г. Москва |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А41-34222/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Парк культуры и отдыха" муниципального образования городской округ Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 по делу N А41-34222/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета лесного хозяйства Московской области - Парасоцкая М.А. по доверенности;
Муниципального учреждения "Парк культуры и отдыха" муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - Мялов С.Д.
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Парк культуры и отдыха" муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - ответчик, учреждение) об обязании привести лесной участок с кадастровым номером 50:22:0030604:945, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховского участкового лесничества, квартал 66, в части выделов 1, 2 3, 4 5, 6, 7 и выделов 9, 10 в соответствие с утвержденным приказами Комитета лесного хозяйства Московской области от 01.11.2019 N 29П-4392, от 24.09.2020 N 29П-2969, от 21.05.2021 N 28П-944 положительным заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, обязании на лесном участке с кадастровым номером 50:22:0030604:945 демонтировать асфальтобетонные покрытия на площадке для разворота пожарной техники - 1 (2 шт.), расположенные в квартале 66 выделе 4 площадью 0,0575 га и в квартале 66 выделе 5 площадью 0,0212, демонтировать асфальтобетонное покрытие лесного проезда 1, расположенное в квартале 66 выделах 3,4,5,6,7,9 площадью 0,360 га, протяженностью 0,820 км, демонтировать асфальтобетонное покрытие лесного проезда 2, расположенное в квартале 66 выделах 1,2,3,4,5 площадью 0,2772 га, протяженностью 0,616 км, демонтировать асфальтобетонное покрытие площадки для разворота пожарной техники, расположенное в квартале 66 выделе 1 площадью 0,0120 га. за свой счет в течении 30 календарных дней с момента вступления в законную силу.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.08.2018 приказом комитета N 26П1814 ответчику был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок Малаховского участкового лесничества квартал 66 выдела 1-7 (ч), 9, 10 площадью 8,3647 га для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно подпункту "б" пункта 6 вышеуказанного приказа лесопользователь обязан в установленном порядке разработать и предоставить Комитету проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 120 дней с даты регистрации права.
Приказами комитета от 01.11.2019 N 29П-4392 и от 24.09.2020 N 29П-2969 было утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В ходе проверки лесного участка части выделов 1-7,9,10 части квартала 66 Малаховского участкового лесничества сотрудниками Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" выявлено нарушение условий предоставления участка и несоответствие проекту освоения лесов, выраженные в следующем.
03 августа 2018 года установлено, что рубка деревьев на указанном лесном участке проводилась в ходе санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии проектом освоения лесов.
На лесном участке было вырублено 231 дерево.
Рубка деревьев в количестве 147 штук проводилась на смежных земельных участках, которые не относятся к землям лесного фонда.
Также была осуществлена расчистка от кустарника и мелколесья на предоставленном лесном участке, однако данные работы не предусмотрены проектом освоения лесов.
На вышеуказанном лесном участке смонтировано 104 опоры освещения, часть из которых установлена на спортивных, детских площадках, а также площадках для отдыха, однако по проекту основания лесов их всего 51.
Устройства тротуаров на площади 3285 кв. м на лесном участке выполнено с мощением из плитки, а по проекту освоения лесов площадь тротуара 3000 кв. м с мягким покрытием.
Разворотная площадка и технологический проезд согласно проекту освоения лесов должны иметь покрытие из щебня, а в натуре выполнены из асфальтобетонного покрытия.
Кроме того, на арендованном участке в выделе 3 квартала 66 Малаховского участкового лесничества установлен туалет размерами 2,5 х 4,47 м, что не предусмотрено проектом освоения лесов.
01 февраля 2021 года за N 162/04 в адрес ответчика было направлено претензионное письмо с требованиями устранить вышеуказанные нарушения лесного законодательства, привести лесной участок в соответствие с утвержденным проектом освоения лесов или внести изменения в проект освоения лесов.
Данное претензионное письмо было получено ответчиком и зарегистрировано под N 0360 от 02.02.2021.
Поскольку претензия не была удовлетворена добровольно, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 (далее - Положение), наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий комитета приведен в пунктах 12 - 15 Положения.
Согласно пункту 14.5 Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
Так, в силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 указанной статьи).
Согласно требованиям части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды и подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 88 названного Кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - приказ Рослесхоза N 69), согласно пункту 3 которого проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. При этом общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Согласно подпункту "а" пункта 6 приказа комитета N 26П1814 о предоставлении лесного участка в бессрочное пользование ответчику лесопользователь обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим решением, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы.
С соответствии с подпунктом "б" пункта 3 вышеуказанного приказа комитет имеет право осуществлять осмотр используемого лесного участка для оценки экологического состояния лесного участка, соблюдения лесопользователем условий настоящего приказа в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, Правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Приказом комитета от 21.05.2021 N 28П-944 было утверждено положительное заключение государственной экспертизы, вносимых изменений в проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ответчику.
Так, согласно приказу в проект освоения лесов внесены следующие изменения:
- вносятся изменения в раздел 3 "Содержание лесной инфраструктуры": в пункт 3.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке": на территории лесного участка имеются существующие объекты лесной инфраструктуры - лесная дорога, граница окружная. Проектируется эксплуатация указанных объектов в 2021 - 2028 гг. проектируется создание и эксплуатация щита и навеса для размещения противопожарного инвентаря, аншлага, обустроенного места для разведения костра и отдыха, лесного проезда (2 шт.), площадки для разворота пожарной техники (3 шт.), лесного проезда (2 шт.) в 2021 - 2028 гг.
Места размещения, количество и направленность объектов лесной инфраструктуры определены данными изменениями в проект освоения лесов и соответствующей тематической лесной картой - схемой.
При создании объектов лесной инфраструктуры рубка лесных насаждений не проектируется;
- вносятся изменения в раздел 4 "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке": на территории лесного участка не имеется существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проектируется создание и эксплуатация площадки для отдыха (2 шт.), площадка для занятия спортом (2 шт.), площадки для игр (детской) (2 шт.), пешеходной дорожки с мягким покрытием, скамейки (107 шт), урны (107 шт.), фонаря (120 шт), навесы (3 шт.), наземной туалетной кабины в 2021 - 2028 гг.
Места размещения, количество и направленность объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, определены данными изменениями в проект освоения лесов и соответствующие тематической лесной картой-схемой.
Ответчик в ходе рассмотрения дела, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что намерен внести изменения в проект освоения лесов с целью получения разрешения на оснащение лесного участка асфальтобетонным покрытием.
Между тем, на момент рассмотрения спора отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении асфальтобетонного покрытия.
Во исполнение определения суда первой инстанции 02.08.2021 составлен акт осмотра территории лесного участка совместно с представителем ответчика.
В ходе осмотра установлено, что на лесном участке проведено благоустройство территории согласно проекту освоения лесов.
На момент проведения осмотра на участке установлено: 97 фонарей уличного освещения, 101 скамья, 101 урна для отходов, 3 площадки под мангальную зону с навесом, 2 площадки для отдыха, 2 площадки для игр (детские) 2 площадки для занятия спортом, туалет общего пользования (наземная кабина туалетная).
При натурном осмотре лесного участка пней, а также следов корчевки после проведения выполненной санитарной рубки не выявлено.
Также при натурном осмотре установлено, что лесной проезд 1 и лесной проезд 2, а также площадка для разворота пожарной техники 1, 2 имеют асфальтовое покрытие.
Однако, как следует из таблицы 3.1 проекта освоения лесов:
- площадка для разворота пожарной техники - 1 (2 шт.), расположенная в квартале 66 выделе 4 площадью 0,0575 га и в квартале 66 выделе 5 площадью 0,0212 га - покрыта щебнем;
- лесной проезд 1, расположенный в квартале 66 выделах 3,4,5,6,7,9 площадью 0,360 га, протяженностью 0,820 км - имеет покрытие щебень;
- лесной проезд 2, расположенный в квартале 66 выделах 1,2,3,4,5 площадью 0,2772 га, протяженностью 0,616 км - имеет покрытие щебень;
- площадка для разворота пожарной техники расположенный в квартале 66 выделе 1, площадью 0,0120 га - покрытие щебень.
Между тем, из акта осмотра от 02.08.2021 и фототаблицы усматривается, что вышеуказанные дороги имеют покрытия асфальтовое.
Ввиду изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2021 по делу N А41-34222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Парк культуры и отдыха" муниципального образования городской округ Люберцы Московской области - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному учреждению "Парк культуры и отдыха" муниципального образования городской округ Люберцы Московской области из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 11.11.2021 N 237889 государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34222/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: Муниципальное учереждение "Парк культуры и отдыха" Муниципального образования городского округа Люберцы Московской области