г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А21-5269/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31597/2021) АО "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.08.2021 по делу N А21-5269/2021, принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 05.05.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-305/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением суда от 20.08.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Янтарьэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вина Общества отсутствует в связи с введением на территории Калининградской области ограничительных мероприятий, связанных с новой коронавирусной инфекцией.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила жалоба Хапалова О.Н. на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий Договора N 2721/06/20 от 07.07.2020 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения необходимого для электроснабжения индивидуального жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Калининградская обл., МО "Янтарный городско округ" пос. Покровское (кадастр. N 39:22:010022:729), с являющимися неотъемлемой частью техническими условиями N Z-2721/20.
Пунктом 5 Договора установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора; соответственно, дата начала исполнения обязательств со стороны Общества - 08.07.2020, дата окончания - 07.01.2021.
В связи с поступившей жалобой антимонопольным органом возбуждено дело N 039/04/9.21-305/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По итогам административного расследования 08.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-305/2021 по факту совершения АО "Янтарьэнерго" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 05.05.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-305/2021 АО "Янтарьэнерго" привлечено к административной ответственности по вышеуказанной статье с назначением наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества в его совершении, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также оснований для снижения административного штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 18 Правил N 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является 08.07.2020, датой окончания - 07.01.2021.
К указанному сроку технологическое присоединение осуществлено не было.
Из материалов дела следует, что 07.07.2020 между АО "Янтарьэнерго" и Хапаловым О.Н. заключен Договор, неотъемлемой частью которого являются технические условия N Z-2721/20.
Оплата Хапаловым О.Н. произведена 08.07.2020, то есть своевременно и в полном объеме.
29.03.2021 в адрес Управления поступили запрошенные Определением от 25.03.2021 письменные сведения о мероприятиях, проведенных АО "Янтарьэнерго" в рамках исполнения Договора, в том числе переписка с Заявителем, из которой следует, что мероприятия по технологическому присоединению не выполнены в срок, установленный Правилами N 861 и Договором.
Переписка Общества с Хапаловым О.Н. свидетельствует об обращении Хапалова О.Н. по вопросам нарушения сроков Договора со стороны АО "Янтарьэнерго".
Согласно представленной переписке, Общество в ответ на претензию от 27.01.2021 сообщило, что в рамках выполнения обязательств по договору со стороны АО "Янтарьэнерго" разработано и утверждено техническое задание по титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 164-09 (инв. 5114195) в п. Покровское, Янтарный ГО". По результатам состоявшихся конкурентных процедур заключен договор подряда с ООО "Энергопроект" на разработку рабочей документации, после согласования и утверждения которой будет определен способ выполнения строительно-монтажных работ. Планируемый срок завершения мероприятий по договору - 1 квартал 2021 года.
На претензию заявителя от 15.03.2021 сетевая организация письмом сообщила, что в рамках выполнения обязательств по Договору со стороны АО "Янтарьэнерго" разработано и утверждено техническое задание по титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 164-09 (инв. 5114195) в п. Покровское, Янтарный ГО", разработана и утверждена рабочая документация, в настоящее время реализуются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для возможности завершения строительно-монтажных работ на объекте строительства. Кроме того, Общество предложило заявителю подписать дополнительное соглашение о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до сентября 2021 года, а также рассмотреть требования по выплате неустойки до момента исполнения сетевой организацией своих обязательств по технологическому присоединению.
В ходе рассмотрения административного дела защитником Общества представлены письменные пояснения 29.04.2021 с приложением соответствующих документов, в которых отражено, что 13.11.2019 Обществом разработано и утверждено техническое задание N Z/СЭРС/011948/2019-23 на выполнение проектных и изыскательских работ по титулу: "Строительство ЛЭП 0,4 кВ от ТП 164-09 (инв. 5114195) в п. Покровское Янтарный ГО".
18.05.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru Обществом было размещено извещение N 32009134113-И на право заключения договора на разработку рабочей документации.
11.06.2020, согласно протоколу подведения итогов, участник ООО "Энергопроект" признано победителем.
30.06.2020 между Обществом и ООО "Энергопроект" заключен договор N 11-20-ПИР/6.7с на разработку рабочей документации со сроком выполнения работ до 30.09.2020.
При этом 20.08.2020 ООО "Энергопроект" обратилось в администрацию МО "Янтарный ГО" с письмом о согласовании прохождения трассы воздушной линии электропередач, 16.09.2020 ООО "Энергопроект" получило заключение о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений.
Фактически выполнение работ согласно акту приемки-передачи проектной документации ООО "Энергопроект" осуществило 17.02.2021.
12.04.2021 на официальном сайте zakupki.gov.ru Обществом было размещено извещение N 32110154625 на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования. Срок подведения итогов закупки - 14.05.2021.
Таким образом, указанные мероприятия проведены Обществом за пределами срока, установленного Договором и Правилами N 861.
С момента окончания законодательно установленного срока исполнения Договора (07.01.2021) на момент рассмотрения дела (29.04.2021) срок неисполнения Обществом своих обязательств составил 112 (сто двенадцать) дней.
В течение 2019-2020 Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы доказательства, а также факт неоднократного привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В рассматриваемой ситуации Управлением назначен штраф в размере 800 000 руб. с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен Управлением с учетом характера правонарушения, при установленном и документально подтвержденном факте неоднократного виновного бездействия Общества, в пределах установленной санкции.
Из материалов настоящего дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы Общества о том, что задержка сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению связана с действием обстоятельств непреодолимой силы, находящимся вне контроля хозяйствующего субъекта - введением на территории Калининградской области ограничительных мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, подлежат отклонению.
Доказательства того, что деятельность АО "Янтарьэнерго" и его подрядчиков, приостанавливалась, в материалах дела отсутствуют. Ссылки Общества на указы Президента РФ являются необоснованными, поскольку распространяются на дни, предшествующие заключению Договора с заявителем. Приказы Общества N 113 от 16.03.2020, N 83 от 17.03.2020 предусматривали перевод лишь части сотрудников на удаленный режим работы. Таким образом, доводы жалобы о наличии обстоятельств непреодолимой силы, с которыми связано нарушение сроков выполнения мероприятий по договору о технологическом присоединении, материалами дела не подтверждены.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20 августа 2021 года по делу N А21-5269/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5269/2021
Истец: АО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Калининградской области