г. Владивосток |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А51-8788/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хафоевой Тамамы Ходедаевны,
апелляционное производство N 05АП-7128/2021
на решение от 21.09.2021 судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-8788/2021 Арбитражного суда Приморского края
по иску SIA "SALMO" (ООО "САЛМО")
Единый регистрационный номер: 40003036461
к индивидуальному предпринимателю Хафоевой Тамаме Ходедаевне
(ИНН 252004021891, ОГРНИП 317253600024195)
о взыскании 50 000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 771365 ("Cobra"); 50 рублей судебных издержек в размере стоимости вещественного доказательства - товара, приобретенного у ответчика, также 289,54 рублей 54 копейки стоимости почтовых отправлений, 2 000 рублей государственной пошлины,
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
SIA "SALMO" (ООО "САЛМО") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю Хафоевой Тамаме Ходедаевне (далее - ИП Хафоева, предприниматель) о взыскании 50000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак N 771365 ("Cobra").
Одновременно истцом было заявлено ходатайство о взыскании с ответчика 50 рублей судебных издержек в виде стоимости вещественного доказательства - товара, приобретенного у ответчика, 289 рублей 54 копейки почтовых расходов, 2 000 рублей государственной пошлины.
Определением суда от 08.06.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением суда от 02.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции апеллянт указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о снижении размера компенсации ниже минимального размера. Выражает несогласие с выводом о том, что со стороны ответчика ранее допускались нарушения исключительных прав, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами, поскольку указанные по тексту решения судебные акты не вступили в законную силу.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 жалоба ИП Хафоевой принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 24.11.2021.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились, что по смыслу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Из материалов дела судом установлены следующие обстоятельства.
Истец является правообладателем исключительных прав на товарный знак N 771365 ("Cobra"), что подтверждается лицензионным договором от 01.04.2019, заключенным между ООО "Рыболов-сервис" и ООО "САЛМО" (SIA "SALMO"), выпиской из международного торгового реестра WIPO ТЗ N 771365 Cobra.
08.10.2020 в торговой точке, расположенной по адресу: Приморский край, Михайловский район, с.Михайловка, ул.Тихоокеанская, д.48В, предлагался к продаже и реализован товар - крючки, стоимостью 50 рублей. На указанном товаре имеется изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком N 771365 ("Cobra").
Факт продажи указанного товара подтверждается кассовым чеком, в котором содержатся сведения о наименовании продавца - ИП Хафоева Таммам Ходедаевна ИНН 252004021891, совпадающий с данными указанными в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дате заключения договора розничной купли-продажи.
В целях самозащиты гражданских прав истцом осуществлена видеосъемка, представленная в материалы дела, на которой запечатлено предложение к продаже, заключение договора розничной купли-продажи, а также то, что спорный товар приобретен по представленному истцом кассовому чеку.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 70022 с требованием о выплате компенсации, о чем представлена почтовая квитанция от 12.03.2021 с описью вложения.
Поскольку претензия добровольно не удовлетворена ответчиком, истец обратился в суд с рассматриваемым иском. Заявленный ко взысканию размер компенсации рассчитан истцом на основании пункта 1 статьи 1301 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в размере 50 000 рублей за один товарный знак N 771365 ("Cobra").
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные произведения.
На основании пункта 3 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
В силу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 1270 ГК РФ предусмотрено, что автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение).
Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность.
В соответствии со статьей 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Как следует из положений статьи 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (статья 1479 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункта 3 статьи 1484 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1515 ГК РФ нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование (размещение на товаре или упаковке) не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
С учетом изложенного, в предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования товарного знака либо обозначения, сходного с ним до степени смешения.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что истец является действующим правообладателем товарного знака N 771365 "Cobra" является SIA "SALMO" (ООО "Салмо"), доказательств обратного в материалы дела ответчиком не представлено.
Доказательства передачи ответчику прав на указанный товарный знак вопреки положениям статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается факт продажи продукции, нарушающей исключительные права SIA "SALMO" - в торговой точке, расположенной по адресу: Михайловский район, с.Михайловка, ул.Тихоокеанская, д.48В, предлагался к продаже и был реализован товар (крючки) с изображением, сходным до степени смешения с товарным знаком N 771365 ("Cobra"), правообладателем которого является истец.
Факт реализации товара с использованием сходного до степени смешения с товарным знаком, правообладателем которого является истец, подтверждается представленным товарным чеком от 08.10.2020, на котором содержаться реквизиты продавца, ИНН продавца, совпадающие с данными, указанными в выписке из ЕГРИП в отношении ответчика.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что ответчик незаконно использовал исключительные права на товарный знак N 771365 "Cobra", исключительное право, которого принадлежит истцу.
В рассматриваемом случае истец-правообладатель просит взыскать с ответчика-правонарушителя 50 000 рублей компенсации за нарушения исключительных прав.
В силу статьи 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.
При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных ГК РФ, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, согласно которому правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом. По смыслу указанной статьи ответственность наступает в отношении каждого нарушителя исключительных прав за каждый случай неправомерного использования объектов исключительных прав (в данном случае - за каждое нарушение исключительных прав на товарный знак, которому предоставлена правовая охрана).
Согласно пункту 43.3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем 2 статьи 1301, абзацем 2 статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1414 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Аналогичный подход отражен и в пункте 47 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23.09.2015, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, согласно которому при взыскании на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ компенсации за незаконное использование товарного знака суд определяет ее размер не произвольно, а исходя из оценки представленных сторонами доказательств.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П высказана правовая позиция, согласно которой суды при наличии определенных условий и с учетом характера и последствий нарушения вправе снижать размер компенсации ниже предела, установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 1252 ГК РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, исходя из требований разумности и справедливости, необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, принимая во внимание характер допущенного ответчиком нарушения, суд первой инстанции, установив факт незаконного распространения ответчиком продукции с нанесенным на нее товарным знаком истца, счел обоснованным взыскать с ответчика компенсацию в заявленном истцом размере - 50 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о снижении размера компенсации ниже минимального размера, отклоняются коллегией в силу следующего.
Согласно положениям статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Следовательно, реализуя товар в розничной сети, ответчик принял все риски, связанные с введением в оборот данного товара.
С учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, указывающих на необходимость снижения размера компенсации, доказательств тяжелого материального положения ответчика, доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, сделавших невозможным соблюдение исключительных прав истца ответчиком, компенсация в обозначенной сумме оценена судом как соразмерная последствиям нарушения прав истца и соответствует принципу разумности и справедливости с учетом характера допущенного нарушения и иных установленных по делу обстоятельств, в связи с чем исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что со стороны ответчика ранее допускались нарушения исключительных прав, что подтверждается судебными актами по делам N А51-18434/2017, N А51-9679/2018, N А51-11407/2019, N А51-4869/2021.
Вопреки доводам апеллянта, все решения Арбитражного суда Приморского края по приведенным делам вступили в законную силу.
Суд апелляционной инстанции с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов также не усматривает оснований для снижения размера заявленной истцом компенсации.
Требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов, в том числе стоимости приобретенного товара, почтовых расходов, государственной пошлины рассмотрено судом в соответствии со статьями 101, 106, 110, 112 АПК РФ, расходы правомерно взысканы с ответчика в заявленных истцом суммах. Апелляционная жалоба доводов в указанной части не содержит.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2021 по делу N А51-8788/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8788/2021
Истец: ООО SIA "SALMO" "САЛМО"
Ответчик: ИП ХАФОЕВА ТАМАМ ХОДЕДАЕВНА