25 ноября 2021 г. |
Дело N А84-507/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - Вышковского С.В.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Липтуги И.В.,
начальника Управления по тарифам города Севастополя - Оренштейн К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 августа 2021 года по делу N А84-507/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго"
об оспаривании решения Департамента городского хозяйства города Севастополя,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица - Управления по тарифам города Севастополя,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и Федеральной антимонопольной службы,
УСТАНОВИЛ:
01.02.2021 нарочно общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (ОГРН: 1179204000964 - л.д. 15-20 т. 1, далее - ООО "Севастопольэнерго", сетевая организация или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным вынесенного 23.12.2020 Департаментом городского хозяйства города Севастополя (ОГРН:1149204009932 - л.д. 21-28 т. 1, далее - Департамент городского хозяйства или административный орган) решения N 10568/01-03-01.1-18/02/20 об отказе в установлении платы за технологическое присоединение к электросетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту объекта, расположенного по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3, по заявке Государственного казенного учреждения города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (ОГРН: 1149204007028, далее - ГКУ С "УЭОГХ" или потребитель) (л.д. 8-10 т. 1).
Требования мотивированы тем, что при отсутствии технической возможности технологического присоединения к электросетям сетевой организации такое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту по установленной уполномоченным органом плате; полномочия по проверке технической возможности технологического присоединения принадлежат Федеральной службе по экономическому, технологическому и атомному надзору.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, оспоренное решение Департамента городского хозяйства признано недействительным, на Управление по тарифам города Севастополя (уполномоченный на момент вынесения судебного акта орган, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 04.05.2021, ОГРН: 1219200002625 - л.д. 152-155 т. 1, далее - Управление по тарифам) возложена обязанность установить по заявке ООО "Севастопольэнерго" плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объекта потребителя; с Департамента городского хозяйства в пользу ООО "Севастопольэнерго" взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 39-48 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что у ООО "Севастопольэнерго" отсутствовала техническая возможность для технологического присоединения к ПС-110/6кВ объекта электрохозяйства потребителя, поскольку отсутствует трансформаторная мощность на силовых трансформаторах, позволяющая обеспечить ремонтный режим работы ПС-6 с одним трансформатором, о чем представлена пояснительная записка; при таких обстоятельствах Департамент городского хозяйства был обязан установить размер платы для технологического присоединения потребителя по индивидуальному проекту.
Департаментом городского хозяйства подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 68-73 т. 2).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Департамента городского хозяйства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления по тарифам согласился с ее доводами, представитель ООО "Севастопольэнерго" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители иных участников в судебное заседание не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.10.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 64-66 т.2).
20.10.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 18.11.2021 размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 67 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
11.11.2020 ООО "Севастопольэнерго" подало в Департамент городского хозяйства заявку N 18171/2-20 об установлении платы за технологическое присоединение к электросетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту по заявке ГКУС "УЭОГХ" (л.д. 65-79 т. 1, 13-14 т.2) объекта электрохозяйства, расположенного по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 (л.д. 60 т. 1).
С этим заявлением сетевая организация представила (в том числе) проект договора об осуществлении технологического присоединения к электросетям, индивидуальные технические условия присоединения электрохозяйства потребителя к электросетям ООО "Севастопольэнерго" (л.д. 61-64 т. 1), расчётную часть (калькуляцию затрат на технологическое присоединение и расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению - л.д. 69-76 т. 1), а также заявку ГКУ С "УЭОГХ" (л.д. 65 т. 1), устав ООО "Севастопольэнерго" и пояснительную записку (л.д. 66-68 т.1).
17.11.2020 Департамент городского хозяйства уведомил ООО "Севастопольэнерго" о принятии заявления к рассмотрению и предложил представить информацию о подаче заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации (или отсутствие основание для такого обращения) и о необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электрохозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов; указано на недостаток составленного расчета на расходы на выполнение мероприятий "последней мили" (л.д. 80-82 т. 1, 18-19 т. 2).
23.11.2020 письмом N 384/01-04.1-02/20 ООО "Севастопольэнерго" на названное уведомление предоставлена запрошенная информация - сообщено об отсутствии необходимости обращения с заявками в смежную сетевую организацию, так как не планируется реконструкция или расширение электрохозяйства на объектах смежной сетевой организации; и разъяснен расчет расходов, который выполнен в соответствии с требованиями раздела V Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17 (л.д. 83-84 т. 1).
23.12.2020 Департамент городского хозяйства города Севастополя принял решение, оформленное письмом N 10568/01-03-01.1-18/02/20, которым отказал ООО "Севастопольэнерго" в установлении платы за технологическое присоединение к электросетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту по заявке ГКУ С "УЭОГХ" к электрохозяйству, расположенному по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 (л.д. 31-37, 85-98 т. 1).
Решение Департамента городского хозяйства обосновано тем, что у ООО "Севастопольэнерго" имеется техническая возможность технологического присоединения электрохозяйства ГКУС "УЭОГХ", расположенного по адресу: г. Севастополь, Троллейбусный спуск, севернее д. 3 к электросетям ООО "Севастопольэнерго" (л.д. 65-79 т. 1, 13-14 т. 2).
Из ответа ФАС России N ЦА/48926/21 от 16.06.2021 Управлению по тарифам следует, что проверка обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям пунктов "а" - "г" пункта 28 Правил технологического присоединения производится путем обращения в орган федерального государственного энергетического надзора за получением заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией (л.д. 15 т. 2).
С таким обращением уполномоченный орган в Ростехнадзор не обращался, что следует из полученного судом первой инстанции ответа Крымского управления Ростехнадзора от 24.05.2021 N 421-343 (л.д. 162-163 т. 1).
Согласно пункта 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП (в ред. от 18.06.2020, действовавшей на 23.12.2020, далее - Положение о Департаменте городского хозяйства) этот Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере (в том числе) энергетики и обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области регионального государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые на территории города Севастополя виды деятельности.
С учреждением Управления по тарифам и по утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 12.03.2021 N 90-ПП Положению об Управлении по тарифам города Севастополя (далее - Положение об Управлении по тарифам) данному Управлению, являющемуся исполнительным органом государственной власти города Севастополя и входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя, предоставлены полномочия по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования тарифов, регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 3 Положения об Управлении по тарифам определены основные задачи деятельности этого Управления:
1) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на территории города Севастополя;
2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 08.12.2020, действовавшего на 23.12.2020, далее - Закон N 35-ФЗ):
- технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер;
- по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики);
- плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в ред. от 03.12.2020, действовавшей на 23.12.2020, далее - Правила N 861) критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе;
Пункт 29 Правил N 861 устанавливает, что в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункта 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В частности, подпункт 30.1 Правил N 861 предусматривает - если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы); к заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) проект договора;
б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети);
в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором);
г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту;
д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Согласно подпункта 30.3 Правил N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
Из исследованных письменных доказательств следует, что заявитель подал с заявлением необходимые документы для установления платы об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и дополнительно представил запрошенную информацию; Департамент городского хозяйства без надлежащих доказательств установил наличие у ООО "Севастопольэнерго" технической возможности для технологического присоединения объекта ГКУС "УЭОГХ" к электросетям ООО "Севастопольэнерго" без индивидуального проекта.
Однако, представленные доказательства (в частности, пояснительная записка и технические данные электрохозяйства сетевой организации) свидетельствуют о том, что отсутствовала техническая возможность для технологического присоединения к ПС-110/6кВ объекта потребителя, так как трансформаторная мощность на силовых трансформаторах не позволяет обеспечить ремонтный режим работы ПС-6 с одним трансформатором.
Это свидетельствует об отсутствии установленного в подпункте "а" пункта 28 Правил N 861 критерия возможности технологического присоединения, а значит в соответствии с пунктом 29 тех же Правил - считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; иных оснований для отмены судебного акта (в том числе безусловных) не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 августа 2021 года по делу N А84-507/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-507/2021
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ УПРАВЛЕНИЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, Федеральная антимонопольная служба, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление по тарифам города Севастополя