г. Пермь |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А50-23993/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал": Журавель О.Ю., доверенность от 27.09.2021, паспорт (до и после перерыва в судебном заседании); Мирзоева Т.А., доверенность от 10.11.2021, паспорт (после перерыва в судебном заседании);
от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми: Власова Е.С., доверенность от 25.10.2021, паспорт (до и после перерыва в судебном заседании),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 августа 2021 года по делу N А50-23993/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автовокзал" (ОГРН 1185958022854, ИНН 5904364427)
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)
о признании незаконными сообщений от 18.05.2020 и 11.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии за апрель, май 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автовокзал" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений ИФНС России по Свердловскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция) об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" за апрель и май 2020 года, выраженных в сообщениях от 18.05.2020 N 123521 и от 11.06.2020 N 1172286.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 августа 2021 года заявленные обществом требования удовлетворены. Решения ИФНС России по Свердловскому району г. Перми об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576, от 18.05.2020 N 123521, от 11.06.2020 N 1172286, признаны незаконными как несоответствующие действующему законодательству. На инспекцию судом возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С инспекции в пользу общества "Автовокзал" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что фактическое осуществление юридическим лицом деятельности в сфере, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, равно как и изменение основного вида деятельности после 01.03.2020, не являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии оснований для предоставления обществу субсидии; у инспекции отсутствовали правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576, устанавливают конкретные условия для получения субсидии, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в Едином государственном реестре юридических по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного.
В судебном заседании представитель инспекции выразил несогласие с решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заявителя указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апеллянта возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 11.11.2021, объявлялся перерыв до 18.11.2021 16 час. 15 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 18.11.2021 в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, при участии представителей заявителя и заинтересованного лица.
В дополнение к апелляционной жалобе инспекцией представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, общество "Автовокзал" обратилось в инспекцию с заявлениями от 12.05.2020, 09.06.2020 о предоставлении субсидии, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Инспекция сообщениями от 18.05.2020 N 123521, от 11.06.2020 N 1172286 отказала обществу в предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года по тому основанию, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Принятые инспекцией решения об отказе в предоставлении субсидии обжалованы обществом в досудебном порядке.
УФНС России по Пермскому краю решением, изложенным в письме от 19.08.2020 N 23-11/14228, отказало в удовлетворении жалобы общества.
Полагая, что решения инспекции об отказе в предоставлении субсидии не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Автовокзал" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые решения инспекции незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 01.03.2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность автобусных станций (ОКВЭД 52.21.21), которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ввиду чего обществом соблюдены условия для получения субсидии, установленные Постановлением N 576.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Согласно п. 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года (п. 2 Правил N 576).
Пунктом 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2:
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что ОКВЭД 52.21.21 "Деятельность автобусных станций" внесена в ЕГРЮЛ ООО "Автовокзал" 29.04.2020; с 2019 года общество осуществляло деятельность автовокзалов и автостанций, отражая сведения об этом в бухгалтерской и налоговой отчетности, а также подтверждало данный вид деятельности в фонде социального страхования; в связи с чем, как заключил суд, по состоянию на 01.03.2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность автобусных станций (ОКВЭД 52.21.21).
На основании изложенного, установив, что обществом осуществляется деятельность, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, суд пришел к выводу, что ООО "Автовокзал" имеет право на получение субсидии в рамках Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года N 576.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что фактическое осуществление юридическим лицом деятельности в сфере, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, равно как и изменение основного вида деятельности после 01.03.2020, не являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии оснований для предоставления обществу субсидии; Правила N 576 устанавливают конкретные условия для получения субсидии, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в Едином государственном реестре юридических по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами налогового органа в связи со следующим.
Перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 434, Перечень).
В Перечне содержится раздел 1 "Транспортная деятельность", в котором указана отрасль деятельности "Деятельность автовокзалов и автостанций", соответствующая ОКВЭД 52.21.21.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст ""Деятельность автовокзалов и автостанций" (ОКВЭД 52.21.21) включает в себя услуги автовокзалов и автостанций, связанные с перевозками пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа).
Включение в Перечень именно ОКВЭД 52.21.21 свидетельствует о том, что волеизъявление законодателя направлено на поддержку субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих исключительно деятельность автовокзалов и автостанций.
Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 Перечень расширительному толкованию не подлежит.
В целях Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД), информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Таким образом, законодательно закреплены конкретные виды ОКВЭД, которым в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации N 576 и N 434 положена субсидия как наиболее пострадавшим.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Автовокзал" по состоянию на 1 марта 2020 года являлся вид деятельности - "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом" (ОКВЭД 52.21.2), который законодательно не отнесен к сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Постановление N 434).
Сведения об основном виде деятельности с кодом ОКВЭД 52.21.21 "Деятельность автовокзалов и автостанций" были внесены обществом в ЕГРЮЛ 29.04.2020.
Для целей предоставления мер государственной поддержки определение вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 1 марта 2020 года, осуществляется в силу прямого указания Правил N 576, не предусматривающего иного порядка определения основного вида деятельности.
Поскольку вид деятельности согласно ЕГРЮЛ, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020 (52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом"), не поименован в постановлении Правительства Российской Федерации N 434, то условия для включения в реестр на предоставление субсидии, определенные Правилами N 576, не выполнены, что исключает возможность получения субсидии.
При этом, налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Правилах N 576.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил N 576 предоставления субсидии налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Как указано в разделе 4 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Постановлением Правительства РФ N 576 определены конкретные условия для получения субсидии, при соблюдении или несоблюдении которых делается вывод уполномоченным органом о наличии или отсутствии оснований для предоставления субсидии, то есть имеет место установление императивных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению, тем самым не допускается толкование условий, установленных Правилами предоставления субсидии, которые противоречат буквальному содержанию положений Постановления N 576.
Доводы заявителя о наличии у него права на получение субсидии, поскольку ОКВЭД 52.21.21 "Деятельность автовокзалов и автостанций" является видом деятельности по отношению к группе ОКВЭД 52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом", заявленный им как основной вид деятельности в ЕГРЮЛ на 01.03.2020, то есть его частным по отношению к общему, подлежат отклонению, как не основанные на положениях Перечня и Правил.
Внесение постановлением N 434 в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вида экономической деятельности с кодом 52.21.21 "Деятельность автовокзалов и автостанций" и невнесение вида экономической деятельности с кодом 52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом", свидетельствует о направленности волеизъявления законодателя на поддержку конкретной подгруппы, осуществляющей деятельность автовокзалов и автостанций.
Доводы заявителя о фактическом осуществлении обществом по состоянию на 01.03.2021 вида деятельности с кодом ОКВЭД 52.21.21 - Деятельность автовокзалов и автостанций, не могут быть приняты судом во внимание в связи со следующим.
В силу пункта 5 Правил N 576, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности, отнесенной к наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в соответствующем реестре, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, данные Правила не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности получателя субсидии для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду.
Следовательно, у инспекции отсутствовали правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила устанавливают конкретные условия для ее получения, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в Едином государственном реестре юридических по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного.
При таких обстоятельствах, общество "Автовокзал" с основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 ОКВЭД 52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом", не вправе претендовать на получении субсидии, предусмотренной Правилами N 576 ввиду отсутствия указанного вида деятельности в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичная правовая позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2021 N АПЛ21-105, определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 N 306-ЭС21-11989 по делу N А57-12987/2020, определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122 по делу N А63-11267/2020.
Верховный Суд Российской Федерации в указанных судебных признал верными выводы нижестоящих судов, со ссылкой на постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" и от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", о том, что отраженный в ЕГРИП код вида деятельности заявителя не отнесен указанными выше нормативными актами к числу субсидируемых, а последующее его ретроспективное изменение не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, заявления общества на предоставлении субсидии за апрель и май 2020 не подлежали удовлетворению налоговым органом, оспариваемые решения соответствуют закону, в удовлетворении заявленных требований судом должно быть отказано.
Таким образом, апелляционная жалоба инспекции подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 августа 2021 года по делу N А50-23993/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23993/2020
Истец: ООО "Автовокзал"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ