24 ноября 2021 г. |
Дело N А83-6195/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымэлектромонтажсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по делу N А83-6195/2021,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (далее - НО "РФ КРМД РК"), к обществу с ограниченной ответственностью "Крымэлектромонтажсервис" (далее - ООО "Крымэлектромонтажсервис") о признании недействительными дополнительных соглашений N 1 от 09 июля 2019 года, N 2 от 01 октября 2019 года, N 3 от 30 августа 2019 года, N 5 от 23 декабря 2019 года, N 6 от 23 марта 2020 года, N 7 от 01 апреля 2020 года к договору N РТС291А180023(Д) от 28 января 2019 года на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, капитального ремонта общего имущества МКД, заключенному между НО "РФ КРМД РК" и ООО "Крымэлектромонтажсервис".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.03.2021 требование Заместителя прокурора Республики Крым в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым к НО "РФ КРМД РК", к ООО "Крымэлектромонтажсервис" о признании недействительным дополнительного соглашения N 5 от 23 декабря 2019 года к договору N РТС291А180023(Д) от 28 января 2019 года на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, капитального ремонта общего имущества МКД, заключенному между НО "РФ КРМД РК" и ООО "Крымэлектромонтажсервис" выделено в отдельное производство с присвоением делу N А83-6195/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены: Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "КП Аршинцево; конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "КП Аршинцево" Еременко Галина Владимировна, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Марат"; Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский"; Муниципальное унитарное предприятие "Восходненское производственное управление по жилищно-коммунальному хозяйству", конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия "Восходненское производственное управление по жилищно-коммунальному хозяйству" Руднев Валерий Арнольдович, Муниципальное унитарное предприятие "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство" Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым; общество с ограниченной ответственностью "Сервис Н".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Признано недействительным дополнительное соглашение N 5 от 23 декабря 2019 года к договору N РТС291А180023(Д) от 28 января 2019 года на выполнение работ по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД, капитального ремонта общего имущества МКД, заключенное между НО "РФ КРМД РК" и ООО "Крымэлектромонтажсервис".
Взыскана с НО "РФ КРМД РК" в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Взыскана с ООО "Крымэлектромонтажсервис" в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда ООО "Крымэлектромонтажсервис" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что проведению работ препятствовали неблагоприятные погодные условия. Полагает, что срок выполнения работ продлён по воле жильцов МКД, возражавших против выполнения работ в осенне-зимний период.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание 17.11.2021 не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств, надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Республики Крым была проведена проверка исполнения законодательства НО "РФ КРМД РК" финансовых средств, в ходе проверки выявлены нарушения требований Положения N 615, предъявляемых к порядку изменения существенных условий договора подряда.
Между НО "РФ КРМД РК" и ООО "Крымэлектромонтажсервис" заключен Договор N РТС291А180023(Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт кровли) Республики Крым по адресам: г. Керчь, ул. Клинковского, д. 10; г. Керчь, ул. Льва Толстого, д. 22/20; г. Керчь, ул. Льва Толстого, д. 40; г. Керчь, ул. Льва Толстого, д. 62/19; г. Керчь, ул. Мира, д. 7; г. Керчь, ул. Мира, д. 9А; г. Керчь, ул. Мира, д. 16; г. Керчь, ул. Мира, д. 18; г. Керчь, ул. Нестерова, д. 12; г. Керчь, ул. Нестерова, д. 15; г. Керчь, ул. Орджоникидзе, д. 51; г. Керчь, ул. Петра Дейкало, д. 14; г. Керчь, ул. Петра Дейкало, д. 16; г. Керчь, ул. Победы, д. 15; г. Керчь, ш. Героев Сталинграда, д. 16; г. Феодосия, пер. Танкистов, д. 3; пгт. Приморский (г. Феодосия), ул. Железнодорожная, д. 2; пгт. Приморский (г.Феодосия), ул. Железнодорожная, д. 6; пгт. Приморский (г. Феодосия), ул. Керченская, д. 56; пгт. Приморский (г.Феодосия), ул. Набережная, д. 6; пгт. Приморский (г.Феодосия), ул. Победы, д. 6; Красногвардейский р-н, с. Восход, ул. Мира, д. 6; Красногвардейский р-н, с. Восход, ул. Строителей, д. 16; Красногвардейский р-н, с. Восход, ул. Юбилейная, д. 14; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, д. 11; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, д. 15; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, д. 17; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Крупской, д. 100; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Крупской, д. 106; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Крупской, д. 108; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Крупской, д. 112; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Шевченко, д. 3; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. им Шевченко, д. 11; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Киевская, д. 36; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Киевская, д. 42; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Киевская, д. 46; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Советская, д. 13; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Спортивная, д. 45; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Энгельса, д. 34; Красногвардейский р-н, пгт. Красногвардейское, ул. Энгельса, д. 36; Нижнегорский р-н, пгт. Нижнегорский, ул. Молодежная, д. 12 от 28.01.2019 (далее - Договор).
Как указано в вводной части Договора, Договор заключен с соблюдением Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации, а также Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Согласно пункту 1.14 Договора Графиком производства и стоимости работ на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества и выполнение работ по капитальному ремонту является документ, являющийся приложением к Договору, подписанный уполномоченными представителями Сторон, в котором определены начальный и конечный сроки выполнения работ по объектам, стоимость выполнения работ.
Как закреплено в пункте 2.1 Договора, по Договору Заказчик поручает, а Генподрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (приложение N 9 к Договору) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (ремонт крыши, ремонт фасада) Республики Крым (далее - Объект), выполнение строительно-монтажных работ на каждом Объекте, поставку материалов, изделий, конструкций, своевременное устранение недостатков (дефектов), сдачу каждого Объекта(ов) по Акту приемки выполненных работ по разработке проектной документации, Акту приемки выполненных работ по Объекту, выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. Заказчик принимает надлежащим образом выполненные Генподрядчиком работы и оплачивает их в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.
Пунктами 2.2.2 и 2.2.3 Договора закреплено, что, подписывая настоящий Договор, Генподрядчик подтверждает, что он полностью понимает и осознает характер и объемы Работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будут происходить выполнение Работ, иными обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение Работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением Работ, а также, что Генподрядчик получил и изучил все материалы Договора, включая все приложения к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки выполнения, стоимость и качество Работ в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4.1 Генподрядчик обязуется выполнить Работы по Договору, как в целом, так и по отдельным Объектам работ в соответствии с Графиком производства и стоимости работ (Приложение N 1 к настоящему Договору). Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Генподрядчика о продлении сроков выполнения работ, за исключением случаев, специально оговоренных в настоящем Договоре, либо предусмотренных нормами действующего законодательства РФ и ПП РФ N 615 от 01.07.2016.
При этом, согласно Приложения N 1 к Договору конечный срок выполнения работ определен как до 31.08.2019.
Пунктом 6.1.10 Договора предусмотрена обязанность Генподрядчика выполнить и сдать Работы в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором, и сдать законченные работы по Актам согласно п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6.
23.12.2019 между НО "РФ КРМД РК" и Генподрядчиком подписано дополнительное соглашение N 5 к Договору, которым внесены изменения в График производства работ продлив сроки выполнения работ по адресам: Республика Крым, г. Керчь, ул. Клинковского, д. 10; Республика Крым, г. Керчь, ул. Мира, д. 7; Республика Крым, г. Керчь, Орджоникидзе, д. 51; Республика Крым, Гвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. 50 лет Октября, д. 15; Республика Крым, Нижнегорский район, пгт. Нижнигорский, ул. Молодежная, д. 12 до 15 июня 2020 года. Определив дату окончания работ по данным адресам - 15.06.2020.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется в соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ).
В соответствии с положениями статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор осуществляет, помимо прочего, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Закон N 48-ЗРК/2014).
НО "РФКРМД РК" является региональным оператором и создана на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 N 1052-р "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", на которую возложены, в том числе, технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым.
В соответствии с положениями части 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Как следует из части 1.1 статьи 182 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Аналогичное положение относительно конкурсной основы привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Республики Крым закреплено и в статье 18 Закона Республики Крым N 48-ЗРК/2014.
На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение, утвержденное Постановлением N 615).
В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
По смыслу ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Как закреплено в пункте 223 Положения, утвержденного Постановлением N 615 сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Иных оснований для продления сроков сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта законодательство Российской Федерации не предусматривает.
В соответствии с положениями статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. При этом постановления Правительства РФ, принятые во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов также относятся к правовых актам, содержащим нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ, Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N 5-В11-116).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Срок исполнения договора подряда является существенным условием договора (ст. 708 ГК РФ), безусловно влияющим на определение цены (стоимости выполнения работ).
При таких обстоятельствах, недопустимость произвольного изменения условий договора, исполнение договора на условиях, указанных в документации о проведении торгов, направлены на обеспечение равенства участников таких торгов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении торгов и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения договора.
Следовательно, дополнительное соглашение об изменении срока исполнения работ по договору, заключенному по итогам торгов (аукциона) в отсутствие оснований, предусмотренных законом, нарушает законодательно установленный запрет и, следовательно, является ничтожной.
Соответствующая позиция Верховного Суда неоднократно закреплена в судебной практике и следует, в том числе из пункта 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.
Коллегия судей отмечает, что перечень условий, при которых срок выполнения по договору по соглашению сторон может быть продлен, является исчерпывающим и не подлежащим расширенному толкованию (Верховный Суд Российской Федерации в постановление от 04.04.2019 N 31-АД 19-3).
Довод апеллянта о том, что проведению работ препятствовали неблагоприятные погодные условия, коллегия судей признает не состоятельным.
Представленные ответчиком сведения с сайта htps/world-weather.ru/pogoda/russia/, из содержания которой усматривается, что данные относятся не к средней скорости ветра в соответствующий период, а о максимально зафиксированной в указанные дни температуре воздуха.
При этом, оспариваемое дополнительное соглашение не содержит указаний на наличие соответствующих обстоятельств, а именно наличие неблагоприятных погодных условий на протяжении длительного времени.
При таких обстоятельствах, наличие неблагоприятных погодных условий достоверно не подтверждается предоставленными ответчиком сведениями о погодных условиях.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что принимая решение об участии в процедуре закупки, осуществляемой региональным оператором, и подавая соответствующую заявку, участник закупки, как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, действуя разумно, обязан был учесть специфику исполнения договора по капитальному ремонту фасадов в МКД в климатический условиях г. Керчи, пгт. Красногвардейское, пгт. Нижнегорский.
Аналогичный вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.05.2021 N Ф10-1697/2021 по делу NА83-19612/2019.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок выполнения работ продлён по воле жильцов МКД, возражавших против выполнения работ в осенне-зимний период, коллегия судей отклоняет. В силу договора работы должны быть выполнены с февраля по август 2019 года, то есть в весенне-летний период. Неблагоприятные последствия нарушения сроков, повлекшие необходимость выполнения работ в осенне-зимний период, должны возлагаться на подрядчика.
Доказательств согласования изменения срока выполнения работ в МКД по договору вышеперечисленными субъектами НО "РФ КРМД РК" в материалы дела не представил, как и доказательств наличия в период с 10.03.2020 по 15.06.2020 обстоятельств, перечисленных в подпунктах а), б), в) пункта 223 Постановления N 615, позволяющих сторонам продлить срок выполнения работ до 15.06.2020.
Сами по себе протоколы собственником многоквартирных домов, в которых отражены решения о переносе сроков выполнения работ на весну-лето 2020 года не являются законным основанием для заключения оспариваемого дополнительного соглашения.
Срок проведения работ может быть продлен только в случае, недопуска собственниками помещений в МКД подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ. Однако таких доказательств ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что дополнительное соглашение от 23.12.2019 N 5, предусматривающее продление сроков выполнения работ до 15.06.2020, не соответствует положениям пункта 223 Постановления N 615, в связи с чем удовлетворили исковые требования прокурора о признании данного соглашения недействительным.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения не установлено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по делу N А83-6195/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымэлектромонтажсервис" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6195/2021
Истец: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", ООО "КРЫМЭЛЕКТРОМОНТАЖСЕРВИС"
Третье лицо: Восходненское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства конкурсный управляющий Руднев В.А., Конкурсный управляющий Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "КП Аршинцева" Еременко Галина Владимировна, МУП "ВОСХОДНЕНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ", МУП "КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КЕРЧЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КП АРШИНЦЕВО", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ПРИМОРСКИЙ", ООО "СЕРВИС Н", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МАРАТ"