город Томск |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А27-16477/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассу (N 07АП-10213/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2021 по делу N А27-16477/2021 (судья Тышкевич О.П.) по заявлению государственного автономного учреждения здравоохранения "Управление транспорта" (ОГРН 1024200715516, ИНН 4200000358, г. Кемерово) к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040, г. Кемерово) о признании недействительным решения N 052S19210007006 от 13.05.2021 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Титова М.В., представитель по доверенности от 20.01.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Управление транспорта" (далее - заявитель, ГАУЗ "Управление транспорта", страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд, Управление) о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S19210007006 от 13.05.2021 в части размера штрафных санкций.
Решением суда от 27.09.2021 требования удовлетворены частично, решение государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонного) N 052S19210007006 от 13.05.2021 признано недействительным в части привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в сумме 144 450 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Управление считает, что снижение судом размера финансовых санкций нарушает принципы соразмерности и справедливости наказания и не отвечает целям предупреждения совершения новых правонарушений, действия пенсионного фонда по привлечению страхователя к ответственности законны.
В порядке, предусмотренном в статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд произвел процессуальную замену Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (межрайонного), г. Кемерово на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассу.
В соответствии со статьей 262 АПК РФ суд отказал в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу, так отсутствуют доказательства направления или вручения отзыва заинтересованному лицу.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы отклонила, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 08.02.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес пенсионного фонда направлена форма СЗВ-СТАЖ за 2020 год на 1 застрахованное лицо.
01.03.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в адрес пенсионного фонда представлена форма СЗВ-СТАЖ (корректирующая) за 2020 год на 319 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-СТАЖ (исходная).
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ (корректирующая) за 2020 год на 319 застрахованных лиц не приняты пенсионным фондом в связи с выявлением ошибок.
01.03.2021 в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) и СЗВ-СТАЖ (корректирующая) за 2020 год, в адрес страхователя Управлением по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении несоответствий.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В результате сверки выявлено, что в отношении 321 застрахованного лица сданы сведения по формам СЗВ-М за 2020 год и отсутствуют данные по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
04.03.2021 пенсионным фондом в связи с выявлением несоответствий в представленных страхователем сведениях по форме СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за отчетные периоды 2020 года, в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам отправлено уведомление об устранении несоответствий со сроком исправления в течение 5 рабочих дней, которое прочитано страхователем 04.03.2021.
Таким образом, максимально возможный срок для направления страхователем дополняющей формы СЗВ-СТАЖ за 2020 год согласно уведомлению - 12.03.2020.
ГАУЗ "Управление транспорта" дополняющие сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении 321 застрахованного лица представлены 16.03.2021.
В связи с представлением страхователем дополняющих сведений с нарушением установленного срока Пенсионным фондом принято решение N 052S19210007006 от 13.05.2021 о привлечении ГАУЗ "Управление транспорта" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах, сведения о котором представлены в форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая", в виде штрафа в сумме 160 500 рублей.
Полагая, что решение пенсионного фонда N 052S19210007006 от 13.05.2021 нарушает права и законные интересы ГАУЗ "Управление транспорта" в части размера штрафных санкций, не отвечающего требованиям справедливости наказания, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Установив наличие смягчающих обстоятельств, суд удовлетворил заявленные требования частично.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что ГАУЗ "Управление транспорта" исправило ошибки путем направления 16.03.2021 в пенсионный фонд дополняющих сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, то есть с нарушением установленных уведомлениями от 01.03.2021 и 04.03.2021 сроков на устранение ошибок и несоответствий.
Пенсионным фондом документально подтвержден факт направления уведомлений, решения N 052S19210007006 от 13.05.2021 и требования N 052S01210008129 от 09.06.2021 об уплате финансовых санкций в адрес страхователя, что последним не оспорено.
Нарушений порядка привлечения ГАУЗ "Управление транспорта" к ответственности судом не установлено, расчет штрафа проверен и принят судом как верный.
Вместе с тем, пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа.
Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением, соответственно, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 АПК РФ следует, что примененная мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Оценив характер правонарушения, обстоятельства его правонарушения, приняв во внимание отсутствие умысла на его совершение, отсутствие негативных последствий для бюджета, незначительный период просрочки, а также то, что штраф в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица установлен как за непредставление, так и за несвоевременное представление сведений, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, и вне зависимости от срока такого непредставления, то есть возможность дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя данной правовой нормой не предусмотрена (размер штрафа зависит только от количества застрахованных лиц), суд пришел к выводу о возможности снижения штрафа за совершение заявителем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в десять раз - до 16 050 рублей.
Вопреки доводам подателя жалобы, определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует тяжести и характеру совершенного нарушения, общим принципам и целям наказания, не возлагает на Общество чрезмерного бремени по уплате штрафа и в то же время достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении значительным снижением размера финансовых санкций принципов соразмерности и справедливости наказания, не соответствии его (значительного снижения размера финансовых санкций) целям предупреждения совершения новых правонарушений признаны необоснованными в полном объеме. Право оценки представленных лицами, участвующими в деле, доказательств и определения размера санкции с учетом соразмерности, признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность, в силу прямого указания статьи 71 АПК РФ принадлежит суду на основании объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, не могут служить основанием для отмены или изменения в обжалуемого судебного акта. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.09.2021 по делу N А27-16477/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16477/2021
Истец: государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Управление транспорта"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное