г. Чита |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А78-5574/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича, его представителя Шевчуговой С.В. (доверенность от 21.10.2021),,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скворцова Александра Валентиновича на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 сентября 2021 года по делу N А78-5574/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Скворцов Александр Валентинович (ОГРНИП 304753413400227, ИНН 753600105442, далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа "Город Чита" в лице Управления потребительского рынка Администрации городского округа "город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7535031229, далее - административный орган, администрация) о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в непринятии действий по пересмотру ранее принятого решения в установленный законом срок, зафиксированного письмом N 499 от 18 мая 2021 года, об обязании в пределах предоставленных полномочий, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 30 дней со дня вступления в силу судебного решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь") и публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, далее - ПАО "ФСК ЕЭС").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 08 сентября 2021 года по делу N А78-5574/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что администрация отказалась пересматривать вопрос включения в Схему объекта, сославшись на п.1.2.2. Постановления 151, в соответствии с которым заявления не выносятся на заседание Комиссии, если подобное обращение рассматривалось ранее. Вместе с тем, предприниматель не считает свое обращение "подобным", поскольку им предложено к спорному вопросу применить иное регулирование, чем то, которое было применено, - Постановление Правительства РФ N 772.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением суда от 22.10.2021 года время судебного заседания изменено на 11 часов 00 минут 23 ноября 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2021, 23.10.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация ГО "Город Чита" в лице Управления потребительского рынка Администрации ГО "Город Чита", ПАО "Россети Сибирь", ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей индивидуального предпринимателя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, предпринимателю принадлежит нестационарный торговый объект (киоск) (далее - НТО), расположенный по адресу: г. Чита, ул. Советская.
23 марта 2020 года Скворцов А.В. обратился в Управление потребительского рынка Администрации с заявлением от 23 марта 2020 года о внесении в Схему N 151 нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного по адресу: г. Чита, ул. Советская, площадью 12 кв.м. Цель использования (специализация нестационарных торговых объектов) - розничная торговля смешанной группой товаров (т. 1, л.д. 8).
15 октября 2020 года Комиссией по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Комиссия) предпринимателю выдано заключение N 163-к о невозможности внесения изменения в Схему N 151 по причине нахождения объекта в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций (НТО попадает в охранную зону ВЛ 220 кВ) (т. 1, л.д 10, 105).
29 апреля 2021 года предприниматель обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре заявления о включении НТО (киоск) по адресу: г. Чита, ул. Советская, в Схему N 151 и принятии положительного решения (т. 1, л.д. 11-12, 51-52).
В письме от 18 мая 2021 года N 499 (т. 1, л.д. 13, 53) Администрацией в лице Управления потребительского рынка сообщено, что заявления не выносятся на заседание комиссии, если подобное обращение рассматривалось ранее.
Не согласившись с действием (бездействием) Администрации по непринятию мер по пересмотру ранее принятого решения в установленный законом срок, зафиксированного в письме N 499 от 18 мая 2021 года, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) (часть 1), а целями настоящего Федерального закона являются: 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (часть 2).
В пункте 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
На основании положений статьи 4 Закона N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования в этой области; информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1).
Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).
Статьей 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
В частности, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1).
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации (часть 7).
Подпунктами 15 и 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.
Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Правила N 772), согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Так, постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 17.05.2012 N 151 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов.
В пункте 1.2 названного постановления определен Порядок рассмотрения заявлений о внесении изменений в схему (далее - Порядок N 151).
Так, включение нестационарных объектов торговли (далее - торговые объекты) в схему осуществляется в целях достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, повышения доступности товаров для населения, размещения торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность (подпункт 1.2.1).
Субъект торговли, исполнитель услуг (далее - заявитель), желающий разместить торговый объект, подает заявление в управление потребительского рынка администрации городского округа "Город Чита" (далее - управление). Информация о приеме заявлений размещается на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита".
Прием заявлений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" осуществляется ежеквартально в течение 15 рабочих дней с начала 3 месяца каждого календарного квартала (подпункт 1.2.2).
В случае, если место, указанное заявителем, предусмотрено схемой, копии заявления и прилагаемый к нему пакет документов в течение трех рабочих дней направляются собственнику земельного участка для оформления документов (подпункт 1.2.3).
В случае если место, указанное заявителем, не предусмотрено схемой, то заявление и прилагаемый пакет документов выносится на рассмотрение комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Чита" (далее - Комиссия). Деятельность Комиссии обеспечивается управлением (подпункт 1.2.4).
Управление не менее чем за 10 рабочих дней до очередного заседания Комиссии направляет копии поступивших заявлений и прилагаемых к ним пакетов документов в электронном виде членам Комиссии для предварительного рассмотрения.
Управление извещает членов Комиссии телефонограммой о дате, времени, месте проведения и повестке заседания Комиссии не менее чем за 5 рабочих дней до проведения заседания (подпункт 1.2.5).
В течение семи рабочих дней после проведения очередного заседания Комиссии о принятом Комиссией решении управление извещает заявителя в письменной форме (подпункт 1.2.6).
При этом абзацем 3 пункта 1.2.2 Постановления N 151 прямо предусмотрено, что заявления не выносятся на заседание Комиссии, если подобное обращение рассматривалось ранее.
Как следует из материалов дела, предпринимателю принадлежит НТО (киоск), расположенный по адресу: г. Чита, ул. Советская.
23 марта 2020 года Скворцов А.В. обратился в Управление потребительского рынка Администрации с заявлением от 23 марта 2020 года о внесении в Схему N 151 нестационарного торгового объекта (киоска), расположенного по адресу: г. Чита, ул. Советская, площадью 12 кв.м. Цель использования (специализация нестационарных торговых объектов) - розничная торговля смешанной группой товаров (т. 1, л.д. 8).
15 октября 2020 года Комиссией со ссылкой на пункт 1.2.9 Порядка N 151 выдано заключение N 163-к о невозможности внесения изменения в Схему N 151 по причине нахождения объекта в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций (НТО попадает в охранную зону ВЛ 220 кВ) (т. 1, л.д 10, 105).
Указанное решение Администрации в установленном законом порядке предпринимателем не обжаловалось.
29 апреля 2021 года предприниматель обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре заявления о включении НТО (киоск) по адресу: г. Чита, ул. Советская, в Схему N 151 и принятии положительного решения (т. 1, л.д. 11-12, 51-52), указав на неверное применение Комиссией положений пункта 1.2.9 Порядка N 151 и необходимость рассмотрения его заявления в соответствии с Правилами N 772.
Таким образом, судом правильно установлено, что фактически предприниматель просил Комиссию повторно рассмотреть его заявление от 23 марта 2020 года о внесении в Схему N 151 НТО (киоска), расположенного по адресу: г. Чита, ул. Советская, площадью 12 кв.м.
Однако в письме от 18 мая 2021 года N 499 (т. 1, л.д. 53) Администрация в лице Управления потребительского рынка отказала предпринимателю в пересмотре его заявления от 23 марта 2020 года, сообщив предпринимателю, что заявления не выносятся на заседание комиссии, если подобное обращение рассматривалось ранее.
Учитывая прямой запрет в пункте 1.2.2 Порядка N 151 на пересмотр заявления, если подобное обращение рассматривалось ранее, суд первой инстанции правильно признал такие действия Администрации правомерными. Ни положения Закона N 381-ФЗ, ни Правил N 772 не устанавливают обязанность органа местного самоуправления по пересмотру ранее принятых им решений, касающихся размещения НТО.
При этом судом принято во внимание, что предприниматель в судебном порядке не обжаловал выводы Комиссии, изложенные в заключении от 15 октября 2020 года N 163-к о невозможности внесения киоска, расположенного по адресу: г. Чита, ул. Советская, в Схему N 151, в том числе относительно примененного Комиссией порядка рассмотрения заявления.
При наличии действующего заключения от 15 октября 2020 года N 163-к (не признанного судом незаконным) у Администрации отсутствовали правовые основания повторно пересматривать поданное 23 марта 2020 года заявление предпринимателя. В связи с чем невключение в Схему N 151 спорного места размещения НТО не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, положения пункта 8 Правил N 772 устанавливают лишь основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения. При этом такое согласование осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления о включении объектов в схему размещения.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О следует, что реализация законоположений в части включения нового торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявлению лица, обратившегося в орган местного самоуправления должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантией свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условия для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Правоприменительная практика исходит из того, что подаваемые субъектами предпринимательства заявления не являются безусловным основанием для включения мест торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов; орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также в целях создания условия для удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг свободен в выборе мест (адресов) торговли, включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) торговли в схему.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что принадлежащий предпринимателю НТО расположен на земельном участке, находящемся в государственной собственности, право на который не разграничено.
Исходя из постановления Правительства Забайкальского края от 29.12.2017 N 585 "Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края", полномочия собственника такого имущества осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Судом установлено, что из протокола N 3 -2020/21 от 07 октября 2020 года заседания Комиссии (т. 1, л.д. 106-109), непосредственно рассмотревшей заявление предпринимателя от 23 марта 2020 года, следует, что на заседании принимал участие представитель собственника земельного участка (начальник отдела арендных отношений Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края).
Следовательно, собственник земельного участка был осведомлен об обстоятельствах, послуживших основанием для отказа предпринимателю во внесении его НТО в Схему N 151.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 сентября 2021 года по делу N А78-5574/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5574/2021
Истец: ИП Валентинович Скворцов Александр
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЧИТА
Третье лицо: ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ, ПАО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, Управление потребительского рынка администрации ГО "Город Чита"