г. Красноярск |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А33-16480/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от ответчика - акционерного общества "Росгеология": Моногарова А.В., представителя по доверенности от 22.06.2023 N 157, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 07 февраля 2024 года по делу N А33-16480/2023,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное казенное учреждение "Лесная охрана" (ИНН 2411000057, ОГРН 1022400667530, далее - истец; КГКУ "Лесная охрана") обратилось в Черемушкинский районный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "Росгеология" (ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040, далее - ответчик; АО "Росгеология") об обязании:
- в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции направить в министерство лесного хозяйства Красноярского края по адресу: 660036, г. Красноярск, ул. Академгородок 50 "А" заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка N 123 от 15.05.2020;
- в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка N 123 от 15.05.2020 и выполнить работы по лесовосстановлению на площади 82,4762 га.
Определением от 28.10.2022 по делу N 2-1517/2023 исковое заявление принято к производству Черемушкинского районного суда города Москвы.
Определением Черемушкинского районного суда города Москвы от 12.01.2023 дело N 2-1517/2023 передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Красноярского края. Определением от 13.06.2023 возбуждено производство по делу.
Определением от 26.10.2023 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца: Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2024 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что факт рубки лесных насаждений, при строительстве сооружений и оборудования, документально подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, при использовании лесных участков в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по компенсационному лесовосстановлению и (или) лесоразведению подлежат выполнению в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а ответчик, использующий леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации обязан провести мероприятия по лесовосстановлению или лесоразведению. Считает, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины, обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов, в названных целях, сочетаемый с рубкой лесных насаждений.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству. Судебное заседание назначено на 15.04.2024.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодатель) и АО "Росгеология" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 15.05.2020 N 123, согласно пункту 1 которого арендодатель на основании приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.04.2020 N86-872--од обязуется предоставить, в арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, определенные в пункте 1.2 договора.
В пункте 1.2 договора указан лесной участок общей площадью 82,4762 га с номером учетной записи в государственной лесном реестре 24-02452-2019-03-3336-11, имеет следующие характеристики:
- площадь 2,7320 га, местоположение: Красноярский край, Енисейский район, Нижне-Енисейское лесничество, Майское участковое лесничество, квартал 781 (часть выд. 5,6), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:12:0320101:3;
- площадь 3,4634 га, местоположение: Красноярский край, Енисейский район, Нижне-Енисейское лесничество, Майское участковое лесничество, квартал 844 (часть выд. 1,2,3,6,15), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:12:0000000:4481;
- площадь 56,8143 га, местоположение: Красноярский край, Енисейский район, Нижне-Енисейское лесничество, Майское участковое лесничество, квартал 780 (часть выд. 4), квартал 842 (часть выд.11), квартал 843 (части выд. 1,2,4,7,8,16), квартал 899 (части выд. 6,7,9,12,16), квартал 952 (части выд. 32,34,35), квартал 953 (части выдела 26,27, 28,29, 30,32), квартал 1001 (части выд.1,3,4), квартал 1002 (части выд. 3,4,5), кв. 1003 (части выд.2,3), кв.1004 (части выд. 4,5,6,11), квартал 1005 (части выд.14,16,17,18), квартал 1006 (части выд. 12,14,15,18,19), квартал 1007 (части выд. 12,13,14,16,17), квартал 1015 (части выд. 10,17, 18,19,20,23,26,27,29,30,31,32), являющиеся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:12:0000000:4463;
- площадь 10,5649 га, местоположение: Красноярский край, Енисейский район, Нижне-Енисейское лесничество, Майское участковое лесничество, квартал 954 (часть выд.6,10,11,12,13,15,16,17,21), квартал 955 (части выд. 2,6,7,9,10) являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:12:0000000:4484;
- площадь 8,9016 га, местоположение: Красноярский край, Енисейский район, Нижне-Енисейское лесничество, Майское участковое лесничество, квартал 900 (часть выд.6,7,8), квартал 901 (части выд. 2), квартал 902 (часть выд.2,5,6) являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 24:12:0320101:114;
категория защищенности: леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов.
вид разрешенного использования: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью "параметическое бурение на Северо-Кетской площади Предъенисейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4. договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.
По пункту 6.1 договора срок действия договора устанавливается с 29.04.2020 до 31.12.2020.
В период действия договора ответчиком осуществлялось использование лесов на основании договора аренды лесного участка в соответствии с лесной декларацией от 30.07.2020 в период с 10.08.2020 по 31.12.2020.
Истец полагает, что ответчик должен выполнить работы по лесовосстановлению до 31.12.2021.
Из искового заявления следует, что ответчик, не выполнив работы по лесовосстановлению в течение одного года со дня окончания срока действия лесной декларации, нарушил пункт 5 Правил лесовосстановления.
Ненадлежащее обеспечение арендатором лесного участка осуществления воспроизводства лесов, отсутствие деятельности по улучшению качества лесов и повышению их продуктивности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
По пункту 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" является унитарной некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края в области лесных отношений путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения в соответствии с Распоряжением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 N 287-р "О создании краевых государственных казенных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений".
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства, компетенция которого определена в разделе 2 устава.
По пункту 1.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" для достижения целей своей деятельности вправе, в том числе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение создано в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителей в области лесных отношений, соблюдения требований лесного законодательства, обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, реализации государственных функций в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному к выводу о том, что КГКУ "Лесная охрана" вправе обращаться в арбитражный суд к арендаторам лесных участков с исками, в том числе об обязании направить в Министерство лесного хозяйства Красноярского края заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка и обязании разработатать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка и выполнить работы по лесовосстановлению взамен вырубленных лесных насаждений.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
По правилу части 3 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению.
Действующая на момент заключения договора редакция статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривала обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьей 43 ЛК Лесного кодекса Российской Федерации в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральным законом от 02.03.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:
1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ;
2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ настоящий закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона.
Таким образом, учитывая внесенные Законом N 303-ФЗ в статью 63.1 путем ее дополнения частью 7 изменения с приданием им обратной силы, устанавливающие случаи, при которых лица, использующие леса, освобождаются от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требования об осуществлении лесовосстановительных работ является фактически осуществляемый арендатором лесного участка вид деятельности.
Предметом настоящего спора является требование об обязании ответчика направить в министерство лесного хозяйства Красноярского края заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 15.05.2020 N 123 на площади 82,4762 га; а также разработать проект лесовосстановления к указанному договору.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 18.07.2022 N ИС-02-54/17843, согласно которому в случае осуществления геологического изучения недр на основании разрешения уполномоченного органа обязанность по компенсационному лесовосстановлению у недропользователя не возникает.
Кромке того, в определении от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 по делу N А70-10453/2021 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала нижестоящим судам, что при новом рассмотрении дела N А70-10453/2021 необходимо правильно установить фактические обстоятельств дела, в частности, для какой цели был заключен спорный договор аренды лесного участка, в какой период времени была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к спорным правоотношениям.
При этом Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что "Законом N 303-ФЗ ст. 63.1 Лесного кодекса дополнена ч. 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 303-ФЗ положения ч. 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ".
Таким образом, для правильного рассмотрения дела по иску, содержащему требования об осуществлении лесовосстановительных работ, суду необходимо установить вид деятельности, которая фактически осуществлялась арендатором на арендованном лесном участке, а также наличие возможности применения норм Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 N 212-ФЗ и Закона N 303-ФЗ к правоотношениям сторон такого договора аренды лесного участка (с учетом деятельности, которая фактически осуществлялась арендатором на арендованном лесном участке).
Материалами дела подтверждается, что 30.01.2019 АО "Росгеология" выдана лицензия на пользование недрами серии КРР N 03132 НП для параметрического бурения на Северо-Кетской площади Предъенисейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м. Участок недр расположен на территории: Красноярский край, Енисейский район.
Из содержания пункта 2 Условий пользования недрами следует, что целью вышеуказанных работ является параметическое бурение на Северо-Кетской площади Предъенисейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м.
Право пользования лицензионным участком недр предоставлено акционерному обществу "Росгеология" на основании государственного контракта от 26.12.2018 N 77, заключенного между Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) и акционерным обществом "Росгеология", согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по объекту "параметическое бурение на Северо-Кетской площади Предъенисейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м.".
В техническом (геологическом) задании (приложение N 1 к государственному контракту от 26.12.2018 N77) предусмотрено, что целями вышеуказанных работ являются изучение геологического строения Предъенисейской мегамоноклизы, в том числе установление нефтеперспективных горизонтов, распространенных на Сибирской платформе, получение комплекса геолого-геофизических параметров и уточнение перспектив нефтегазоносности разреза осадочного чехла (нижняя и средняя юра) и доюрского основания (низы кембрия, венд и рифей).
В подпунктах 2.1.1 - 2.1.7 пункта 2.1 Технического задания (приложение N 1 к государственной контракту) определены геологические задачи.
Использование лесов на арендованном лесном участке осуществлялось ответчиком в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, что подтверждается: выкопировкой из проекта освоения лесов, подготовленного в 2020 году филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект"; лесной декларацией от 30.07.2020, отчетом об использовании лесов, лицензией от 30.01.2019 серии КРР N 03132 НП; государственным контрактом 26.12.2018 N77; техническим (геологическим) заданием - приложением к указанному государственному контракту).
В подтверждение характера работ по определению суда ответчик представил соответствующие документы: акты выполненных работ, подписанные со стороны заказчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу) и ответчиком, по государственного контракту 26.12.2018 N 77, в том числе актами выполненных работ в целом по объекту Параметрическое бурение на Северо-Кетской площади Предъениеейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м.
Из содержания соответствующих разделов указанных актов (акты N N 1 -10) следует, что ответчиком на территории арендованного по договору участка выполнялись:
- бурение и крепление скважины, в том числе бурение и крепление скважины до глубины 3500 м., крепление скважины до глубины 3500 м. (пп. 3.1., 3.2. п.3 "Бурение и крепление скважины" раздела VI "Подрядные работы");
- испытание скважины на продуктивность, в том числе испытание объектов в открытом стволе (пп. 4.1., п.4 "Испытание скважины на продуктивность" раздела VI "Подрядные работы");
- промыслово-геофизические работы, в том числе выполнение комплекса ГТИ до глубины 3500 м (пп. 5.1. п.5 "Промыслово-геофизические работы" раздела VI "Подрядные работы");
- прочие расходы, в том числе камеральные и тематические и работы, систематизация материалов и подготовка электронного массива данных, в том числе: Электронный массив данных по результатам бурения скважины, Электронный массив данных по результатам испытания и исследования скважины, Электронный массив данных по результатам обработки керна и шлама, Массив информационно-аналитических данных по керну в системе удаленного доступа (АИС "Керн-Недра), Подготовка информации на машинных носителях к передаче на хранение, Оперативная интерпретация данных ГТИ, Оперативная интерпретация данных ГИС, Комплексная интерпретация данных ГИС с учетом всей полученной информации (ГТИ, петрофизические исследования, результаты испытаний в открытом стволе скважины), в том числе: Обработка и интерпретация данных ГТИ, Обработка и интерпретация данных массовых оперативных исследований керна и шлама, Обработка и интерпретация данных испытаний в открытом стволе скважины, Комплексная интерпретация данных ГИС, Составление квартальных информационных отчетов по результатам бурения и исследования скважин, Составление годовых информационных отчетов по результатам бурения и исследования скважин, Составление окончательного геологического отчета по Результатам бурения и "следования скважины, лабораторные работы, массовые исследования керна и шлама, в том числе: термический масс-спектрометрический анализ пород (ТМС), исследование петрофизических свойств пород (ЯРМ), Теплофизические исследования керна (ТФИ) методом оптического сканирования, Углелетро графические исследования (ОСВ), Разработка разделов проектной документации, Прочие расходы, Обобщение и анализ геолого-геофизической информации по району работ, Рекогносцировочные работы, Технологическое сопровождение при строительстве скважины, Геологическое сопровождение при строительстве скважины, координация исследований, закупка МТР и ГСМ. (п.7 "Прочие расходы" раздела VI "Подрядные работы").
Согласно актам выполненных работ в целом по объекту Параметрическое бурение на Северо-Кетской площади Предъениеейской провинции с целью выявления новых крупных зон нефтегазонакопления. Первый этап. Бурение до глубины 3500 м., ответчиком выполнен комплекс мероприятий в целях выполнения работ по государственному контракту 26.12.2018 N 77; доказательств осуществления ответчиком рубки лесов для выполнения иных работ (не связанных с геологическим изучением недр) не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, совокупностью представленных истцом доказательств подтверждается, что АО "Росгеология" на арендуемых по договору аренды лесного участка 26.12.2018 N 77 на лесном участке осуществлялись работы по геологическому изучению недр, проведение которых не предусматривает обязанности осуществлять лесовосстановление или лесоразведение в силу внесенных Законом N 303-ФЗ изменений, имеющих обратную силу, принимая во внимание, что деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых, в целях осуществления которой предоставлялся лесной участок, не могла проводиться акционерным обществом "Росгеология", поскольку не предусмотрена лицензией.
Из лесной декларации следует, что категории используемых лесов - защитные и эксплуатационные.
Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" утратило силу с 23 апреля 2022 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р "Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов".
И в соответствии с отмененным, и в соответствии с действующим в настоящий момент Перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р (взамен приведенного выше Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р), допускается создание объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе могут быть: объекты по добыче, подготовке и обогащению полезных ископаемых; карьер; канавы водоотводные и нагорные; скважины добычные и разведочные; траншея капитальная; допустимо строительство автомобильных дорог.
В лесной декларации от 30.07.2020 указано, что в период 10.08.2020 по 31.12.2020 ответчик будет использовать леса, находящиеся на арендованном по договору, с целью геологического изучения недр, разработки и добычи полезных ископаемых.
При этом истцом не представлены доказательства того, что леса на территории арендованного по договору лесного участка использовались ответчиком для выполнения иных работ, не связанных с работами по геологическому изучению недр.
Как верно отмечено судом первой инстанции, такие объекты, как производственные площадки и дорога автомобильная, были созданы ответчиком в ходе выполнения работ по геологическому изучению недр и являются объектами, непосредственно связанными с указанными работами.
С учетом изложенного доводы истца о наличии безусловной обязанности по выполнению работы по лесовосстановлению или лесоразведению отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, как было указано выше, Законом N 303-ФЗ ст. 63.1 Лесного кодекса дополнена ч. 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.
В силу этого ссылка истца на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 по делу N А13-7551/2021 подлежит отклонению, поскольку позиция Верховного Суда касается иных обстоятельств дела, не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 февраля 2024 года по делу N А33-16480/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16480/2023
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕСНАЯ ОХРАНА"
Ответчик: АО "РОСГЕОЛОГИЯ"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Красноярского края