город Омск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А46-9559/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11548/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2021 по делу N А46-9559/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рамазанову Раджабу Максимовичу (ОГРНИП 319554300029521, ИНН 551202375560) о взыскании 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рамазанова Раджаба Максимовича - Кобзева Оксана Владимировна, по доверенности от 01.07.2021 сроком действия 1 год, диплом от 21.02.2013 N 13/1075;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство, Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рамазанову Раджабу Максимовичу (далее - предприниматель, ИП глава КФХ Рамазанов Р.М., заинтересованное лицо) о взыскании 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.08.2021 по делу N А46-9559/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что выводы суда первой инстанции о сохранении поголовья коров, приобретенных за счет средств гранта сделаны вопреки общему снижению поголовья коров принадлежащих ИП главе КФХ Рамазанову P.M.
ИП главой КФХ Рамазановым P.M. также не достигнут показатель результативности по приросту объема сельскохозяйственной продукции предусмотренный приложением N 1 к Соглашению (договору), плановое значение которого должно составлять не менее - плюс 10 процентов, фактически прирост объема сельскохозяйственной продукции составил - минус 17,3 процента.
Отзыв на жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем министерства поддержаны доводы жалобы.
Представитель предпринимателя с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя министерства, предпринимателя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (далее - Порядок).
Приложением N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
На основании заявки предпринимателя от 30.04.2019 (л. д. 10-11) между министерством и ИП главой КФХ Рамазановым Р.М. заключено соглашение N 5-НФ (далее - Соглашение), на предоставление гранта на развитие семейных животноводческих ферм (л. д. 13-19).
Разделом 3 Соглашения определены условия предоставления субсидий.
В частности, пунктом 3.3 Соглашения предусмотрено, что направление расходов определяется в соответствии с Правилами предоставления субсидий:
1) крупный рогатый скот (нетели) - 55 голов;
2) земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 55:04:020703:231.
Достижение конкретных показателей результативности определяется в соответствии с Правилами предоставления субсидий и Соглашением (пункт 3.4 Соглашения).
Пунктами 6.1, 6.3 Соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления о возврате субсидии (части субсидии), в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
Приложением к Соглашению предусмотрено показатели результативности, согласно которым по критерию "Количество новых постоянных, рабочих мест, созданных в КФХ" плановое значение показателя результативности за 2019 год должно составить - 3; по критерию "Ежегодный прирост объема сельскохозяйственной продукции в течение срока реализации бизнес-плана, произведенной в КФХ, не менее уровня указанного в производственной программе бизнес-плана на соответствующий календарный год" плановое значение показателя результативности за 2019 год в процентах должно составить 10, на 2020 год - 247,3, на 2021 год - 24,4, на 2022 год - 25,6, на 2023 год - 22,3 (л.д. 20).
10.12.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению, согласно которому, в том числе, утверждено приложение N 1 "Показатели результативности", в котором указано, что по критерию "Количество новых постоянных, рабочих мест, созданных в КФХ" плановое значение показателя результативности за 2019 год должно составить - 3; по критерию "Ежегодный прирост объема сельскохозяйственной продукции в течение срока реализации бизнес-плана, произведенной в КФХ, не менее уровня указанного в производственной программе бизнес-плана на соответствующий календарный год" плановое значение показателя результативности за 2019 год в процентах должно составить 10 (л.д. 27).
Согласно бизнес-плану предпринимателя план расходов (л. д. 38) состоит из приобретения:
1) крупного рогатого скота (нетели) - 55 голов (сумма расходов 3 050,0 из которых 2 746,62 - средства гранта, 303, 38 - собственные средства);
2) земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 55:04:020703:231 (сумма расходов 300,0 из которых 253,38 - средства гранта, 46,62 - собственные средства).
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 26.06.2019 на счет ИП главы КФХ Рамазанову Р.М. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области (платежное поручение N 3662 от 24.06.2019, л. д. 56).
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающих фермеров в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов), за исключением глав КФХ, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми не удалось сохранить или использовать соответствующее имущество.
Минсельхозпродом Омской области проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предпринимателем, в ходе которой установлено следующее.
Средства гранта, собственные и заемные средства использованы на сумму 3 350 000 руб. 00 коп., в том числе средства гранта 3 000 000 руб. 00 коп., собственные средства 350 000 руб. 00 коп. на приобретение:
1) крупного рогатого скота (нетели) в количестве 39 голов на сумму 2 000 000 руб. 00 коп. руб. по договору продажи сельскохозяйственных животных от 25.07.2019 N 02/07, заключенному с ООО "АГРАРИЙ". Оплата произведена в полном объеме за счет средств гранта (платежное поручение N 1 от 29.07.2019). Приобретение КРС (нетели) подтверждено товарной накладной N 96 от 25.07.2019, (ветеринарное свидетельство Форма N 1 от 23.09.2019).
2) земельного участка с кадастровым номером 55:04:020703:231 (земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 128 га, в том числе: пашни - 80 га, кормовые угодья - 48 га) на сумму 300 000 руб. 00 коп. по договору купли - продажи земельного участка от 09.09.2020 б/н, заключенному с Куколевой Натальей Александровной. Оплата произведена в полном объеме за счет средств гранта (платежное поручение N 3 от 25.09.2020). Приобретение земельного участка с кадастровым номером 55:04:020703:231 общей площадью 128 га подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 16.09.2020.
3) крупного рогатого скота (нетели) в количестве 16 голов на сумму 1 050 000 руб. 00 коп. по договору продажи сельскохозяйственных животных от 05.06.2020 N 01/06, заключенному с ООО "АГРАРИЙ". Оплата произведена за счет средств гранта (платежное поручение N 4 от 09.06.2020 на сумму 700 000 руб. 00 коп.), за счет собственных средств (платежные поручения N 40702453 от 04.12.2020 на сумму 140 000 руб. 00 коп., N 40748404 от 04.12.2020 на сумму 210 000 руб. 00 коп.). Приобретение молодняка КРС подтверждено товарной накладной N А000140 от 28.06.2018 (ветеринарное свидетельство Форма N 1 от 26.11.2020).
Установлено, что ИП глава КФХ Рамазанов P.M. заключил на неопределенный срок трудовые договоры:
- N 01 от 15.12.2019 с Невротовой Раисой Ивановной на должность доярки, работала по 31.03.2020;
- N 02 от 15.12.2019 с Москаленко Юлией Васильевной на должность доярки, работала по 09.10.2020;
- N 03 от 15.12.2019 с Моисеенко Владимиром Ивановичем на должность механизатора;
- N 04 от 01.04.2020 с Рамазановой Ириной Александровной на должность бухгалтера, работала по 16.10.2020;
- N 05 от 09.10.2020 с Стебиховой Мариной Владимировной на должность доярки;
- N 06 от 16.10.2020 с Яновым Иваном Михайловичем на должность механизатора.
Отражение сведений о вышеуказанных застрахованных лицах в форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за 2019 и 2020 годы, январь и февраль 2021 года соответствует данным трудовых договоров.
Согласно информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей Форма N 1-КФХ за 2020 год поголовье КРС на конец года составило 85 голов, в том числе: коров 51 голова, нетели 11 голов.
На момент проверки имелось в наличии поголовье КРС в количестве 60 голов, в том числе коров - 42 головы, телки старше 2 лет - 7 голов, телята до 6 месяцев - 10 голов, бык - 1 голова. Из приобретенных 55 голов нетелей имелось в наличии только 49 голов.
Минсельхозпрод Омской области пришел к выводу о том, что в нарушение подпункта 2.2 пункта 17 Порядка, ИП глава КФХ Рамазанов Р.М. не выполнены условие предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства:- сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающих фермеров в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов), за исключением глав КФХ, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми не удалось сохранить или использовать соответствующее имущество.
Кроме того, Министерство установило, что согласно информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей Форма N 1-КФХ в 2019 году при плане производства и продажи молока 74,0 тонн и 67,0 тонн соответственно, производство молока составило 30,9 тонн, реализация 26,3 тонн, или 41,8 % от плана по производству и 39,3 % от плана по реализации. В 2020 году при плане производства и продажи молока 260,0 тонн и 234,0 тонны соответственно, производство молока составило 93,0 тонны, реализация 59,5 тонны, или от предусмотренного бизнес-планом по производству молока 35,8 % и по реализации молока 25,4 %. В результате доход от реализации молока составил в 2019 году 473,0 тыс. руб. или 39,2 % от предусмотренного бизнес-планом, в 2020 году - 1071,0 тыс. руб. или 25,4 % от предусмотренного бизнес-планом.
Таким образом, в 2020 году по сравнению с 2019 годом объем производства сельскохозяйственной продукции не увеличился, а уменьшился, прирост объема сельскохозяйственной продукции составил минус 17,3 %.
По результатам проверки, оформленным актом от 31.03.2021 (л. д. 57-62), ИП главой КФХ Рамазановым P.M. не выполнены:
- условие предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающих фермеров в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов),
- показатель результативности, предусмотренный соглашением (ежегодный прирост объема сельскохозяйственной продукции, в течение срока реализации бизнес - плана, произведенной в КФХ - 10 %).
Уведомлением от 14.04.2021 N ИСХ-21/МСХ-2418 Министерством предложено ИП главе КФХ Рамазанову P.M. добровольно возвратить 3 000 000 руб. в тридцатидневный срок.
Оставление требования без исполнения послужило основанием обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает оснований для его изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 20.06.2019 N 5-НФ на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, среди которых, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ.
В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта, за исключением нецелевого использования средств гранта, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта в полном объеме.
В свою очередь условия получения гранта, невыполнение которых может быть положено в основу требования о возврате гранта, предусмотрены пунктом 17 Порядка, среди которых:
- пункт 2.2. - сохранение и использование клавой КФХ имущества, полученного на средства гранта в течение не менее 5 лет;
- пункт 8 - достижение результатов предоставления гранта на поддержку начинающим фермерам, предусмотренных в соглашении в соответствии с пунктом 17.1 Порядка.
В соответствии с пунктом 28 Порядка средства гранта на развитие фермы подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Согласно пункту 29 Порядка если в срок, установленный пунктом 28 Порядка, средства гранта на развитие фермы не были возвращены, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, одним из оснований указанным в акте проверки от 31.03.2021 для возврата средств гранта послужили выводы Министерства о том, что ИП главой КФХ Рамазановым P.M. не достигнут показатель результативности, предусмотренный соглашением - ежегодный прирост объема сельскохозяйственной продукции, в течение срока реализации бизнес - плана, произведенной в КФХ - 10 %.
Делая указанный вывод, Министерство учитывало и сопоставляло показатели, указанные в бизнес-плане предпринимателя с фактическими показателями за 2019-2020 годы (таблицы N 1, N 2 в акте проверки), согласно которым общий прирост объема сельскохозяйственной продукции (по показателям: КРС в живой массе, молоко, сено) в процентном соотношении составил минус 17,3 процента.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что Министерством не учтено, что подпунктом 1 пункта 17.1 Порядка предусмотрено, что результатом предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров является прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году КФХ, включая индивидуальных предпринимателей, получившими грантовую поддержку за последние пять лет (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году, который должен составлять не менее 10 процентов.
Таким образом, показатели прироста надлежит сопоставлять не с бизнес-планом, а с фактическими объемами сельскохозяйственной продукции, произведенной в предыдущие годы с текущим.
10.12.2020 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению, согласно которому, в том числе, утверждено приложение N 1 "Показатели результативности", в котором указано, что по критерию "Количество новых постоянных, рабочих мест, созданных в КФХ" плановое значение показателя результативности за 2019 год должно составить - 3; по критерию "Ежегодный прирост объема сельскохозяйственной продукции в течение срока реализации бизнес-плана, произведенной в КФХ, не менее уровня указанного в производственной программе бизнес-плана на соответствующий календарный год" плановое значение показателя результативности за 2019 год в процентах должно составить 10.
В бизнес-плане ответчика предусмотрено, что цель проекта - развитие молочного животноводства; способ достижения цели (пункт 3.2.0 - увеличение молочного животноводства. Существо предполагаемого проекта (раздел 3) - приобретение нетелей КРС, что также направлено на реализацию цели развития молочного животноводства.
При этом, в плане развития хозяйства предусмотрены такие показатели как валовый сбор зерновых культур, площадь посева, урожайность, произведенная продукция, среднегодовое поголовье сельскохозяйственных животных, планируемый объем молока и мяса, планируемый объем продаж.
Однако, приложение N 1 к дополнительному соглашению N 1, устанавливающее плановое значение показателя результативности за 2019 год в процентах должно составить 10 не конкретизирует в отношении какого именно из показателей указанного в производственной программе бизнес-плана показатель результативности должен составить 10 процентов, порядок расчета данного показателя не регламентирован.
В данной ситуации суд апелляционной инстанции, соотнося показатели бизнес-плана, цель проекта (развитие семейной животноводческой фермы путем увеличения молочного животноводства - пункты 3.1, 3.2 бизнес-плана), положения пункта 17.1 Порядка, исходит из того, что плановое значение показателя результативности в 10 процентов должно быть достигнуто в том виде деятельности, который определяется как цель получения субсидий, а именно молочное животноводство.
Согласно показателям, приведенным в таблице N 2 в акте проверки, показатели производства молока сырого коровьего в 2019 году составили 309 цистерн, а в 2020 году - 930 цистерн, то есть плановое значение показателя результативности в 10 процентов достигнуто предпринимателем.
Таким образом, указанное основание не может быть положено в основу требования заявителя о возврате средств гранта.
В то же время другим основанием для требования о возврате средств гранта явились выводы Министерства о том, что ИП главой КФХ Рамазановым P.M. не выполнено условие предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающих фермеров в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов).
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта на поддержку начинающих фермеров в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов), за исключением глав КФХ, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми не удалось сохранить или использовать соответствующее имущество.
Материалами проверки подтверждается, что согласно информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств - индивидуальных предпринимателей Форма N 1-КФХ за 2020 год поголовье КРС на конец года составило 85 голов, в том числе: коров 51 голова, нетели 11 голов.
На момент проверки имелось в наличии поголовье КРС в количестве 60 голов, в том числе коров - 42 головы, телки старше 2 лет - 7 голов, телята до 6 месяцев - 10 голов, бык- 1 голова.
Из приобретенных 55 голов нетелей имелось в наличии только 49 голов.
На вопрос суда к представителю ответчика о наличии доказательств сохранения приобретенного имущества, последний пояснил, что указанных доказательств, а также каких-либо ходатайств не имеет.
Таким образом, ИП главой КФХ Рамазановым P.M. не в полной мере выполнено условие, предусмотренное подпунктом 2.2 пункта 17 Порядка о сохранении в течении пяти лет имущества, приобретенного на средства гранта.
С учетом того, что согласно бизнес-плану расходы на покупку КРС (нетели) - 55 голов составили 3 050 000 руб., из которых 2 746 620 руб. - средства гранта, 303 380 руб. - собственные средства, стоимость 6 голов скота составит 299 630 руб. (2 746 620:55 * 6).
Суд апелляционной инстанции полагает, что в указанной части (299 630 руб.) требования Министерства подлежат удовлетворению, а решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2021 по делу N А46-9559/2021 подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2021 по делу N А46-9559/2021 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить частично. Взыскать с индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рамазанова Раджаба Максимовича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области 299 630 руб. субсидии и в доход федерального бюджета 3 795 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9559/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП РАМАЗАНОВ РАДЖАБ МАКСИМОВИЧ