г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А56-18981/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от заявителя: Казакова Р.Б. (доверенность от 13.09.2021)
от ответчика: Кязимов Р.В. (доверенность от 30.12.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28652/2021) ООО "Бенфер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 по делу N А56-18981/2021 (судья Бугорская Н.А.), принятое по заявлению ООО "Бенфер" о признании, заинтересованное лицо: Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бенфер" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании уведомления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - ККИ, Комитет) от 10.03.2021, содержащего в себе требование к ООО "Бенфер" освободить земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., уч. (южнее дома 5 лит. А), площадью 6 000 кв.м., кадастровый номер 78:36:0005575:1025, - незаконным; признании действий Комитета, направленных на освобождение Обществом земельного участка, незаконными.
Решением от 30.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, полагая, что на момент совершения и выявления правонарушения (10.03.2021) Общество действовало в рамках вступивших в законную силу судебных актов. В отношении действия договора аренды земельного участка от 20.03.2009 N 02/ЗК-07275 между заявителем и административным органом по настоящее время имеет место спор о праве.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник Комитета; далее также Комитет) (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 20.03.2009 N 02/ЗК-07275 аренды земельного участка площадью 6000 кв. м с кадастровым номером 78:36:5575:1025, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., участок 6 (южнее дома 5, лит. А), для использования под открытую автостоянку сроком по 18.01.2010.
Согласно пункту 1.2 в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2010 N 2 земельный участок предоставляется под открытую автостоянку, автохозяйство и павильон автосервиса.
Срок действия договора установлен до 28.12.2013 (пункт 3.1 в редакции названного дополнительного соглашения).
Дополнительным соглашением от 27.02.2015 N 3 срок действия договора продлен до 01.03.2018.
По окончании указанного в договоре срока арендатор продолжал использовать земельный участок при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
Учреждение, обеспечивающее в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 281 реализацию полномочий Комитета в области защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга, направило в адрес Общества уведомление от 10.07.2020 об отказе со ссылкой на статьи 450.1, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от исполнения договора и о прекращении его действия по истечении трех месяцев с даты направления указанного уведомления; просило к дате окончания указанного срока освободить земельный участок и передать его представителю арендодателя.
Между тем Общество письмом от 10.09.2020 N 66 направило в Комитет требование о заключении в соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ дополнительного соглашения к договору от 20.03.2009, предусматривающего увеличение срока действия договора на три года.
Решением суда от 17.12.2020 по делу N А56-86136/2020 суд обязал Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Бенфер" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.03.2009 N 02/ЗК-07275.
Дополнительным решением от 03.03.2021 по делу N А56-86136/2020 суд обязал Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Бенфер" дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20.03.2009 N02/ЗК-07275, предусматривающее увеличение срока действия договора на три года.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 года решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2020 по делу N А56-86136/2020 оставлено без изменения.
В адрес арендатора поступило уведомление ККИ от 10.03.2021, содержащее в себе требование к ООО "Бенфер" освободить земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, 3-й Верхний пер., уч. (южнее дома 5 лит. А), площадью 6 000 кв.м., кадастровый номер 78:36:0005575:1025 (Уведомление).
Ссылаясь на то, что Уведомление нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга создан от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" и является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" Правительство Санкт-Петербурга распределяет полномочия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утверждает положения о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 1.2 положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", установлено, что Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга проводит государственную политику в сфере контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением объектов жилищного фонда), обеспечения проведения инвентаризации объектов нежилого фонда, а также в сфере земельных отношений в части, касающейся обеспечения проведения инвентаризации земель и инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге, осуществления земельного контроля в Санкт-Петербурге, выявления и предотвращения деятельности по самовольному строительству на территории Санкт-Петербурга, а также демонтажа самовольных построек на территории Санкт-Петербурга, и координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в указанных сферах.
Согласно п. 1.2 и п. 1.4 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование объектов нежилого фонда и земельных участков - это визуальный осмотр должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда, земельных участков с целью проверки соблюдения условий договоров, заключенных в отношении объектов недвижимости.
На основании п. 3.1 распоряжения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 05.09.2017 N 11-р "Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда" обследование может проводится должностными лицами Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга без взаимодействия с правообладателем (пользователем) объекта недвижимости.
В данном случае обследование объекта произведено в рамках полномочий, установленных указанными нормативно-правовыми актами, а также в рамках гражданско-правовых отношений.
Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга осуществлял проверку фактического пользования, находящегося в государственной собственности объекта недвижимого имущества - земельного участка, являясь лицом, уполномоченным на совершение данных действий. Его действия по обследованию объекта направлены на выявление фактического состояния имущества Санкт-Петербурга, соблюдение условий договора.
Таким образом, оспариваемое уведомление от 10.03.2021 является следствием законных действий ККИ, который действовал в рамках предоставленных ему полномочий, в связи с чем действия Комитета по обследованию и составлению акта не могут быть признаны нарушающими интересы Общества. При этом уведомление имеет информационный, а не властный, обязывающий характер, поскольку содержит лишь предложение юридическому лицу по устранению выявленных с позиции ККИ нарушений и меры, которые могут быть приняты в случае неисполнения таких требований, на что правильно указал суд в решении.
При таких обстоятельствах совокупность условий, установленная ст. ст. 198-201 АПК РФ заявителем не доказана.
Ссылки заявителя на судебные акты по делу А56-86136/2020 не имеют преюдициального значения для настоящего спора, который рассмотрен судом в рамках заявленных требований в порядке гл. 24 АПК РФ.
Кроме того, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.08.2021 решение от 17.12.2020 и дополнительное решение от 03.03.2021 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по делу N А56-86136/2020 отменены, в иске Обществу отказано.
20.09.2021 Обществом подана кассационная жалоба в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации.
Определением ВС РФ N 307-ЭС21-21136 от 17.11.2021 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 по делу N А56-18981/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18981/2021
Истец: ООО "БЕНФЕР"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28652/2021
27.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18844/2021
30.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18981/2021