г. Чита |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А10-6061/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года по делу N А10-6061/2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению городским хозяйством Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" (ОГРН 1080317000830, ИНН 0317009348, далее - заявитель, комитет) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117, далее - УФК по Республике Бурятия) о признании незаконным представления от 10.11.2020 N 02-12-33/23-2881 в части возврата средств в бюджет Республики Бурятия в размере 2 984 905,39 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815), Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года по делу N А10-6061/2020 заявленные требования удовлетворены.
УФК по Республике Бурятия обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции допущены противоречивые выводы, основанные на неправильном применении норм материального права, а именно положений Порядка предоставления субсидий из бюджета МО "город Северобайкальск" на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования "город Северобайкальск", утверждённого постановлением Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" от 13.12.2019 N 1466. УФК настаивает на позиции о том, что если и производить расчет размера субсидии по полугодиям, в отсутствие нормативного регулирования, то следует руководствоваться хотя бы правилам математической логики, когда числовые выражения в скобках должны формироваться на основе одних правил. Считает, что в решении не указано на то, какому закону или иному нормативному правовому акту, не соответствует Представление в части требуемой к возврату денежной суммы.
Комитет в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Определением суда от 22.10.2021 года время судебного заседания изменено на 10 часов 30 минут 23 ноября 2021 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2021, 23.10.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом руководителя Управления федерального казначейства по Республике Бурятия о назначении внеплановой выездной проверки по эффективному использованию дотаций и соблюдению обязательств в части компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, а также в части выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения от 31.03.2020 N 161 в отношении Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению городским хозяйством Администрации муниципального образования "город Северобайкальск", за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 21.08.2020 (л.д.123-141, т.1), которым установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:
в нарушение пп.3 п.2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, пп. 2.4.2 п. 2.13 Порядка N 1466, пункта 3.1 Соглашения от 27.12.2019 N 3 Комитетом в 2019 году неправомерно предоставлена АО "Теплоэнерго" субсидия на компенсацию недополученных доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения, источником финансирования которой являются средства дотации из федерального бюджета, размер которой завышен на 8 340 076,20 рублей, вследствие представления организацией - получателем неверного расчета размера запрашиваемой субсидии, произведенного при отсутствии документов, подтверждающих объем полезного отпуска тепловой энергии за ноябрь-декабрь 2019 года.
В целях устранения выявленного нарушения Комитету выдано представление от 10.11.2020 N 02-12-33/23-2881 (л.д. 26-27, т.1).
Полагая, что указанное представление в оспариваемой части является незаконным, Комитет обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Принцип целевого характера бюджетных средств согласно статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Как следует из материалов дела, 18.12.2018 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия заключено Соглашение N 01-01-06/06-461 о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1.2 указанного Соглашения дотация предоставляется в целях компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 N 669 утвержден порядок предоставления субсидии из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов (далее - Порядок N 669).
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 669 предоставление субсидии осуществляется на основании заключенных соглашений между администрациями муниципальных образований и главным распорядителем бюджетных средств.
25.12.2019 между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и Муниципальным образованием "город Северобайкальск" заключено соответствующее соглашение о предоставлении субсидии в объеме 96 517 100, 00 рублей за N 184-06/С-2019/М (л.д. 28-38, т.1).
Постановлением от 13.12.2019 N 1466 Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета МО "город Северобайкальск" на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования "город Северобайкальск" (далее - порядок N 1466).
Согласно пункту 2.13 Порядка N 1466 размер субсидии определяется по формуле:
Спо = Ут х Т - Vф х Т, где
Спо - размер субсидии, направляемый на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства недополученных доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения в руб,
Уф - объем фактического полезного отпуска тепловой энергии на соответствующий период Гкал,
Ут - объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период Гкал,
Т- утвержденный тариф на тепловую энергию на соответствующий период с учетом НДС, в руб за 1 Гкал.
Согласно пункту 2.10 Порядка N 1466 предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения.
В соответствии пунктом 3 распоряжения Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" от 13.12.2019 N 609 между Комитетом и АО "Теплоэнерго" заключено соглашение о предоставлении последнему субсидии из бюджета муниципального образования "город Северобайкальск" на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования "город Северобайкальск" от 27.12.2019 N3 (л.д. 39-48, т.1).
Пунктом 1.1 Соглашения от 27.12.2019 N 3 определены предмет и цели предоставления субсидии:
- на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями - 60 734 63380 рублей,
- на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения - 35 782 466,20 рублей.
Субсидия предоставлена АО "Теплоэнерго".
Согласно пункту 3.1 Соглашения от 27.12.2019 N 3 условием предоставления субсидии является предоставление указанной субсидии в соответствии с Порядком N 1466 на цели, указанные в пункте 1 настоящего соглашения и при предоставлении получателем документов в соответствии с Порядком N 1466 и настоящим соглашением.
Согласно пункту 2.4 Порядка N 1466 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии заявители предоставляют в Комитет не позднее 10 декабря текущего финансового года, в том числе документы:
- форма статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за прошедший отопительный период,
- справка о фактических значениях показателей, указанных в пункте 2.13 настоящего порядка с помесячной разбивкой.
Комитетом представлены документы, подтверждающие объем полезного отпуска тепловой энергии за период январь - декабрь 2019 года (формы статистической отчетности N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов", N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии по отдельным категориям потребителей").
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка N 1466 при определении общего размера субсидии на компенсацию выпадающих доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения учитываются фактически произведенный объем полезного отпуска тепловой энергии на соответствующий период 2019 год.
С учетом фактически произведенного объема полезного отпуска тепловой энергии, подтвержденными представленными формами статистической отчетности, Управление пришло к выводу, что в 2019 году Комитету следовало предоставить АО "Теплоэнерго" субсидию на компенсацию недополученных доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения по Соглашению от 27.12.2019 N 3 в размере 27 434 041,57 рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 27 406 607, 53 рубля, что меньше на 8 340 076,20 рублей по сравнению с фактически предоставленной суммой субсидии - 35 782 466,20 рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 35 746 683,73 рублей.
Заявитель сам факт нарушения, выразившейся в применении при расчете субсидии плановых показателей расхода за ноябрь - декабрь 2019 года, в результате чего произошло завышение суммы предоставленной АО "Теплоэнерго" субсидии, не оспаривает. Несогласие возникло относительно расчета суммы субсидии, подлежащей предоставлению АО "Теплоэнерго" с учетом фактических показателей за 2019 год и применение показателей планового полезного отпуска тепловой энергии.
Комитет полагает, что размер субсидии, подлежащей предоставлению АО "Теплоэнерго" должен составлять 30 421 934,86 рублей, соответственно сумма к возврату составляет 5 360 531,34 рублей, в том числе средства республиканского бюджета 5 355 170,81 рублей.
Суд первой инстанции правильно исходил из правомерности позиции заявителя по делу, поскольку доказательств, опровергающих данный расчет, УФК в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ суду не представлено.
Как установлено судом, приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 10.12.2018 N 2/56 утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "Теплоэнерго" в МО "Город Северобайкальск" на первое полугодие 2019 года - 2301,05 рублей, на второе полугодие 2019 года - 2429,89 рублей.
Объем фактического полезного отпуска, согласно представленной справке, по полугодиям составил: первое полугодие - 132 280,42 Гкал, второе полугодие - 87 969,11 Гкал, всего 220 49,53 Гкал (л.д. 36, т.2).
Объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период Гкал отражен в заключении Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 02.12.2019 N 81-03-11-И2832/19 и составляет на 2019 год - 231 903,61 Гкал, в том числе первое полугодие - 115 951,81 Гкал, второе полугодие - 115 951,81 Гкал (л.д. 60, т.1).
Судом направлен запрос в Республиканскую службу по тарифам по Республике Бурятия о предоставлении сведений о показателе планового полезного отпуска тепловой энергии, учтенного в тарифе на тепловую энергию АО "Теплоэнерго" на 2019 год по полугодиям.
Из представленного по запросу суда ответа следует, что полезные отпуск на тепловую энергию АО "Теплоэнерго" на 2019 год принят в размере 231 903,60 Гкал, первое полугодие - 115 951,80 Гкал, второе полугодие - 115 951,80 Гкал.
С учетом изложенного, расчет субсидии должен производиться с применением указанных показателей.
Судом первой инстанции произведен расчет размера субсидии, исходя из вышеуказанных показателей:
Спо = Ут х Т - Уф х Т (115 951,80 х 2301,05) + (115 951,81 х 2429,89) - (132 280,42 х 2301,05) + (87969,11 х 2429,89) = 30 421 934, 86 рублей.
Таким образом, размер субсидии, подлежащий возврату Комитетом в республиканский бюджет, составляет 5 355 170 81 рублей.
Довод Управления о том, что при расчете размера субсидии объем полезного отпуска, учтенного в тарифе на тепловую энергию на 2019 год, необходимо разделить по полугодиям в соотношении 60 % на 40% с учетом данных по объему фактического полезного отпуска судом правомерно отклонен как необоснованный.
В обоснование указанной позиции Управлением не приведено ни одной правовой нормы.
Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим государственное регулирование тарифов (цен) на продукцию (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Бурятия (далее - субъекты регулирования), а также контроль в сфере государственного регулирования тарифов (цен), иные функции в пределах компетенции, установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия.
В связи, с чем суд первой инстанции правильно исходил из того, что довод ответчика о том, что заключение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия не свидетельствует о достоверности расчета объема субсидии, является необоснованным.
Таким образом, расчет субсидии, произведенный заявителем, вопреки утверждению апеллянта, является достоверным и обоснованным.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года по делу N А10-6061/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6061/2020
Истец: Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования город Северобайкальск
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия
Третье лицо: АО "ТЕПЛОЭНЕРГО", МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, Республиканская служба по тарифам РБ