г. Владимир |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А43-3700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.11.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максима Инвестмент Групп" (ИНН 5260358894, ОГРН 1135260007850) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 по делу N А43-3700/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Максима Инвестмент Групп" о признании недействительным решения администрации городского округа город Кулебаки Нижегородской области от 26.01.2021 N 12-16.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Максима Инвестмент Групп" - Яковлева В.Н. по доверенности от 21.05.2021 N 1 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании.
Администрация городского округа город Кулебаки Нижегородской области, Храмова Татьяна Ивановна, Храмов Николай Николаевич, Храмов Максим Николаевич, Преснова Александра Сергеевна - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Максима Инвестмент Групп" (далее по тексту - Общество) 24.09.2018 обратилось в администрацию городского округа город Кулебаки Нижегородской области (далее по тексту - Администрация) с заявлением о смене разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 с "бытовое обслуживание" на "магазины".
Администрацией 17.12.2020 проведены публичные слушания относительно вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 с "бытовое обслуживание" на "магазины".
Заключение о результатах публичных слушаний от 17.12.2020 опубликовано в газете "Кулебакский металлист" от 13.01.2021 N 2 (14780).
Данное заключение и заявление Общества были рассмотрены 19.01.2021 на заседании межведомственной комиссии по землепользованию и застройке территории городского округа город Кулебаки Нижегородской области.
Администрацией 26.01.2021 на основании подпункта "ж" пункта 2.9 административного регламента администрации по представлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа город Кулебаки Нижегородской области", принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 с видом разрешенного использования "бытовое обслуживание", под магазины.
Полагая, что решение администрации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконными.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Храмова Татьяна Ивановна, Храмов Николай Николаевич, Храмов Максим Николаевич, Преснова Александра Сергеевна.
Решением от 13.07.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация, Храмова Т.И., Храмов Н.Н., Храмов М.Н., Преснова А.С. в отзывах на апелляционную жалобу считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
В статье 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 17.08.2017 N 1966 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 общей площадью 4123 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Суворова, 25 метров на северо-восток от дома N 160 для "строительства комбината бытового обслуживания (приемный пункт прачечной и химчистки, пошивочное ателье, мастерская по ремонту обуви, часов, ремонтная мастерская бытовой техники, парикмахерская)".
Земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами с приусадебными участками Ж-3 - для размещения предприятия бытового обслуживания.
Между Обществом и Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области заключен договор аренды земельного участка от 31.07.2018 N 3813, в соответствии с которым Обществу передан земельный участок с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 общей площадью 4123 кв.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Кулебаки, ул. Суворова, 25 метров на северо-восток от дома N 160; утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504, определено место допустимого размещения основного строения; Обществу выдано разрешение N 52-ru52313000-3-2019 на строительство комбината бытового обслуживания в соответствии с проектной документацией; Обществу выдано разрешение N 52-ru52313000-7-2019 на ввод построенного объекта капитального строительства (комбинат бытового обслуживания) в эксплуатацию.
Общество 24.09.2018 обратилось в Администрацию с заявлением о смене разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 с "бытовое обслуживание" на "магазины".
Администрацией 17.12.2020 проведены публичные слушания относительно вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504 с "бытовое обслуживание" на "магазины".
Решением Совета депутатов городского округа города Кулебаки Нижегородской области от 02.03.2018 N 21 утверждены Правила землепользования и застройки территории г. Кулебаки Нижегородской области.
Решением Совета депутатов городского округа города Кулебаки Нижегородской области от 29.06.2018 N 53 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городском округе города Кулебаки Нижегородской области.
Постановлением администрации городского округа города Кулебаки Нижегородской области от 09.08.2019 N 1648 утвержден Административный регламент администрации городского округа города Кулебаки Нижегородской области по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства территории городского округа города Кулебаки Нижегородской области" (далее - Административный регламент).
Пункт 2.9 Административного регламента предусматривает перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. Данный перечень является исчерпывающим.
Подпунктом "ж" пункта 29 Административного регламента определено, что отрицательное мнение большинства лиц, участвующих в публичных слушаниях, в том числе правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение, является основанием для отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В случае отказа в предоставлении муниципальной услуги заявителю направляется уведомление в письменной форме об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в котором указываются причины и основания отказа.
Как следует из материалов дела, отказывая в предоставлении в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, администрация руководствовалась подпунктом "ж" пункта 29 Административного регламента.
Решением Инвестиционного Совета при Губернаторе Нижегородской области от 02.09.2016 N 13679-194-8678 признана целесообразной реализация инвестиционного проекта на спорном земельном участке "строительство комбината бытового обслуживания (приемный пункт прачечной и химчистки, пошивочное ателье, мастерская по ремонту обуви, часов, ремонтная мастерская бытовой техники, парикмахерская)".
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 24.09.2018 N 2396 утвержден градостроительный план N ru523130000161 земельного участка с кадастровым номером 52:38:0030002:1504, определено место допустимого размещения основного строения, которое предназначено для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерская мелкого ремонта, ателье, парикмахерская) - условно разрешенный вид использования земельного участка.
На основании выданного Обществу разрешения N 52-ru52313000-3-2019 на строительство, в декабре 2019 года завершено строительство объекта капитального строительства - комбинат бытового обслуживания (приемный пункт прачечной и химчистки, пошивочное ателье, мастерская по ремонту обуви, часов, ремонтная мастерская бытовой техники, парикмахерская), объект введен в эксплуатацию.
На дату принятия оспариваемого решения в здании располагался магазин "Пятерочка".
По мнению населения городского округа, при строительстве объекта недвижимости Обществом нарушены нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, имеется угроза причинения ущерба принадлежащих местным жителям жилых домов. Ливневая система магазина "Пятерочка" не предусматривает отводов дождевой воды, в связи с чем дождевая вода стекает в сторону жилых домов. Кроме того, отсутствует ограждение автостоянки, прилегающей к магазину.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возражений против предоставления Обществу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с "бытовое обслуживание" на "магазины". То есть участники публичных слушаний выразили отрицательное мнение относительно разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Пунктом 2 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в городском округе города Кулебаки Нижегородской области (далее - Положение) определено, публичные слушания - форма непосредственного участия населения городского округа в осуществлении местного самоуправления, реализуемая посредством участия жителей городского округа в собраниях по обсуждению проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа (пункт 2 статьи 1 Положения).
Решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию в газете "Кулебакский металлист" и размещению на официальном сайте городского округа город Кулебаки Нижегородской области (пункт 14 статьи 3 Положения).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Положения организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных осуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателей помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Пунктом 3.5 Административного регламента определен порядок подготовки межведомственной комиссией по землепользованию и застройке территории городского округа город Кулебаки рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения с направлением их главе администрации городского округа город Кулебаки.
Комиссия по землепользованию и застройке осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе администрации (пункт 3.5.2 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры является направление рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа город Кулебаки Нижегородской области либо об отказе в предоставлении разрешения (пункт 3.6.1 Административного регламента).
Глава администрации городского округа город Кулебаки в течении трех календарных дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении разрешения (пункт 3.6.2 Административного регламента).
Представление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории городского округа город Кулебаки Нижегородской области является муниципальной услугой, порядок предоставления которой регламентируется положениями вышеуказанного Постановления администрации городского округа города Кулебаки Нижегородской области от 09.08.2019 N 1648.
Из представленных в дело доказательств не следует, что Администрацией в ходе принятия оспариваемого решения был нарушен данный порядок.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказе в предоставлении такого разрешения должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии в соответствии с частями 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании представленных сторонами доказательств судом установлено, что за время публичных слушаний, от большинства лиц поступили отрицательные мнения по вопросу предоставления испрашиваемого обществом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Решение органа местного самоуправления по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания отказа, поскольку ответственность за правильность принимаемого решения возлагается на орган местного самоуправления.
В рассматриваемом случае, оспариваемый отказ принят с учетом отрицательного мнения большинства лиц, участвующих в публичных слушаниях. Решение администрации содержит мотивы и основания отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Ссылка Общества на заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.02.2020 N 52-00-04/09-1302-2020 судом правомерно не принята, поскольку не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение является обоснованным, соответствующим нормам земельного законодательства и не нарушающим права Общества.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.07.2021 по делу N А43-3700/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максима Инвестмент Групп" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3700/2021
Истец: ООО "МАКСИМА ИНВЕСТМЕНТ ГРУПП"
Ответчик: Администрация городского округа город Кулебаки Нижегородской области
Третье лицо: Преснова А.С., Храмов Максим Николаевич, Храмов Николай Николаевич, Храмова Татьяна Ивановна