г. Хабаровск |
|
25 ноября 2021 г. |
А73-10515/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн": Ключко А.К., представителя по доверенности от 22.11.2021;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 07.09.2021 по делу N А73-10515/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн" (далее - общество, ООО "Розенталь Групп "Ботейн") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) jn 11/02/2021 N П2021-02.2-0511/
Решением суда от 07.09.2021 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В судебном заседании второй инстанции представитель апеллянта не прибыл, но прибыл представитель общества, который отклонил доводы жалобы на основании представленного отзыва.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, заслушав участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 24.05.2016 на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома (далее - МКД) N 19 по ул. Санитарной г. Хабаровска правлением ТСЖ "Олимп" с обществом заключен договор управления МКД N 39/05-16.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД N 19 от 29.12.2018 принято решение об утверждении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 43,50 руб./кв.м. Одновременно принят перечень работ текущего ремонта общего имущества согласно смете доходов и расходов ТСЖ "Олимп" на 2019 год.
В соответствии с названной сметой, принятой на общем собрании членов ТСЖ "Олимп", расходы на вывоз твердых бытовых отходов равны нулю. Также в примечании оговорено, что при условии не исключения с 01.01.2019 вывоза твердых коммунальных отходов из состава расходов по содержанию и ремонту общего имущества, средства текущего ремонта из статьи "Ремонт кровли" в сумме 144 000 руб. следует направить на вывоз и утилизацию названных отходов.
Поскольку на общем собрании собственников помещений МКД N 19 от 22.11.2019 не принято решение об увеличении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, названный размер платы применительно к 2020 году остался прежним (43,50 руб./кв.м.). Одновременно принят перечень работ текущего ремонта общего имущества согласно смете доходов и расходов ТСЖ "Олимп" на 2020 год.
В соответствии с названной сметой, принятой на общем собрании членов ТСЖ "Олимп", расходы на вывоз твердых бытовых отходов равны нулю. Также в примечании оговорено, что при условии не исключения с 01.01.2020 вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) из состава расходов по содержанию и ремонту общего имущества, средства текущего ремонта из статей "Ремонт кровли по обращениям собственников", "Благоустройство территории (заделка ям, ремонт ливневого лотка" в сумме 144 000 руб. следует направить на вывоз и утилизацию ТКО.
С 01.12.2020 по 31.12.2020 обязанности регионального оператора по обращению с ТКО выполняло ООО "ТСК ФЕСТ", вследствие чего в платежной квитанции за декабрь 2020 года отдельно выставлена плата за коммунальную услугу "Вывоз и утилизация ТКО"; при этом размер платы за содержание и ремонт жилья не изменился (43,50 руб./кв.м.).
На основании распоряжения от 12.04.2021 N 2090-р управлением проведена внеплановая документарная проверка ООО "Розенталь Групп "Ботейн" с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением жильца, проживающего в спорном МКД, по факту отсутствия уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилья за декабрь 2020 года.
По результатам проверки составлен акт от 11.05.2021 N П2021-02.2-0511, согласно которому выявлено нарушение требований статей 44 - 48, частей 1, 7 статьи 156, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, выразившееся в выставлении управляющей компанией собственникам помещений в спорном МКД платы за содержание и текущий ремонт жилья за декабрь 2020 года в размере 43,50 руб./кв.м., который не утвержден решением общего собрания собственников помещений в МКД и свидетельствует о выставлении собственникам платы за услугу по обращению с ТКО в двойном размере (в составе платы за содержание и текущий ремонт жилья, а также отдельно по тарифу, установленному комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края).
11.05.2021 обществу выдано предписание N П2021-02.2-0511 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.06.2021, посчитав которое незаконным, ООО "Розенталь Групп "Ботейн" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из положений пункта 7 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 " 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению ТКО региональным оператором по обращению с ТКО плата за услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Применительно к Хабаровскому краю по зоне деятельности N 1 (городской округ "Город Хабаровск" и муниципальный район имени Лазо) региональный оператор по обращению с ТКО - ООО "ТСК ФЕСТ", приступил к представлению услуги с 01.12.2020.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что как составляющая содержания общего имущества вывоз ТКО существует до момента заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, именно тогда услуга по обращению с ТКО переходит в разряд коммунальных.
Следовательно, ООО "Розенталь Групп "Ботейн", исходя из буквального толкования части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, должно было с 01.12.2020 исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Вместе с тем, до ООО "ТСК ФЕСТ" 08.06.2018 заключалось соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края с региональным оператором ООО "Хабавтотранс ДВ", который должен был приступить к своей деятельности с 01.01.2019, но соглашение с ним было расторгнуто 28.12.2018.
С учетом изложенного, собственниками помещений рассматриваемого МКД N 19, обладавшими информацией о начале деятельности в будущем регионального оператора, были приняты меры к соблюдению положений части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ посредством исключения из платы за содержание жилого помещения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО; соответствующие решения оформлены протоколами общего собрания собственников помещений МКД N 19 от 29.12.2018, от 22.11.2019. При этом собственники одновременно также определили те статьи расходов текущего ремонта, за счет которых будет производиться вывоз ТКО в случае, если региональный оператор не приступит к своей деятельности.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что общество, исключив из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО, посредством принятия соответствующих решений на общем собрании собственников помещений МКД, нарушений части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ не допустило.
По существу предложенный управлением механизм, исходя из фактических обстоятельств настоящего спора, влечет пересмотр определенных собственниками помещений МКД на их общем собрании статей затрат, что недопустимо, так как противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения в МКД.
Учитывая изложенное выше, апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.09.2021 по делу N А73-10515/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10515/2021
Истец: ООО "РОЗЕНТАЛЬ ГРУПП "БОТЕЙН"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края