г. Челябинск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А34-12317/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.09.2021 по делу N А34-12317/2021.
В судебном заседании принял участие представитель:
от заявителя - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области - Дорофеев Д.Г. (предъявлено удостоверение, доверенность от 22.06.2021, диплом).
Заинтересованное лицо - акционерное общество "Аэропорт Курган", о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заинтересованного лица.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее - заявитель, административный орган, Управление, Управление МЧС) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Аэропорт Курган" (далее - заинтересованное лицо, АО "Аэропорт Курган", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 07.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 03.09.2021) заявление Управления МЧС удовлетворено. АО "Аэропорт Курган" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением суда, общество (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, указывает при этом, что вопреки выводам суда первой инстанции материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что АО "Аэропорт Курган" 08.06.2021 производило непосредственные действия по тушению пожара.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241, постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области и прейскурант АО "Аэропорт Курган" от 01.10.2019 N 6 не имеют отношения к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, поскольку требования о наличии у операторов аэродромов данной лицензии, установленные ФАП-517, вступили в действие с 01.01.2021. Требования к соискателю указанной лицензии, наличию у него помещений, техники, оборудования, квалифицированных и обученных сотрудников содержатся в Положении о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1131. Названное Положение содержит требования, которые до 01.01.2021 года к аэропортам не предъявлялись, соответственно в стоимостную основу сбора за обеспечение взлета-посадки, утвержденного Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области еще в 2010 году, вышеуказанные расходы включены не были.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от АО "Аэропорт Курган" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в котором общество сослалось на отсутствие у него возможности согласовать вопрос о транспортировке представителя в г. Челябинск для участия в судебном заседании ввиду установления режима рабочего дня с 08:00 до 15:00 и отклонения ходатайства об участии в судебном заседании посредством онлайн-системы 19.11.2021 (пятница) в 17:00, то есть по окончании рабочего дня, предшествующего дате судебного заседания, назначенного на 22.11.2021 (понедельник).
Рассмотрев заявленное ходатайство, а также руководствуясь положениями статьи 158 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что ходатайство об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению, поскольку указанные ответчиком причины неявки не являются уважительными; доказательств невозможности согласования вопроса об обеспечении явки в судебное заседание представителя заявитель ходатайства суду не представил.
При этом ссылка общества на отклонение ходатайства об участии в судебном заседании посредством онлайн-системы 19.11.2021 в 17:00, то есть по окончании рабочего дня, предшествующего дате судебного заседания, назначенного на 22.11.2021, не свидетельствует о наличии оснований для отложения судебного разбирательства.
В соответствии с пунктом 5 Регламента организации и проведения онлайн-заседаний Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, утв. президиумом Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 28 мая 2020 года, для участия в судебном онлайн-заседании в режиме веб-конференции лицо, участвующее в деле (инициатор судебного онлайн-заседания), либо его представитель не позднее пятнадцати дней до даты судебного заседания, на которую назначено рассмотрение апелляционной жалобы в режиме очного судебного заседания, подает в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд ходатайство об участии в онлайн-заседании в режиме веб-конференции
Между тем, указанное ходатайство общества поступило в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд 15.11.2021 - за пять дней до даты судебного заседания. Незаблаговременная подача ходатайства об участии в онлайн-заседании в режиме веб-конференции исключает возможность его удовлетворения и не свидетельствует об уважительности причин неявки представителя в судебное заседание.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, по результатам проведения проверки в 2019 году по вопросу соблюдения лицензионных требований по тушению пожаров служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) акционерного общества "Аэропорт Курган" Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области установлено, что юридическое лицо - акционерное общество "Аэропорт Курган" осуществляет деятельность по тушению пожаров без специального разрешения (лицензии).
Обществу выдано предостережение от 29.10.2019 N 1 о недопустимости указанных нарушений закона и предложено принять меры к получению соответствующей лицензии, о чем в срок не менее 60 дней с даты получения предостережения уведомить административный орган.
В ответ на предостережение от 29.10.2019 N 1 акционерное общество "Аэропорт Курган" направило в Управление МЧС ответ, где указало, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в том числе принадлежащих АО "Аэропорт Курган" и находящихся на территории аэропорта, общество не осуществляет и осуществлять не намерено.
Письмом от 21.01.2021 N 2-22-2021 Курганская транспортная прокуратура сообщила начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области, что на основании информации ГУ МЧС России от 22.12.2020 N ИВ-225-1146 проведена проверка исполнения АО "Аэропорт Курган" законодательства о лицензировании, об аварийно-спасательных формированиях. В ходе проверки установлено, что служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов АО "Аэропорт Курган" в настоящее время не аттестована, общество не имеет лицензии на тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, предусмотренной пунктом 14 части 1 статьи 99 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
АО "Аэропорт Курган" осуществляет коммерческую деятельность в сфере воздушного транспорта, в том числе связанную с перевозкой пассажиров. В АО "Аэропорт Курган" создана и функционирует служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
Деятельность созданной в АО "Аэропорт Курган" службы ПАСОП по поисково-спасательному, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению в районе аэродрома направлена на обеспечение основной деятельности юридического лица и учитывается при установлении аэропортовых сборов.
В соответствии с Положением о службе аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО "Аэропорт Курган", утвержденного 15.07.2019, Служба ПАСОП является структурным подразделением АО "Аэропорт Курган". В функции СПАСОП входит проведение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в отношении воздушных судов, потерпевших бедствие на территории и в районе ответственности аэропорта Курган (л.д. 46-48).
В обоснование своих требований заявитель указывает, что АО "Аэропорт Курган", при осуществлении предпринимательской деятельности 08.06.2021 в 14 часов 45 минут нарушило лицензионные требования, по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Аэропорт, а именно:
08.06.2021 около 14 час. 30 мин. подрядная организация ООО СПП "Уралстройпанель" производила монтаж платформы на 20 метровую вышку, расположенном в западной стороне в районе локаторов. Работники ООО СПП "Уралстройпанель" обнаружили возгорание травы и кустарников за территорией Аэропорта, на расстоянии около 20 метрах от забора. О данном возгорании представитель ООО СПП "Уралстройпанель" Межутков К.А. доложил начальнику ОРЛ-Т Аэропорта Пухову М.В.
Согласно объяснениям Межуткова Константина Александровича установлено, что к месту ландшафтного пожара подъехал один автомобиль службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов АО "Аэропорт Курган".
Согласно объяснений заместителя начальника СПАСОП "Аэропорт Курган" Новикова М.Л., установлено, что 08.06.2021 около 14 час. 41 мин. на пункт связи СПАСОП Аэропорта поступило сообщение от диспетчера организации воздушного движения Аэропорта о плотном задымление вблизи заграждения с западной стороны в районе локаторов. Заместитель начальника СПАСОП "Аэропорт Курган" Новиков М.А. отдал команду на выезд одного пожарного автомобиля (АА-8-60) и 4-х человек личного состава к месту пожара. Заместитель начальника СПАСОП "Аэропорт Курган" Новиков М.А. к месту пожара выехал на легковом служебном автомобиле. 08.06.2021 около 14 час. 45 мин. прибыв к месту вызова был обнаружен ландшафтный пожар за территорий "Аэропорта" на площади около 50 м2. Начальник СПАСОП "Аэропорт Курган" Филиппов С.А. подал команду провести предварительное боевое развертывание и подать на тушение один ствол РСК-50. 08.06.2021 около 15 час. 49 мин. заместитель начальника СПАСОП "Аэропорт Курган" Новиков М.А. дополнительно запросил второй пожарный автомобиль к месту вызова. Около 15 час. 52 мин. дополнительно прибыл второй пожарной автомобиль СПАСОП "Аэропорт Курган" (АА-40) и четыре человека личного состава (два из них стажеры). Всего от СПАСОП "Аэропорт Курган" в тушение пожара участвовало две единицы техники (АА-8-60, АА-40) и 9 человек личного состава. Около 15 час. 52 мин. заместитель начальника СПАСОП "Аэропорт Курган" Новиков М.А. по радиообмену на пульт ЦППС СПТ 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области запросил дополнительные силы и средства от Главного управления МЧС России по Курганской области.
08.06.2021 в 14 час. 58 мин. диспетчеру ЦППС службы пожаротушения 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области поступило сообщение о ландшафтном пожаре по адресу: г. Курган, ул. Гагарина, д.41.
08.06.2021 в 15 час. 37 мин. вышеуказанный пожар было разделен на два участка тушения пожара. Первый участок тушения возгорания располагался на территории Аэропорта. В тушении возгорания на территории Аэропорта от Главного управления МЧС России по Курганской области было задействован одни пожарный автомобиль ПСЧ-15 1 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 6 человек личного состава, к месту возгорания выезжал Врио начальника 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области, руководитель тушения пожара Врио начальника СПТ майор внутренней службы Петров Д.С. Общая площадь пожара составила 500 м2. Второй участок тушения возгорания располагался между очистными сооружениями и территорией Аэропорта. Общая площадь возгорания составила 5 га. В тушении ландшафтного пожара от Главного управления МЧС России по Курганской области было задействовано: один пожарный автомобиль ОП 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 4 человека личного состава, два пожарных автомобиля от ПЧС-9 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 6 человек личного состава, один пожарный автомобиль от ПЧС-4 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области 4 человека личного состава, один пожарный автомобиль СПСЧ 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 5 человек личного состава, один пожарный автомобиль ПСЧ-16 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 4 человека личного состава, мобильная группа пожаротушения Главного управления МЧС России по Курганской области 40 человек личного состава, один автомобиль Луидор от ПЧС-11 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 10 человек личного состава, один автомобиль штабной от СПТ 7 ПСО федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области и 2 человека личного состава.
Таким образом, Управлением МЧС установлено, что АО "Аэропорт Курган" осуществляет предпринимательскую деятельность без установленного законом специального разрешения - лицензии на тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
19.07.2021 Управлением МЧС в отношении АО "Аэропорт Курган" составлен протокол об административном правонарушении N 41 (л.д. 12-19) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Извещение о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях от 16.07.2021 направлено заинтересованному лицу по адресу электронной почты, о чем имеется отметка (л.д. 21-22).
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Курганской области с рассматриваемым заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере лицензирования. Указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 указанного Закона лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Согласно статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
В соответствии со статьей 1 Закона N 69-ФЗ под организацией тушения пожаров понимается совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности - лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (статья 3 Закона N 69-ФЗ).
Статьей 5 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, отнесены к одному из видов аварийно-спасательных работ. При этом такие работы отличны от самого тушения (ликвидации) пожаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
Данным Постановлением утверждено Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, пунктом 2 которого предусмотрено, что аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 26.11.2020 N 517 (далее - ФАП-517) оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации.
В соответствии с пунктами 11, 12 ФАП-517 аварийно-спасательное подразделение службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) предназначено для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома, в первую очередь с целью спасения находящихся на борту воздушного судна людей.
Пунктом 41 ФАП-517 установлено, что служба противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов должна иметь лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и быть аттестована
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что АО "Аэропорт Курган" является коммерческой организацией, которая занимается предпринимательской деятельностью, работа созданной им в соответствии с нормами законодательства службы ПАСОП направлена на обеспечение основной деятельности.
В соответствии с Положением о службе аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО "Аэропорт Курган", Служба ПАСОП является структурным подразделением АО "Аэропорт Курган". В функции СПАСОП входит проведение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в отношении воздушных судов, потерпевших бедствие на территории и в районе ответственности аэропорта Курган.
Указанные обстоятельства также установлены решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-4086/2021 от 25.05.2021.
Согласно выписке из Единого реестра юридических лиц основным видом деятельности АО "Аэропорт Курган" является деятельность вспомогательная прочая, связана с воздушным транспортом (код ОКВЭД 52.23.19). Дополнительным видом деятельности является деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом (код ОКВЭД 52.23), которая согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, включает в себя тушение пожаров и предупреждение пожароопасных ситуаций на аэродромах и космодромах.
Деятельность созданной в АО "Аэропорт Курган" службы ПАСОП по поисково-спасательному, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению в районе аэродрома направлена на обеспечение основной деятельности юридического лица и учитывается при установлении аэропортовых сборов.
Согласно Перечню и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241, сбор за взлет-посадку (установлен за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме) включает в себя аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома.
Как установлено судом первой инстанции, общество на постоянной основе вправе оказывать услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных судов и перевозке пассажиров в аэропорту Курган, в которые включены аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов, что подтверждается прейскурантом цен на авиационные услуги аэропорта N 6, согласно которому сбор за взлет-посадку составляет 2043,3 руб. за тонну максимальной взлетной массы.
Вместе с тем, административным органом установлено, что в нарушение статьи 12 Закона N 99-ФЗ, общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Указанное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и обществом не оспаривается.
Учитывая цели лицензирования, при осуществлении деятельности службы ПАСОП по тушению пожаров лицензирование является обязательным и в том случае, когда указанная деятельность не является для общества самостоятельной, а направлена на обеспечение основного производственного процесса организации.
Доводы заинтересованного лица об отсутствии в его действиях события административного правонарушения, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что АО "Аэропорт Курган" 08.06.2021 производило непосредственные действия по тушению пожара, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены, поскольку материалами дела подтверждено, что от Службы СПАСОП Аэропорта в тушении возгорания участвовало две единицы техники и 9 человек личного состава. Около 15 час. 52 мин. по радиообмену на пульт ЦППС СПТ 7 ПСО ФПС ГУ МЧС России по Курганской области от заместителя начальника СПАСОП Аэропорта Новикова М.А. поступил запрос дополнительных сил и средств от МЧС для ликвидации пожара.
Доказательств, опровергающих установленный административным органом обстоятельства, материалы дела не содержат.
Согласно статье 3 Закона N 69-ФЗ среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности - лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с вышеизложенными положениями действующего законодательства, а также выданного еще в 2019 году Управлением МЧС предостережения в котором указано на необходимость получения лицензии, с момента создания службы ПАСОП в 2019 году к функциям которой согласно Положению о службе аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) АО "Аэропорт Курган" относятся проведение поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ в отношении воздушных судов, потерпевших бедствие на территории и в районе ответственности аэропорта Курган, юридическое лицо обязано было принять меры к получению лицензии для осуществления данного вида деятельности, не дожидаясь возникновения угрозы жизни и здоровья людей.
Деятельность по тушению пожаров является социально значимой, тушение пожаров направлено на спасение жизни и здоровья людей, связано с высокой степенью риска как для сотрудников пожарно-спасательных расчетов, так и спасаемых лиц - пассажиров и экипажей воздушных судов, в связи с чем данный вид деятельности отнесен к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Решением Курганского городского суда от 21.07.2021 по делу N 2-7567/2021 также установлена обязанность общества по получению соответствующей лицензии на указанный вид деятельности.
Поскольку тушение пожара произведено обществом в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, следует признать подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек. Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Примененный судом первой инстанции размер административного штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 14.1 КоАП РФ. Предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 и статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для назначения штрафа в размере менее минимального размера санкции, а также для замены административного штрафа предупреждением не имеется.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.09.2021 по делу N А34-12317/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-12317/2021
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области
Ответчик: ОАО "Аэропорт Курган"