город Омск |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А70-2641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Лебедевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11397/2021) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2641/2021 (судья Михалева Е.В.), по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (ИНН: 7204201389, ОГРН: 1147232010530, дата регистрации: 28.02.2014, адрес: 625048, г. Тюмень, ул. Новгородская, д. 10) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, дата регистрации: 20.07.2009, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 65) о взыскании 25 591,88 руб., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, д. 20), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, Новая Басманная ул., д. 2),
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области" (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ответчик, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 23 107,50 руб., пени в размере 2484,38 руб.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать задолженность в размере 23 107,50 руб., пени в размере 2920,80 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и ОАО "РЖД".
Определением суда от 17.06.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.
Решением от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2641/2021 иск удовлетворен частично. С МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО в пользу Фонда взыскан основной долг в размере 11 731,50 руб., пени в размере 752,75 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 959 руб. В удовлетворении требований к МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что в реестре федерального имущества, учёт которого возложен на МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, отсутствуют сведения в отношении квартиры, расположенной по адресу: г.Тюмень, ул. Боровская, 8, кв. 3. В связи с тем, что ФГУП "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" как юридическое лицо было зарегистрировано на территории г. Хабаровск, следовательно, имущество, должно учитываться в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, правопреемником ФГУП "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" стало ОАО "Российские железные дороги". В данной выписке указано о прекращении юридического лица, имущественный комплекс которого внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Изложенное свидетельствует о правопреемстве ОАО "РЖД" по правам и обязанностям предприятия в связи с изъятием имущества организации федерального железнодорожного транспорта и внесением его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Кроме того, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ответчик не получал платёжных документов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
От ответчика и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области поступили ходатайства
о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции размещена на сайте суда в сети Интернет (статья 121 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел дело в судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что истец является региональным оператором применительно к части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и иным положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создан на основании пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п "О создании регионального оператора" и осуществляет свою деятельность на территории Тюменской области.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 157-п "Об установлении срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта" в Тюменской области срок для принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта составляет четыре месяца со дня официального опубликования принятой в установленном законодательством Тюменской области порядке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области, в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Статьей 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношении в Тюменской области" установлен более ранний срок возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот многоквартирный дом.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы была утверждена распоряжением Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы" и официально опубликована на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (admtyumen.ru) 18.12.2014.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 11.12.2020 подтверждается, что жилое помещение площадью 47,40 кв.м. по адресу: г. Тюмень, ул. Боровская, д. 8, кв. 3 (кадастровый номер 72:23:0432002:7273) принадлежало на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (ИНН 2700000056) с 20.02.2004.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц деятельность ФГУП "Дальневосточная железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" прекращена 20.05.2004.
Региональный оператор считает, что обязанным лицом по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении спорного помещения с мая 2015 года является Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника федерального имущества, функции по управлению федеральным имуществом
Многоквартирный дом, в состав которого входит спорное помещение, включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Тюменской области на 2015-2044 годы (распоряжение Правительства Тюменской области от 15.12.2014 N 2224-рп).
Поскольку уплата взносов на капитальный ремонт ответчиком не осуществлялась, Фонд направил ответчику МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО претензию N 01-17-20/0523 от 03.02.2021 с требованием об уплате взносов за период с мая 2015 года по сентябрь 2020 года (65 месяцев) в общей сумме 23107,50 руб., а также пени согласно приложенному к претензии расчету.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В частях 1 - 2 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включён в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - ЖК РФ в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанной нормы, у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу статьи 6.9 Закона Тюменской области от 05.07.2000 N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД возникает у собственников помещений в МКД по истечении четырёх календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включён этот МКД, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утверждённой региональной программы капитального ремонта, в которую включён этот дом, а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что в реестре федерального имущества, учёт которого возложен на Межрегиональное территориальное управление, отсутствуют сведения в отношении квартиры, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Боровская, д. 8, кв. 3., имущество, находящееся в его пользовании (спорное жилое помещение) должно учитываться в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. При этом надлежащим ответчиком является ОАО "РЖД", поскольку в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создан единый хозяйствующий субъект ОАО "РЖД", путём изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО "РЖД".
В силу части 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 214 Кодекса).
В соответствии со статьёй 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из толкования приведенных норм права следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закреплённое за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Следовательно, в отношении имущества публично-правового образования не закрепленного за конкретным юридическим лицом, возмещение затрат на его содержание осуществляется тем публичным органом, которому переданы полномочия по управлению имуществом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" учёт федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющих государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Росимуществе (далее - Постановление N 432).
Согласно пункту 5.3 Положения N 432 Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 6.8 Постановления N 432 Росимущество вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.09.2008 N 281 утверждена схема размещения территориальных органов Росимущества.
Приказом Росимущества от 30.04.2009 N 122 созданы Территориальные управления Росимущества в Тюменской области, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 N 466, Межрегиональное территориальное управление осуществляет полномочия собственника федерального имущества, функции по управлению федеральным имуществом.
Таким образом, учёт имущество осуществляется по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах, то есть МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО.
По информации ОАО "РЖД" со ссылкой на сведения службы управления имуществом Дальневосточной железной дороги (письмо от 01.06.2021 N 1859/ДВОСТ НРИ) при формировании активов в уставный капитал ОАО "РЖД" по состоянию на 30.09.2003 спорный объект не был включён по причине отсутствия его в перечнях объектов, используемых предприятиями железнодорожного транспорта, а также перечнях объектов, закрепленных на правах оперативного управления.
Таким образом, указанное жилое помещение в уставный капитал ОАО "РЖД" (в границах Дальневосточной железной дороги) не внесен, на балансе подразделений ОАО "РЖД" в границах Дальневосточной железной дороги не числится.
Согласно письму от 30.07.2021 N 44-06-5152/21 (л.д. 100) Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в реестр муниципального имущества города Тюмени жилое помещение, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Боровская, д. 8 кв. 3, не включено, муниципальной собственностью города Тюмени не являлось и не является.
На основании изложенного, отсутствие спорного жилого помещения в реестре федеральной собственности не освобождает от обязанности по оплате капитальных взносов за спорный период, а МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО является надлежащим ответчиком по делу.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьёй 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
По правилам пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
С настоящим иском в суд Фонд обратился 18.02.2021, что послужило основанием для вывода суда о применении срока исковой давности и отказе в удовлетворении иска в части требований до 18.01.2018.
Учитывая, что оплата взносов на капитальный ремонт ответчиком не произведена, исковые требования удовлетворены в сумме 11 731,50 руб. за период с января 2018 года по сентябрь 2020 года.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведённой в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
При этом, вопреки доводам ответчика, не направление платёжных документов не исключает начисления пени за просрочку внесения взносов на капитальный ремонт, обязанность уплаты которых установлена законом.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2641/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2641/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРЕ, ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: АО "РЖД", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, МТУ Росимущества в хабаровском крае и Еврейской автономной области, ОАО Филиал "РЖД" Дальневосточная железная дорога