24 ноября 2021 г. |
Дело N А83-21196/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21196/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосия Республики Крым о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 125 694,64 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 15 декабря 2020 года требование ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании задолженности по контракту теплоснабжения от 23.12.2019 N 86 за пользование тепловой энергией в помещении по ул. Вересаева, 10, г. Феодосия, Республика Крым, за период с марта 2020 года по июнь 2020 года в размере 3008,82 руб. выделено в отдельное производство, выделенному исковому требованию присвоен номер А83-21196/2020. Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по оплате услуг теплоснабжения, по контракту теплоснабжения от 23.12.2019 N 86, в результате чего за ним образовалась задолженность в размере 3008,82 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены Муниципальное унитарное предприятие Муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Жилищно-эксплуатационная контора N 4"; Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года (с учетом определения о внесении исправлений от 26 октября 2021) исковые требования удовлетворены.
Взыскана с Администрации города Феодосии в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" задолженность за потребленную тепловую энергию в сумме 3008,82 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 114,21 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что истцом не доказана принадлежность нежилого помещения Муниципальному образованию городского округа Феодосия Республики Крым. Указывает, что контракт теплоснабжения N 86 не зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем производить оплату по указанному контракту не представлялось возможным. Администрация являлась исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, главным распорядителем средств бюджета муниципального образования по оплате теплоснабжения является МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 17.11.2021 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств, надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
В отопительный период с марта 2020 по июнь 2020 филиалом осуществлялось теплоснабжение нежилых помещений по адресу: улица Вересаева, дом 10, г. Феодосия, отапливаемая площадь 37,6 кв. м; находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Оплата за отопление ресурсоснабжающей организации не производилась, в результате чего согласно справкам о расчетах за услуги по теплоснабжению общая сумма задолженности по нежилому помещению составила 3008,82 руб.
23.12.2019 между сторонами был заключен Контракт теплоснабжения N 86. Согласно п.1.1 Контракта Теплоснабжающая организация принимает на себя обязательства поставить Потребителю тепловую энергию для отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, технологии, в виде горячей воды в объеме, предусмотренным Контрактом, а Потребитель обязуется принять от Теплоснабжающей организации тепловую энергию и оплатить ее по установленным тарифам в предусмотренные Контрактом сроки.
Пунктом 2.1 Контракта N 86 Тепловая энергия предоставляется Потребителю согласно Приложения N 1 к настоящему Контракту, где в Приложение N 1"Расчетные данные на теплопотребление по объектам" объектами теплоснабжения является спорное нежилое помещение по настоящему делу.
Согласно пункту 3.2.4 Контракта потребитель обязан выполнять условия и порядок оплаты потребленной тепловой энергии в объемах и сроки, предусмотренные Контрактом, с этой целью заблаговременно получать счета на оплату у теплоснабжающей организации (не позднее 10 числа следующего за расчетным месяцем).
Пунктом 6.1 Контракта установлено, что цена Контракта составляет 867 801,98 руб. Указанная цена заявлена потребителем для заключения настоящего Контракта. Расчеты за потребляемую тепловую энергию производятся в рублях в безналичной форме, либо иной, не запрещенной действующим законодательством форме, ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.2 Контракта).
В соответствии с условиями контракта, а именно пунктом 6.2.1 определено производить расчеты с Потребителями тепловой энергии, категории Бюджет, не имеющих приборов учета за отопление общей площади 337,55 кв.м. по тарифу 1 Гкал 2599,44 руб., (тариф указан без учета НДС) в порядке определенном разделом 5 контракта, а согласно пункту 6.2.2. производить расчеты с Потребителями тепловой энергии, имеющими приборы учета на отопление в порядке определенном согласно разделу 5. Потребители, имеющие общие приборы учета тепловой энергии, производят оплату за отопление общей (занимаемой) площади 686,80 кв.м по установленному тарифу, согласно показаниям приборов учета тепловой энергии распределенным пропорционально занимаемой площади. Категория Бюджет: 1 Гкал 2599,44 руб., (тариф указан без учета НДС).
Расчетный период для расчета потребленной тепловой энергии для отопления (вентиляции) в виде горячей воды устанавливается равным месяцу.
Пунктом 6.3. Контракта установлено, что тарифы на тепловую энергию (производство и передача) и теплоноситель устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории Потребителей. Изменение тарифов на тепловую энергию и теплоноситель в период действия настоящего Контракта не требует его переоформления. В случае изменения цены Контракта, вследствие изменения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, оформляется дополнительное соглашение к настоящему Контракту, в котором будет согласованна сумма подлежащая оплате. Основанием для оплаты потребителем тепловой энергии являются счета теплоснабжающей организации (пункт 6.5 Контракта).
Согласно пункту 6.11 Контракта для своевременного произведения расчетов за потребленную тепловую энергию и теплоноситель Потребитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным периодом, получить в теплоснабжающей организации счет на оплату, счет-фактуру (если является плательщиком НДС) и акт приема-передачи тепловой энергии за расчетный период (указанные документы выдаются на руки под роспись, лицу, являющемуся ответственным по настоящему Контракта, либо лицу, имеющему доверенность на получение счета на оплату, счета-фактуры и актов). В течение 3 (трех) рабочих дней подписать акт и возвратить второй экземпляр в теплоснабжающую организацию либо предоставить мотивированный отказ от признания факта потребления указанного в акте количества тепловой энергии и теплоносителя полностью или в части.
В случае отказа от признания потребления указанного в акте количества тепловой энергии и теплоносителя в части, потребитель оплачивает в установленный настоящим Контрактом срок стоимость признаваемого количества потребленной энергии и теплоносителя. Порядок оплаты оспариваемой части определяется соглашением сторон, а в случае не достижения такого соглашения - в судебном порядке.
В случае неполучения или не возврата потребителем акта в указанный срок такой акт считается согласованным сторонами и не может быть оспоренным. Пунктом 7.2.1 Контракта предусмотрена ответственность потребителя за нарушение сроков оплаты тепловой энергии и теплоносителя,
Потребитель по требованию теплоснабжающей организации уплачивает пеню в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на день фактической оплаты) от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после наступления срока оплаты по день фактической уплаты долга. Согласно пунктам 10.1 и 10.2 Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2019, что касается денежных обязательств потребителя перед теплоснабжающей организацией, - до их полного выполнения.
17.08.2020 в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым направлена претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности.
Поскольку требование об уплате задолженности оставлено без исполнения, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" также разъясняется, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 17 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 23.03.2015 N 301, права собственности в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым.
Следовательно, Администрация, как орган исполнительной власти, выступающий от имени собственника муниципального имущества, за счет муниципальной казны обязана нести расходы по его содержанию.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Кроме того, довод апеллянта о том, что помещение по адресу: г. Феодосия, ул. Вересаева, 10, не принято в муниципальную собственность города Феодосии, судебная коллегия отклоняет, поскольку данная точка поставки тепловой энергии включена в Приложение N 1 к Контракту N 86 от 23.12.2019, который распространяет свое действие на правоотношения сторон с 01.12.2015 в силу статьи 425 ГК РФ.
В соответствии с правилами статьи 421 ГК РФ контракт сторонами заключен добровольно, существенные условия при его подписании согласованы. Заключая договор на определенных условиях, администрация приняла на себя обязательства по оплате стоимости потребленной тепловой энергии.
Факт поставки теплоэнергии, объем и правильность расчетов сторонами не оспариваются, разногласия сторон касаются установление лица, обязанного оплатить потребленный ресурс.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Спорые взаимоотношения вытекают из заключенного сторонами договора от 23.12.2019 N 86.
Как следует из материалов дела, с марта по июнь 2020 года истец исполнил свои обязательства по контракту в полном объеме, поставив Администрации тепловую энергию по присоединенной сети в нежилое помещение по адресу: г. Феодосия, ул. Вересаева, 10.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в нежилое помещение по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Вересаева, 10 в период с марта по июнь 2020 года.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании раздела IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для категории потребителей "бюджет".
Расчет стоимости потребленной ответчиком тепловой энергии, произведенный истцом в соответствии с разделом IV Правил N 1034, в размере 3008,82 руб. проверен признан верным.
В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец оказал услуги теплоснабжения, задолженность по оплате которых составила 3008,82 руб. и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Поскольку факт поставки тепловой энергии в спорный период и наличия задолженности Администрации по её оплате подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения искового требования о взыскании долга в размере 3008,82 руб.
Довод ответчика, что договор не зарегистрирован в органах казначейства не принимается коллегией судей, поскольку обязанность такой регистрации возложена на заказчика, правовым последствием отсутствия такой регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является невозможность производить оплату по контракту.
Таким образом, отсутствие такой регистрации не является основанием для освобождения стороны от исполнения обязательства по оплате полученного теплового ресурса в рамках контракта.
Довод ответчика о необходимости взыскания оплаты с Муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", которое в настоящий момент выполняет функции главного распорядителя денежных средств вместо Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", которое является плательщиком по Договору, не принимается судебной коллегией, по следующим основаниям.
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, является потребителем тепловой энергии в отношении муниципального жилого и нежилого фонда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оплаты коммунальных ресурсов возложена на потребителя или собственника жилого или нежилого помещения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 августа 2021 года по делу N А83-21196/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-21196/2020
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО", ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N 4"