г. Пермь |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А60-31201/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дружининой Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке ст.272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Шишкина Николая Вениаминовича, на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2021 года по делу N А60-31201/2021
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к индивидуальному предпринимателю Шишкину Николаю Вениаминовичу (ОГРНИП 317665800218564, ИНН 666203236670)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (истец) обратилось в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шишкину Николаю Вениаминовичу (ответчик) о взыскании долга в сумме 122 047 руб. 54 коп. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период январь - декабрь 2019 года, а также неустойки в сумме 5 882 руб. 32 коп. за период с 21.06.2019 по 25.05.2021.
Совместно с исковыми требованиями истцом заявлено о взыскании 20 330 руб. 28 коп. судебных издержек на оплату услуг представителя по делу.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.08.2021, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Мотивированное решение изготовлено 06.09.2021 по заявлению участвующего в деле лица.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на безосновательное отклонение судом первой инстанции ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению дела общим правилам искового производства, настаивая на том, что дело не подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства, а решение принято без исследования всех существенных обстоятельств, на которые ссылался ответчик.
По существу исковых требований ответчик указывает на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств, подтверждающих объем и стоимость оказанных услуг, отмечая, что отчет по накоплению ТКО, документы, подтверждающие фактическое оказание услуг, а также количество контейнеров, количество ТКО по массе и по объему, материалы дела не содержат. По мнению апеллянта, истец не представил суду достоверные и достаточные доказательства оказания услуг в заявленном объеме.
Кроме того, ответчик не согласен с применением к нему, осуществляющему деятельность по продаже в розницу ковров, нормативов накопления, утвержденных для промтоварного магазина. По мнению апеллянта, действующее правовое регулирование не относит магазин, торгующий ковровыми изделиями, к магазину промтоваров.
Также заявитель жалобы указывает, что судом в противовес учета по нормативам в отношении объекта ответчика не принята возможность установления способа учета по пакетам, который региональный оператор обязан был предложить ответчика, учитывая, что в Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области нет прямого запрета на сбор ТКО в пакеты и другие емкости, а контейнерная система является лишь приоритетной.
Относительно требований о взыскании неустойки заявитель жалобы указывает, что неустойка (пени) не должна быть применена к ответчику, поскольку такая мера ответственности установлена подзаконным нормативным актом, который в силу п.2 ст.3 ГК РФ не отнесет к актам гражданского законодательства и не имеет общеобязательной юридической силы в отношении всех без исключения субъектов. В силу ст.421 ГК РФ неустойка подлежит применению в отношении соответствующих плательщиков только после заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Истец направил письменный отзыв на жалобу, в котором, ссылаясь на несостоятельность доводов апеллянта, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.01.2018, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в зону деятельности АПО-3 указан в таблице 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
Ответчик является владельцем нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресам: г.Екатеринбург, проспект Ленина, д.103 и г.Екатеринубрг, ул. Мамина-Сибиряка, д.52, площадью 200 и 150 кв.м. соответственно.
Согласно данным ЕГРЮЛ основным видом деятельности ответчика является торговля розничными коврами, ковровыми изделиями, покрытиями для пола и стен в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.53).
Согласно пояснениям истца, им в период с января по декабрь 2019 года оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в пользу ответчика, стоимость которых составила 122 047 руб. 54 коп.
Ответчик услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не оплатил, претензионных требований не исполнил, в связи с чем региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), исходил из доказанности факта оказания истцом спорных услуг и наличия на стороне ответчика неисполненных обязательств по их оплате, обеспеченных неустойкой.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п.5 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ).
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Согласно пункту 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, из положений пунктов 8 (12), 8 (15), 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регулирующих порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, следует, что в случае, если данный договор между потребителем и региональным оператором не подписан, то он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 12,11.2016 N 1156.
Согласно ч.2 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 8 (18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вышеизложенное означает, что являясь владельцем нежилых помещений по адресам: г.Екатеринбург, проспект Ленина, д.103 и г.Екатеринубрг, ул. Мамина-Сибиряка, д.52, ответчик в силу требований действующего законодательства обязан нести расходы на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц. Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Ответчик является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность в нежилых помещениях; деятельность ответчика в спорный период в установленном порядке не прекращена, следовательно, в ходе осуществления им предпринимательской деятельности происходит образование ТКО.
Доказательств закрытия (консервации) нежилых помещений, о чем региональный оператор уведомлен потребителем заблаговременно, не представлено (ст.65 АПК РФ).
Из норм действующего законодательства, учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, следует обязанность потребителя осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
При этом оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ). К таким доказательствам можно отнести как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.
Объективных контрдоказательств, опровергающих факт оказания истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по обращению с ТКО, образующихся в деятельности ответчика, в спорный период.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик в апелляционной жалобе по существу выражает несогласие с примененным истцом способом расчета стоимости услуг, где использован норматив накопления ТКО исходя из вида деятельности.
Соответствующие доводы ответчика судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены.
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет спорной стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО определен истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 г. N 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для источников образования твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", где для таких категорий объектов как "продовольственный магазин", "промтоварный магазин", "павильон", "палатка, киоск", "супермаркет (универмаг)", "рынки продовольственные", "рынки промтоварные", "торгово-развлекательные комплексы, торговые центры", "мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники", "мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр.", "ремонт и пошив одежды", "химчистки и прачечные" установлен вид расчетной единицы "1 кв. метр общей площади", а для таких категорий объектов как "банки, финансовые учреждения", "отделения связи", "административные, офисные учреждения", "предприятие иных отраслей промышленности" установлен такой вид расчетной единицы как "1 сотрудник".
Принимая во внимание установленный в ЕГРЮЛ вид хозяйственной деятельности ответчика и в отсутствие свидетельств иного, истцом использован норматив накопления, утвержденный для такой категории потребителей, как "промтоварный магазин", то есть исходя их расчета общей площади принадлежащих ответчику помещений.
Доказательств того, что принадлежащие ответчику помещения используются как "административные, офисные учреждения" или относятся к иным категориям объектов, для которых утвержден вид расчетной единицы "1 сотрудник", ответчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено (ст.9, ст.65 АПК РФ), в связи с чем, учитывая установленный в ЕГРЮЛ вид хозяйственной деятельности ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности действий истца по использованию норматива накопления ТКО исходя из вида расчетной единицы "1 кв.м. общей площади".
Свидетельств того, что установленном законом порядке ответчиком оборудована собственная контейнерная площадка, включенная в реестр мест (площадок) накопления ТКО, в связи с чем учет ТКО в спорный период мог бы осуществляться исходя из количества и объема контейнеров для накопления, в материалах рассматриваемого дела не содержится.
Таким образом, в отсутствие контрдоказательств, опровергающих достоверность представленного истцом расчета, выводы суда первой инстанции о доказанности факта оказания спорных услуг в заявленном истцом объеме, следует признать законными и обоснованными.
Относительно доводов апеллянта о возможности использования способа учета ТКО по пакетам суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правила учета ТКО, регулирующие порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подп. "а" п. 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подп. "б" п. 5 Правил).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (п. 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (п. 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (п. 7).
Следовательно, Правила учета ТКО не допускают коммерческий учет ТКО исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, при расчетах с собственниками ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 по делу N 305-ЭС21-54).
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств оплаты, удовлетворение требования о взыскании задолженности за оказанные услуги соответствует положениям статей 309, 310, 779, 781 ГК РФ, Закону 89-ФЗ и Правил N 1156.
По результатам рассмотрения доводов ответчика об отсутствии оснований для взыскания неустойки за просрочку оплаты, поскольку соответствующее письменное соглашение между сторонами не достигнуто, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст.331 ГК РФ).
Согласно ст.332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ является публичным для регионального оператора.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 426 устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами, в частности, отнесено утверждение:
- правил обращения с твердыми коммунальными отходами;
- правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
- формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила учета ТКО) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, а Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО) и форма Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Типовой договор) - постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156.
Таким образом, все три нормативных правовых акта имеют равную юридическую силу и в соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ и п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ввиду того, что Закон N 89-ФЗ не содержит порядка исчисления размера неустойки в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, для реализации защиты прав региональных операторов Правительство Российской Федерации во исполнение части 1 статьи 3 названного закона, в рамках предоставленных ему полномочий установило порядок исчисления неустойки в пункте 22 Типового договора.
В соответствии с пунктом 22 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1156, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, право регионального оператора на взыскание с потребителя неустойки за нарушение сроков оплаты услуг установлено пунктом 22 типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1156 во исполнение части 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ, положения которого являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате спорных услуг подтвержден материалами дела, а представленный истцом расчет неустойки ответчиком не опровергнут, выводы суда первой инстанции в части взыскания с ответчика неустойки в сумме 5 882 руб. 32 коп. за период с 21.06.2019 по 25.05.2021 следует признать законными и обоснованными.
Доводы ответчика о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства судом апелляционной инстанции исследованы и отклонены.
Переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ.
В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, должно содержаться обоснование вывода суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (п.31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Пунктом 5 ст.227 АПК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В частности, суд обязан перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, если, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Как следует из материалов дела, заявляя о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, ответчик сослался на спорный характер заявленных требований.
Вместе с тем, по смыслу гл.29 АПК РФ несогласие ответчика с исковыми требованиями само по себе не является основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, в то время как на конкретных обстоятельств, влекущих невозможность правильного рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, ответчик не привел.
В этой связи, а также учитывая предмет и основание исковых требований, объем собранных по делу доказательств, характер заявленных ответчиком возражений, отсутствие каких-либо процессуальных заявлений, направленных на формирование доказательственной базы по делу, принимая во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела и положения главы 29 АПК РФ, правовых оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2021 года по делу N А60-31201/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.В. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31201/2021
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ИП Шишкин Николай Вениаминович