город Ростов-на-Дону |
|
25 ноября 2021 г. |
дело N А32-24423/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Сулименко Н.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Т.В.,
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес": представитель Панченко Я.Р. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.08.2021 по делу N А32-24423/2021
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Краснодарского края,
о признании задолженности безнадежной для взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" (далее - заявитель, ГБУ КК "Управление "Краснодарлес") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - заинтересованное лицо) о признании задолженности в размере 21 002 707,59 рубля безнадежной к взысканию.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 задолженность ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию:
- по налогу на добавленную стоимость за период с 01 квартала 2012 года по 02 квартала 2018 года в сумме 10 681 040 рублей 77 копеек, пене в размере 5 643 697 рублей 12 копеек, штрафу в размере 11 147 рублей 20 копеек.
- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2016 года в размере 884 087 рублей 55 копеек (пени).
- по налогу на имущество организаций, не входящему в единую систему газоснабжения, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2018 года в размере 321 540 рублей 01 копейку (пени), штрафу в размере 3 602 рубля 60 копеек.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 222 068 рублей 06 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 976 141 рубль 89 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 2 086 383 рубля 55 копеек (пени).
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 03 квартала 2013 года в размере 118 857 рублей 79 копеек (пени).
На Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" путем списания задолженности:
- по налогу на добавленную стоимость за период с 01 квартала 2012 года по 02 квартала 2018 года в сумме 10 681 040 рублей 77 копеек, пене в размере 5 643 697 рублей 12 копеек, штрафу в размере 11 147 рублей 20 копеек.
- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2016 года в размере 884 087 рублей 55 копеек (пени).
- по налогу на имущество организаций, не входящему в единую систему газоснабжения, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2018 года в размере 321 540 рублей 01 копейку (пени), штрафу в размере 3 602 рубля 60 копеек.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 222 068 рублей 06 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 976 141 рубль 89 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 2 086 383 рубля 55 копеек (пени).
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 03 квартала 2013 года в размере 118 857 рублей 79 копеек (пени).
С Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару в пользу Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием оснований для признании задолженности безнадежной к взысканию. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
От ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару.
Согласно представленной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 08.04.2021 N 20-25/15642 за учреждением числится задолженность по уплате налогов, пеней и штрафов в общей сумме 21 977 239,21 руб., из которой 21 002 707,59 руб. за пределами установленного срока для взыскания.
ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" обратилось в суд с требованием о признании безнадежной к взысканию указанной суммы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 задолженность ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 НК РФ, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 НК РФ).
В целях реализации статьи 59 НК РФ Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Согласно указанному постановлению решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным постановлением.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
С 1 января 2017 года Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Пунктом 3 письма ФНС России от 26.01.2017 N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П "По вопросу организации работы по администрированию страховых взносов" определено, что передача сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также сведений о задолженности по страховым взносам в соответствии с Порядками взаимодействия отделений ПФР и ФСС РФ с управлениями ФНС России по субъектам РФ (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/3И и N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме (от 03.11.2016 N 3Н-4-1/20983@/5И и N 3Н-4-1/20997@/02-11-02/06-4803П) в управление ФНС России по субъекту РФ от территориальных органов ПФР и ФСС РФ в срок до 01.02.2017.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ).
Федеральный законодатель в статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), закрепляя в подпунктах 1 - 4 пункта 3 конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).
Так, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Подпунктом г пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи" (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51201) не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Таким образом, процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.
Однако, указанная процедура налоговым органом в отношении имеющейся задолженности учреждения по пени, возникшей до 01.01.2017, не произведена.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Верховным Судом Российской Федерации в определении N 302-ЭС19-10889 от 01.11.2019 по делу N А74-6053/2018 сформулирована следующая позиция относительно применения статьи 11 Закона N 436-ФЗ.
Статьей 11 Закона N 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы. Имеющаяся в части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Из вышеизложенного следует, что необходимо проверить, не утрачена ли была возможность взыскания пеней территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на 1 января 2017 года и налоговым органом после указанной даты.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов. Глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации утратила силу.
С 01.01.2010 ранее взимаемый ЕСН заменен страховыми взносами.
Как установлено судом, согласно справке от 08.04.2021 N 20-25/15642, за ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" числится задолженность:
- по налогу на добавленную стоимость за период с 01 квартала 2012 года по 02 квартала 2018 года в сумме 10 681 040 рублей 77 копеек, пене в размере 5 643 697 рублей 12 копеек, штрафу в размере 11 147 рублей 20 копеек.
- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2016 года в размере 884 087 рублей 55 копеек (пени).
- по налогу на имущество организаций, не входящему в единую систему газоснабжения, за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2018 года в размере 321 540 рублей 01 копейку (пени), штрафу в размере 3 602 рубля 60 копеек.
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 222 068 рублей 06 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 54 141 рубль 05 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 976 141 рубль 89 копеек (пени).
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работающего населения, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 2002 года по 2009 года включительно в размере 2 086 383 рубля 55 копеек (пени).
- по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период с 03 квартала 2013 года в размере 118 857 рублей 79 копеек (пени).
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки доводам налогового органа суду в материалы дела не представлено доказательств применения мер принудительного взыскания числящейся за ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" задолженности по пени со стороны территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, к дате передаче налоговому органу сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017, возможность принудительного взыскания территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования была уже утрачена.
Из представленной справки N 20-25/15642 от 08.04.2021 следует, что основная задолженность образовалась за отчетный период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2018 года, то есть за пределами установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока для взыскания.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о несоблюдении налоговым органом процедуры взыскания налоговых обязательств, предусмотренных статьями 46, 47, 69 Налогового кодекса.
Вопреки доводам налогового органа суду в материалы дела не представлено доказательств применения всех мер принудительного взыскания числящейся за ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" задолженности.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих применение всех мер принудительного взыскания числящейся за учреждением задолженности. Суд признал, что в отношении сумм задолженностей, образовавшихся за период с 01 квартала 2012 года по 04 квартал 2018 года истекли установленные законом сроки по взысканию, в связи с чем утрачена возможность ее взыскания.
В связи с чем требования заявителя о признании задолженности в сумме 21 002 707,59 руб. безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности и необоснованного принятого по существу спора судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 по делу N А32-24423/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24423/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ "КРАСНОДАРЛЕС", ГУ КК "Управление "Краснодарлес"
Ответчик: ИФНС N 4 по г. Краснодару
Третье лицо: Министерство Финансов КК, Министерство финансов Краснодарского края