г. Киров |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А28-4172/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Кировской области, ИНН 4347015963, ОГРН 1034316505497
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 по делу N А28-4172/2021
по иску товарищества собственников жилья "Куйбышева 1а" (ИНН 4307016569 ОГРН 1134307000717)
к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства финансов Кировской области (ИНН 4347015963 ОГРН 1034316505497),
третье лицо: Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области,
о взыскании убытков в виде межтарифной разницы,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Куйбышева 1а" (далее - Товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Министерства финансов Кировской области (далее - Министерство финансов, ответчик, заявитель) о взыскании 99 946 руб. убытков в виде межтарифной разницы за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказанные в декабре 2020 года (далее - Спорный период), а также расходов по госпошлине.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство ЖКХ, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что Товарищество представило документы для включения их в Перечень 2020 года 29.01.2021, то есть с нарушением сроков, установленных Порядком формирования перечня, в связи с чем истец не был включен в перечень ресурсоснабжающих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидий, у Министерства ЖКХ отсутствовали правовые основания для предоставления субсидии. В целях реализации Плрядка N 144/146 между истцом и Министерством ЖКХ не заключено каких-либо соглашений о предоставлении субсидий на 2020 год на возмещение части недополученных доходов. Для возложения на субъект Российской Федерации "Кировская область" имущественной ответственности за причиненные убытки необходимо установление факта несения истцом убытков, их размера, противоправности и виновности (в форме умысла или неосторожности) поведения лица, повлекшего наступление неблагоприятных последствий в виде убытков, а также причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями; недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 22.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
На основании писем от 25.01.2021, в которых истцу сообщалось о смене с 01.12.2020 ресурсоснабжающей организации, поставку тепловой энергии и горячей воды осуществляет ООО "Теплоснаб", истец, являясь исполнителем коммунальных услуг для МКД по адресу: Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Куйбышева, д.1А, заключил с ООО "Теплоснаб" договоры теплоснабжения N 1-334 и на поставку тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения N 1-335 (далее - Договоры), согласовав срок их действия с 01.12.2020 по 31.12.2021.
Решениями Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.12.2020 N 44/1-тэ-2021, N 44/3-тэ-2021 для ООО "Теплоснаб" установлены с 01.01.2021 тарифы, соответственно, на тепловую энергию и на горячую воду.
В письмах от 20.01.2021 Региональная служба по тарифам Кировской области в ответ на обращение ООО "Теплоснаб" разъяснила, что считает величину указанных тарифов, исходя из примененной методики расчета, экономически обоснованной ценой соответствующего коммунального ресурса и на период декабрь 2020 года.
Постановлением Администрации города Вятские Поляны от 20.01.2021 N 84 установлены стандарты уровня платы населения, проживающего на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области, за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Теплоснаб".
Из представленных платежных документов от 21.01.2021 (за декабрь 2020 года) следует, что Товарищество приобрело коммунальные ресурсы у ООО "Теплоснаб" по Договорам по экономически обоснованной цене, а, исходя из платежных документов за декабрь 2020 года, выставленных потребителям в МКД-Куйбышева, 1А, предъявило населению плату за оказанные коммунальные услуги с учетом стандарта уровня платы населения.
Поскольку за декабрь 2020 года образовалась межтарифная разница в сумме 99 946 руб., истец обратился в Министерство ЖКХ за ее возмещением.
В письме от 10.02.2021 Министерство ЖХК сообщило об отсутствии оснований для предоставления субсидий, сославшись на Порядок N 144/146, пояснило, что документы на субсидии за 2020 год представлены Товариществом за пределами установленных сроков.
Претензией от 30.04.2021 истец обратился к ответчику с требованием о перечислении субсидии за декабрь 2020 года в сумме 99 946 руб.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Исходя из положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения", от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся полномочия в области регулирования цен (тарифов) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения.
В силу части 26 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N416-ФЗ), наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок N 144/146), пунктом 1.3 которого предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, связанных с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
В силу пункта 63 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400, факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе (платежных документах), на основании которого (которых) вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения.
Величина превышения темпов изменения (прироста) размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги над установленным предельным индексом определяется как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода к размеру платы граждан за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года при выполнении условий, указанных в пунктах 4 - 7, 10 и 37-40 настоящего документа.
Пунктом 2.2 Порядка N 144/146 предусмотрено, что ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2.3 Порядка N 144/146 определены условия предоставления ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг:
субсидии предоставляются в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в соответствующем финансовом году;
субсидии предоставляются при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
субсидии предоставляются при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области форме;
субсидии предоставляются при наличии соглашения с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - министерство строительства и ЖКХ) о предоставлении субсидий.
Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области", утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 N 67-П, указанные функции переданы Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (пункт 3.1.6.10).
Соответствие истца установленным критериям и фактическое возникновение выпадающих доходов, вызванных межтарифной разницей, заявителем не оспаривается.
Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 N 156 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области на период с 01.01.2019 по 31.12.2023.
Из материалов дела следует, что между Министерством ЖКХ и истцом на 2020 год не заключено соглашение о предоставлении субсидий.
При этом в декабре 2020 года истец осуществлял расчеты за коммунальные услуги с населением, проживающим на территории муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области, в МКД-Куйбышева,1А, в соответствии со стандартами уровня платы населения за коммунальные услуги.
Факт оказания населению коммунальных услуг в спорный период подтвержден материалами дела, заявителем не оспорен.
Поскольку истец в спорный период являлся в отношении МКД-Куйбышева,1А исполнителем коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению и нес расходы в связи с этой деятельностью, он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования соответствующих тарифов.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
В подтверждение проверки расчетов истца третьим лицом представлено Заключение, согласно которому расчет субсидий за спорный период на сумму 99 946 руб. признан достоверным.
Довод заявителя о том, что пакет документов для получения субсидий был предоставлен истцом за пределами установленного Порядком N 144/146 срока (позже 10 ноября), не имеет правового значения, так как истец обратился не за предоставлением субсидии в рамках заключенного соглашения, а за возмещением межтарифной разницы в качестве возникших у Товарищества убытков.
Кроме того, Правила N 144/146 не содержит норм, аннулирующих право на получение субсидий за прошедший календарный год в случае подачи документов после 10 ноября; данный срок является лишь процедурным (регламентным) сроком для подачи документов в Министерство; каких-либо последствий пропуска этого срока (в том числе в виде отказа в субсидиях) ни самим постановлением N 144/146, ни иными федеральными или региональными нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
Публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого истцом. Установив такую плату, субъект за счет средств собственного бюджета обязан возместить истцу выпадающие доходы.
При установлении тарифов для населения, которые ниже экономически обоснованного тарифа для прочих потребителей, государство гарантирует компенсацию выпадающих доходов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 87 согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления N 87, надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение. Вместе с тем судам следует учитывать, что акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей, которые установлены органом иного публично-правового образования.
Поскольку предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кировской области утверждены Указом Губернатора Кировской области от 05.12.2018 N 156 и во исполнение данного Указа приняты соответствующие решения Администрации города Вятские Поляны, то именно публично-правовое образование субъект Российской Федерации - Кировская область должна возместить истцу соответствующие неполученные доходы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Новых доводов, влияющих на оценку судом спорной ситуации, заявителем жалобы не приведено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.09.2021 по делу N А28-4172/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4172/2021
Истец: ТСЖ "Куйбышева 1А"
Ответчик: Кировская область, в лице Министерста финансов Кировской области
Третье лицо: Кировская область, в лице Министерства строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области