г. Челябинск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А76-47655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2021 по делу N А76-47655/2020.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Чижова Л.А. (доверенность от 18.01.2021 сроком действия до 31.01.2022, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Лизинг Капитал-М" (далее - истец, общество, ООО "Лизинг Капитал-М") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области (далее - ответчик, Управление), в котором просит обязать Управление снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости - нежилое помещение, нежилые помещения N 1: на поэтажном плане: 1 этаж: 7-38, 2 этаж: 6-43, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 - административное, общей площадью 39710,7 кв. м, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, кадастровый номер 74:33:0123011:1835; прекратить право собственности общества с ограниченной ответственностью "Лизинг Капитал-М" на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Магнитогорска, общество с ограниченной ответственностью "Геоформат-М" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2021 исковые требования удовлетворены, суд обязал Управление снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости - нежилое помещение, нежилые помещения N 1: на поэтажном плане: 1 этаж: 7-38, 2 этаж: 6-43, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 - административное, общей площадью 39710,7 кв. м, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, с кадастровым номером 74:33:0123011:1835, и погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации права собственности право собственности ООО "Лизинг Капитал-М" на объект недвижимости - нежилое помещение, нежилые помещения N 1: на поэтажном плане: 1 этаж: 7-38, 2 этаж: 6-43, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 - административное, общей площадью 39710,7 кв. м, расположенное по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, с кадастровым номером 74:33:0123011:1835 (л.д. 117-120).
Управление (далее - податель жалобы, апеллянт) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части обязания Управления совершить определенные действия.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права.
Податель апелляционной жалобы указывает, что решение суда, содержащее указание на обязанность Управления снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:1835, должно быть исполнено без предоставления заявления заинтересованного лица в государственный орган. Однако постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации). Полагает, что удовлетворение судом требования о возложении обязанности на Управление совершить учетно-регистрационные действия в данном случае, создает формальное основание для регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, что повлечет подмену законных функций государственных органов и противоречит публично-правовому порядку осуществления учетно-регистрационных действий. Таким образом, в случае удовлетворения судом требования о снятии с государственного кадастрового учета объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:1835 (без возложения на регистрирующий орган осуществить данные действия) истцу необходимо будет обратиться с соответствующими заявлениями, с приложением вступившего в законную силу судебного акта. Между тем, у истца отсутствуют основания полагать, что Управление будет уклоняться от исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание истец и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Лизинг Капитал-М" на праве собственности принадлежат нежилые помещения N 1: номера на поэтажном плане: 1 этаж: 7-38, 2 этаж: 6-43; N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 - административное, общей площадью 3970,7 кв. м, расположенные по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74АБ N 512151 от 15.08.2006 (л.д. 10).
Также на основании решения Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2009 (л.д. 12-13) ООО "Лизинг Капитал-М" на праве собственности принадлежит нежилое помещение - общественно-административный комплекс "Альфа Центр", общей площадью 18012,7 кв. м, номера на поэтажном плане: подвал: N N 104-123; 1 этаж: NN 72-174, 176-179, 181, 188-196, 198, 199; 2 этаж: NN 6, 31-116, 121, 132, 133, 136-139; 3 этаж: N 28-81, 132-137; 4 этаж: NN 30-76, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 74АВ N 381366 от 25.09.2009 (л.д. 11).
В соответствии с актом обследования от 31.08.2020 кадастровым инженером установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения относительно объекта недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:178, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, площадь объекта 29825,9 кв. м, этажность 5, в том числе 1 подземный. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" (действовал в период обследования) (пункт 6) площадь этажа жилого (нежилого) здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. В техническом плане и в декларации об объекте недвижимости, площадь указана в соответствии с приказом и составляет 29825,9 кв. м (в состав технического плана включены поэтажные планы с учетом внутренних перегородок). В ходе выполнения кадастровых работ было обследовано нежилое здание, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, 6, на предмет существования нежилого помещения с кадастровым номером 74:33:0123011:1835. В результате этого можно сделать вывод, что помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1835 не существует, оно было расположено в здании, которое реконструировано, в настоящее время данное помещение является дублем помещения с кадастровым номером 74:33:0123011:1657. Также к данному техническому плану в разделе исходные данные приложены поэтажные планы, в которых видно расположение помещения по состоянию на 2006 год.
Таким образом, помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1835 необходимо снять с кадастрового учета и прекратить право собственности (л.д. 14-20).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/389575712 от 24.04.2021 на нежилое помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1657, площадью 18012,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, с 25.09.2009 зарегистрировано право собственности ООО "Лизинг Капитал-М", нежилое помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1657 расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:178 (л.д. 69-75).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости N 99/2021/389577889 от 24.04.2021 на нежилое помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1835, площадью 3970,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, с 15.08.2006 зарегистрировано право собственности ООО "Лизинг Капитал-М" (л.д. 76-77).
Общество обратилось в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:1835 и прекращении права собственности на него (л.д. 21), в ответ на которое письмом N 24230/20 от 05.10.2020 указано на возможность прекращения права собственности и снятие с кадастрового учета спорного объекта только в судебном порядке. Аналогичное письмо направлялось Управлением ранее - письмо от 03.03.2020 N 5848/20@ (л.д. 22, 23-24).
Считая, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся "дублирующие" сведения в отношении спорных объектов, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии спора о праве на недвижимое имущество, а также то, что вносимые изменения в ЕГРН не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Единый государственной реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в Единый государственной реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрен заявительный порядок обращения.
Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ вступившее в законную силу судебное решение является основанием для проведения государственного кадастрового учета и/или регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пункта 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав в соответствии с Законом N 218-ФЗ относится исключительно к компетенции органа регистрации прав, учетно-регистрационные действия, предусмотренные решением суда, могут быть произведены только данным органом.
Кроме того, основаниями для проведения учетно-регистрационных действий также являются судебные акты о признании прав, установлении юридических фактов в отношении недвижимого имущества, при этом для проведения учетно-регистрационных действий не требуется указание в судебном акте об обязанности органа регистрации прав осуществить необходимые действия.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истцом представлены доказательства наличия правовых оснований для снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности ООО "Лизинг Капитал-М" на спорный объект недвижимости с кадастровым номером 74:33:0123011:1835, записи о котором содержат в Едином государственном реестре недвижимости "дублирующие" сведения о праве собственности истца на нежилое помещение с кадастровым номером 74:33:0123011:1657, площадью 18012,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Герцена, д. 6,
Вопреки доводам апеллянта, полномочиями на принятие решений об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости наделено Управление Росреестра по Челябинской области.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что на основании абзаца одиннадцатого пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации может быть отказано, если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами, судам при рассмотрении споров о правах на недвижимое имущество необходимо исходить из того, что судебный акт является самостоятельным основанием как для государственной регистрации права на недвижимое имущество, так и для погашения регистратором соответствующей записи.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Позиция подателя апелляционной жалобы о необходимости обращения истца с отдельным заявлением на основании вступившего в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения настоящего дела о внесении изменений в ЕГРН противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам и приведенным нормам права, создает неопределенность в реализации ООО "Лизинг Капитал-М" своих прав.
Соответствующий довод Управления Росреестра по Челябинской области противоречит позиции регистрирующего органа о возможности прекращения права и снятия с кадастрового учета объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта (письма от 03.03.2020 N 5848/20@ и от 05.10.2020 N 24230/20 (л.д. 22, 23-24)).
Дополнительно судебная коллегия отмечает, что права и законные интересы Управления посредством возложения на него обжалуемым решением суда первой инстанции обязанности по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и погашению записи регистрации прав в ЕГРН не нарушаются, поскольку судебные расходы по делу отнесены на истца.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2021 по делу N А76-47655/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-47655/2020
Истец: ООО "Лизинг Капитал-М"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация города Магнитогорска, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДАМАГНИТОГОРСКА, ООО "Геоформат - М"