Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Смоленска, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СМОЛЕНСКОБЛКОММУНЭНЕРГО", ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ N3", ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА", ПАО "МРСК Центра", УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ СМОЛЕНСКУ