г. Челябинск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А47-6096/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021 по делу N А47-6096/2021.
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к индивидуальному предпринимателю Черемисину Вадиму Андреевичу (далее - ИП Черемисин В.А., предприниматель, ответчик) с исковым заявлением о взыскании средств гранта в размере 1 500 000 руб., перечисленных на основании соглашения от 18.04.2019 N 114-19/с (л.д. 6-9).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021 (резолютивная часть объявлена 09.09.2021) в удовлетворении исковых требований Министерства отказано (л.д. 93-98).
С указанным решением суда не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя апелляционной жалобы сводятся к тому, что невыполнение подпункта "ж" пункта 9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме. Поскольку требования нормативных правовых актов ответчиком не соблюдены, а именно в установленный соглашением срок грантополучателем не трудоустроен 1 работник, условия соглашения не исполнены, средства государственной поддержки подлежат возврату в бюджет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году оказание государственной поддержки на создание и развитие (фермерского) хозяйства на территории Оренбургской области регулировалось, в частности, постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 N 858-п (ред. от 15.11.2018) "О предоставлении из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров" (далее - постановление N 858-п).
В рамках реализации постановления N 858-п Министерством в 2019 году проведен конкурс по отбору начинающих фермеров.
По итогам конкурса одним из победителей признан ИП Черемисин В.А. (грантополучатель).
18.04.2019 между Министерством и ИП Черемисиным В.А. заключено соглашение N 114-19/с о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера (далее - соглашение). Направление проекта - "Растениеводство" (л.д. 17-22).
По условиям соглашения Министерство предоставляет ИП Черемисину В.А. денежные средства в виде гранта на поддержку начинающих фермеров (далее - грант) в размере 1 500 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, а ИП Черемисин В.А. принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского фермерского хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленных соглашением (пункт 1).
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением от 17.05.2019 N 71785 (л.д.37) и не оспаривается.
Планом расходов соглашения с участием средств гранта предусмотрено: приобретение бороны дисковой (1 ед.), культиватора (1 ед.) (л.д. 24).
Общая стоимость проекта составляет 1 670 000 руб. (в том числе 1 500 000 руб. - грант и 170 000 руб. - собственные средства).
В июне 2019 года в соответствии с заявлением ИП Черемисина В.А. внесены изменения в план расходов соглашения.
Дополнительным соглашением от 25.06.2019 N 1 предусмотрено приобретение: бороны дисковой (1 ед.) и сеялки СКГ1-2.1Д (3 ед.).
Общая стоимость проекта составила 1 785 000 руб. (в том числе 1 500 000 руб. - грант и 285 500 руб. - собственные средства) (л.д. 33-36).
Вышеуказанные пункты плана расходов выполнены: приобретена борона дисковая и сеялка (3 ед.). Подтверждающие документы предоставлены с отчетностью (л.д. 38-46).
Подпунктом "ж" пункта 9 соглашения о предоставлении гранта предусмотрена обязанность грантополучателя создать в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе 1 новое постоянное рабочее место.
Как указывает истец, денежные средства перечислены грантополучателю на лицевой счет в казначействе 17.05.2019. Рабочие места, с учетом 18 месяцев, со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе должны быть созданы в срок до 17.11.2020.
По состоянию на 01.01.2021 (при сдаче годового отчета) ИП Черемисин В.А. указал в разделе 4.10 отчета фактическое количество рабочих мест, созданных начинающим фермером - 0, также не предоставил трудовой договор, подтверждающий создание 1-го постоянного рабочего места. К отчету приложено объяснение по причинам не трудоустройства работника (л.д. 46-47).
По мнению истца, невыполнение подпункта "ж" пункта 9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
В связи с изложенным в адрес ИП Черемисина В.А. 03.03.2021 направлено уведомление-претензия N 01-03-06/341 о возврате гранта в полном объеме (л.д. 11).
Грантополучатель направил в адрес Министерства ответ на претензию (вход. N 5279 от 25.03.2021), в котором выразил несогласие с доводами, изложенными в претензии. К ответу приложены документы: приказ oт 13.04.2020 N 1 "О создании рабочего места специалиста-агронома у ИП Черемисина В.А.", а также трудовой договор от 01.03.2021 N 1 с Пляшевым А.Ф.
Трудовой договор заключен за пределами срока, установленного соглашением.
В соответствии с пунктом 11 соглашения за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств по соглашению стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "о" пункта 9 соглашения грантополучатель обязан в течение 10 рабочих дней после получения уведомления возвратить средства гранта или части гранта путем перечисления денежных средств по реквизитам, указанным в уведомлении.
До настоящего времени ответчик средства гранта не возвратил, что и послужило основанием для направления Министерством настоящего искового заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что рабочее место было создано в отведенный соглашением срок, вместе с тем, определенные сроки по трудоустройству граждан на созданные ответчиком рабочие места и ответственность за их несоблюдение соглашением не предусмотрены, в связи с чем основания для возврата предоставленного гранта отсутствуют.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
Спорные правоотношения регулируются нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности: категории и/или критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2015 N 364-п (действовал в период предоставления субсидии).
В соответствии с пунктом 3 названного постановления и пункта 15 Правил контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство.
При выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата субсидий, министерство в течение 15 календарных дней направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидий в областной бюджет с указанием оснований возврата. Возврат денежных средств осуществляется получателями: в течение финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации"; после окончания финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В случае не возврата получателями указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт предоставления денежных средств ответчику подтверждается платежным поручением N 71785 от 17.05.2019 (л.д.37).
План расходов ответчиком выполнен: приобретена борона дисковая и сеялка (3 ед.). Подтверждающие документы предоставлены с отчетностью (л.д. 38-46).
В обоснование своей позиции истец сослался на подпункт "ж" пункта 9 соглашения о предоставлении гранта, согласно которому предусмотрена обязанность грантополучателя создать в течение 18 месяцев со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе 1 новое постоянное рабочее место.
Истец указал, что денежные средства перечислены грантополучателю на лицевой счет в казначействе 17.05.2019. Рабочие места, с учетом 18 месяцев, со дня поступления средств на лицевой счет в казначействе должны быть созданы в срок до 17.11.2020.
По состоянию на 01.01.2021 (при сдаче годового отчета) ИП Черемисин В.А. указал в разделе 4.10 отчета фактическое количество рабочих мест, созданных начинающим фермером - ноль, также не предоставил трудовой договор, подтверждающий создание 1-го постоянного рабочего места. К отчету приложено объяснение по причинам нетрудоустройства работника (л.д. 46-47).
По мнению истца, невыполнение подпункта "ж" пункта 9 соглашения влечет возврат гранта в полном объеме.
Вместе с тем, что ответчик во исполнение обязательств предусмотренных подпунктом "ж" пункта 9 соглашения от 18.04.2019 N 118-19/с издал приказ от 13.04.2020 N 1, согласно которому создано одно рабочее место по должности специалист-агроном (л.д. 48).
Трудоустройство работника на созданное рабочее место ИП Черемисин В.А. произвел 01.03.2021 на основании заключенного трудового договора от 01.03.2021 N 1 (л.д. 49-51).
В период с момента создания рабочего места (13.04.2020) до момента фактического трудоустройства работника на вакантную должность (01.03.2021) ИП Черемисиным В.А. осуществлены разумные действия по поиску соискателей среди односельчан, в частности, главе администрации муниципального образования Новокаменский сельсовет Соболеву Н.П. направлено обращение от 13.05.2020 с просьбой оказать содействие в трудоустройстве на вакантную должность, на которое получен ответ от 13.05.2020 N 150 об отсутствии спроса на трудоустройство по имеющейся вакансии.
При указанных обстоятельствах коллегия судей апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что трудоустройство на созданное ИП Черемисиным В.А. рабочее место в отведенный соглашением срок не было произведено по объективным причинам, а именно в результате сложившегося кадрового дефицита в сельскохозяйственной отрасли и отсутствием соискателей по должности специалист-агроном на созданное ответчиком рабочее место.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Учитывая изложенное, единственным законным основанием для возврата гранта является его нецелевое использование, что Министерством в рамках настоящего спора не доказано.
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть, в том числе, и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статьи 16, 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Из буквального толкования условий соглашения от 18.04.2019 N 118-19/с и приложений к нему в порядке статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что указанным соглашением на ИП Черемисин В.А. возлагалась обязанность по созданию одного рабочего места к конкретному сроку.
Рабочее место было создано в отведенный соглашением срок, вместе с тем, определенные сроки по трудоустройству граждан на созданные ответчиком рабочие места и ответственность за их несоблюдение соглашением не предусмотрены, в связи с чем основания для возврата предоставленного гранта отсутствуют.
Суд первой инстанции также обоснованно отметил, что декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств - создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае возврата гранта Министерству, достигнуты не будут, более того возврат предоставленного гранта может привести к неплатежеспособности ответчика и необходимости увольнения трудоустроенного работника, что влечет за собой негативные социально-экономические последствия.
Доводы подателя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2021 по делу N А47-6096/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6096/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Черемсин Вадим Андреевич
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд