город Томск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А45-2622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Министерства региональной политики Новосибирской области (N 07АП-10478/2021) на решение от 16.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А 45-2622/2021 (судья Рубекина И.А.), по заявлению Министерства региональной политики Новосибирской области (ОГРН: 1135476096865, ИНН: 5406749953, 630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, 18) к Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (ОГРН: 1135476113178, ИНН: 5406753727, 630099, г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 15, оф.9) о взыскании 549 230 рублей 64 копейки,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Ефремова С. В. по дов. от 30.04.2021, диплом; Хромова В. О. по дов. от 16.12.2020, диплом,
От ответчика: Иванушкина И. Г. по дов. от 21.07.2021, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство региональной политики Новосибирской области (далее - Министерство, истец, Главный распорядитель бюджетных средств) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Новосибирской региональной общественной организации по поиску пропавших, защите и спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций "Новосибирск-поиск" (далее - ответчик, НРОО "Новосибирск-поиск", организация, получатель субсидии) денежных средств областного бюджета Новосибирской области в размере 549 230 рублей 64 копейки.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.09.202 исковое требование удовлетворено частично, с НРОО "Новосибирск-поиск" в пользу Министерства региональной политики Новосибирской области взысканы денежные средства в размере 68 229 рублей 70 копеек, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что судом неверно применен не подлежащий применению Порядок определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям из областного бюджета Новосибирской области в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области "Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы", установленный постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 9-п (далее - Порядок); судом первой инстанции не дана оценка доводам Министерства относительного отсутствия подтверждающих софинансирование документов по пункту 3 "Оплата услуг координатора Ресурсного центра" и пункту 4 "Аренда помещения, в том числе коммунальные услуги" за счет собственных средств согласно смете расходов; судом не дана оценка выполнению ответчиком мероприятий календарного плана и достижения количественного и качественного результата по каждому из них; суд не принял во внимание, что ответчиком не достигнуты цели программы и не решены задачи программы, на исполнение которой предоставлялась субсидия.
НРОО "Новосибирск-поиск" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, не согласилось с доводами Министерства, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали каждый свою позицию по делу.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, НРОО "Новосибирск-поиск" подала заявку на участие в конкурсе, в рамках которой представлена программа "Ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтерства) в сфере поиска пропавших людей в Новосибирской области".
Конкурсной комиссией по подведению итогов конкурсного отбора среди социально ориентированных некоммерческих организаций на реализацию программ социально ориентированных некоммерческих организаций, в соответствии с протоколом от 04.04.2019 N 1 было принято решение о предоставлении субсидии НРОО "Новосибирск-поиск" в размере 600 000 рублей.
Результаты конкурса утверждены приказом министерства региональной политики Новосибирской области от 05.04.2019 N 59 "О результатах конкурсного отбора среди социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области".
На основании решения конкурсной комиссии между министерством региональной политики Новосибирской области и НРОО "Новосибирск-поиск" было заключено Соглашение (Договор) о предоставлении субсидии из областного бюджета Новосибирской области от 26.04.2019 N 71.
Согласно условиям Договора (пункты 1.1, 1.2, 2.2) министерство произвело оплату в размере 600 000 рублей на расчетный счет ответчика (платежное поручение от 29.04.2019 N 389).
В соответствии с пунктом 4.3.2 Договора ответчик обязуется выполнять работы, определенные календарным планом реализации программы в соответствии с приложением N 2 к договору, в полном объеме и в установленные сроки.
Согласно пункту 4.3.1 Договора ответчик обязуется осуществлять расходование средств субсидии в соответствии с договором и Порядком.
Кроме того, на основании пункта 4.3.3 Договора ответчик обязуется представлять Главному распорядителю бюджетных средств документы и материалы, предусмотренные Порядком и договором, в том числе:
- финансовый отчет об использовании субсидии из областного бюджета Новосибирской области, в том числе копии первичных документов, подтверждающих расходы, по форме, согласно приложению N 3 к договору, в течение 10 рабочих дней после окончания срока платежа по всем статьям расходов, указанных в календарном плане реализации программы;
- отчет о результатах реализации программы по форме, согласно приложению N 4 к договору, в течение 10 рабочих дней после окончания срока выполнения всех работ, указанных в календарном плане реализации программы.
Согласно смете расходов, на реализацию программы срок платежа по календарному плану по всем статьям расходов указан 01.03.2020, следовательно, вышеназванные документы ответчик должен был представить в срок до 17.03.2020.
По факту выявленных нарушений, Министерством 10.06.2020 в адрес ответчика по электронной почте направлено письмо с требованием о возврате денежных средств, полученных на реализацию программы "Ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтерства) в сфере поиска пропавших людей в Новосибирской области" в размере 600 000 рублей от 09.06.2020 N 607/57, в областной бюджет Новосибирской области в течение 30 дней со дня получения требования.
Отчеты получателем субсидии были представлены в Министерство 26.07.2021.
В ходе осуществления проверки отчетов, представленных НРОО "Новосибирск-поиск", по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии по итогам реализации программы, Министерством выявлены нарушения, выразившиеся в не предоставлении документов, подтверждающих реализацию мероприятий, предусмотренных календарным планом выполнения программы и документов, подтверждающих расходы ответчика, предусмотренных сметой расходов на выполнение программы.
Ответчик в ходе рассмотрения дела произвел возврат средств субсидии частично в размере 33 212 рублей 36 копеек и 17 556 рублей, всего 50 769 рублей 36 копеек.
Денежные средства размере 549 230 рублей 64 копейки (600000 рублей - 50 769 рублей 36 копеек) от общества в бюджет не возвращены, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Министерством в материалы дела не представлены доказательства того, что у НРОО "Новосибирск-поиск" при заключении договора о предоставлении субсидии отсутствовало право на получение субсидии, также как не представлены доказательства нецелевого использования субсидии в сумме 481 000 рублей 94 копейки.
С учетом того, что в той части, в которой требования удовлетворены, решение суда не обжаловано, исходя из положений части 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации " (далее - Закон N 209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Целями реализации программы "Ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтерства) в сфере поиска пропавших людей в Новосибирской области" было создание данного Ресурсного центра, его материально-техническое обеспечение, обучение добровольцев поисковой деятельности, создание условий для эффективных мероприятий по поиску пропавших людей и т.д.
Судом установлено, что "Ресурсный центр по поддержке добровольчества (волонтерства) в сфере поиска пропавших людей в Новосибирской области" создан и до настоящего времени функционирует в г. Новосибирске и Новосибирской области.
Как указывалось выше Министерством с НРОО "Новосибирск-поиск" 26.04.2019 было заключено соглашение (договор) N 71 о предоставлении субсидии из областного бюджета Новосибирской области, которым предусмотрены смета расходов и календарный план мероприятий, отраженные в заявке.
Смета расходов на реализацию программы (приложение N 1 к соглашению N 71 от 26.04.2019 (л.д. 130 т.1) предусматривает расходование перечисленных обществу средств областного бюджета на приобретение/использование навигатора туристического Garmin сумму 88 000 рублей (пункт 1 сметы расходов на реализацию программы); на приобретение использование раций AM/FM СИБИ Штурман, KENWOOD сумму 75 000 рублей (пункт 2 сметы расходов на реализацию программы). Всего на сумму 163 000 рублей.
Ответчиком в обоснование расходов представлены: счет N Г000225 от 27.02.2020, УПД N 89 от 27.02.2020, платежное поручение N 858358 от 28.02.2020 на сумму 163 000 рублей (л.д.115-118).
В смете расходов (приложение к соглашению N 71 от 26.04.2019) срок оплаты по приобретению оборудования указан до 01.03.2020.
В соответствии с представленной первичной документацией оборудование приобретено в период реализации проекта, в сроки, установленные сметой расходов (не позднее 01.03.2020).
На основании изложенного суд первой инстанции отклонил доводы Министерства о том, что в данной части ответчиком нарушены условия соглашения N 71 от 26.04.2019.
Также судом установлено, что приобретенное в рамках софинснсирования ответчиком на собственные средства оборудование Alpha 50/t5 Rus (010-01635-F1), стоимостью 44 833,33 руб., является навигатором, а "ДР 6SDNEW Карта Дороги России на microSD/SD)", стоимостью 1 666,67 руб., является неотъемлемым программным обеспечением навигатора, без которого невозможно функционирование последнего. Данное оборудование, также как и фонарь, складной стол, компас, дождевик, элемент питания, тренога для котла, котелок и др.) были приобретены на средства организации в рамках софинансирования по соглашению N 71 от 26.04.2019 для обучения добровольцев полевым поискам и ориентированию в рамках работы Ресурсного центра, в т.ч. для достижения целей и задач, заявленных в календарном плане.
Соглашением N 71 от 26.04.2019 предусмотрено софинансирование не менее 25 %, т.е. не менее 150 000 рублей. В рамках реализованной программы фактически софинансирование было осуществлено на 73%. При этом соглашением N 71 от 26.04.2019 и Порядком не предусмотрена обязанность по предоставлению отчетности в рамках софинансирования, в связи с чем суд первой инстанции отклонил доводы истца о том, что софинансирование ответчиком не подтверждено.
Согласно смете расходов на реализацию программы (приложение N 1 к соглашению N 71 от 26.04.2019 (л.д. 130 т.1) предусматривает расходование перечисленных обществу средств областного бюджета на оплату/предоставление услуг координатора Ресурсного центра по договору оказания возмездных услуг по договору оказания возмездных услуг сумму 320 000 рублей (пункт 3 сметы расходов на реализацию программы).
Ответчиком в обоснование расходов по указанному пункту сметы представлены договор возмездного оказания услуг N 1УС от 01.05.2019, задание на выполнение услуг, акт приема-передачи оказанных услуг N 1 от 25.02.2020 на сумму 284 500 рублей 30 копеек.
Ответчиком оплачено по договору 251 770 рублей 30 копеек (платежное поручение N 8489121 от 28.02.2020 (л.д.138 т.3). Кроме того, ответчиком в бюджет перечислены налог на доходы физических лиц (платежное поручение N 8586670 от 28.02.2020 на сумму 32 730 рублей, страховые взносы (платежное поручение N 8586974 от 28.02.2020 на сумму 23000 рублей (страховые взносы ПФР), платежное поручение N 8586843 от 28.02.2020 на сумму 12 840 рублей 29 копеек (страховые взносы ОМС) (т.3 л.д.133-141).
Таким образом, судом первой инстанции признано доказанным целевое использования субсидии в размере 251 770 рублей 30 копеек, а также достижение результата предоставления субсидии.
Так, суд указал, что в договоре N 1УС от 01.05.2019 определен его предмет - оказание услуг по разработке положения Ресурсного центра, организация проведения методических семинаров и круглых столов; организация консультирования организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и т.д. Услуги фактически оказаны, что подтверждается актом приема-сдачи оказанных услуг. Доказательств опровергающих факт оказания услуг не представлено, факт проведения мероприятий, указанных в календарном плане опровергаются многочисленными публикациями в СМИ, публикациями на сайте Правительства НСО и иными материалами дела (отчет о результатах реализации программы, информация о реализации проекта с приложением документов и с указанием ссылок в сети Интернет, публикаций в СМИ). В Министерство представлены финансовый отчет, а также документы, подтверждающие фактическое несение расходов на реализацию программы.
Также согласно смете расходов на реализацию программы (приложение N 1 к соглашению N 71 от 26.04.2019 (л.д. 130 т.1) предусматривает расходы 117 000 руб. за аренду помещения, в том числе коммунальные услуги (пункт 4 сметы расходов на реализацию программы).
Ответчиком в обоснование расходов представлены Договор аренды с ГАУ НСО "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" N 405 от 26.09.2018; Договор N 406 по возмещению расходов от 26.09.2018; Договор аренды N 352 от 21.08.2019; Договор аренды N 353 от 21.08.2019; Счета, платежные поручения N 105 от 26.08.2019 на сумму 14 158,04 руб.; N 106 от 26.08.2019 на сумму 44 496 руб.; N 8586085 от 28.02.2020 на сумму 47 000 руб.; N8586120 от 28.02.2020 на сумму 35 000 руб.
Ответчик произвел в ходе рассмотрения дела возврат истцу субсидии в размере 50 769 рублей 36 копеек из предоставленных 117 000 руб.
Таким образом, суд признал в остальной части требований в размере 66 230 рублей 64 коп. доказанным целевое использование ответчиком субсидии оплату на аренду помещения и коммунальные услуги, что соответствует соглашению N 71 от 26.04.2019.
Оплата за период с января по апрель 2019 года осуществлялась ответчиком за счет собственных средств в рамках софинансирования проекта. За счет средств субсидии была осуществлена оплата с апреля 2019 года до 01.03.2020, т.е. в сроки, установленные соглашением N 71 от 26.04.2019.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что ответственность в виде возврата субсидии, установленная Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательств. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
Как верно отметил суд первой инстанции, нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности в установленный срок не является достаточным основанием для взыскания суммы субсидии в полном объеме.
Судом первой инстанции также обоснованно принята во внимание правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
В отсутствии доказательств того, что у НРОО "Новосибирск-поиск" при заключении договора о предоставлении субсидии отсутствовало право на получение субсидии, а также доказательства нецелевого использования субсидии в сумме 481 000 рублей 94 копейки, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Ссылка суда первой инстанции на другой Порядок определения объема и предоставления субсидии, на что указывает Министерство в апелляционной жалобе, не привела к принятию неправильного по существу решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2622/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства региональной политики Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2622/2021
Истец: Министерство региональной политики Новосибирской области
Ответчик: Новосибирская Региональная по Поиску Пропавших, Защите и Спасению Людей В Условиях Чрезвычайных Ситуаций "Новосибирск-Поиск"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд