г. Киров |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А31-9962/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кононова П.И.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Костромы "Костромагорводоканал"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.09.2021 (резолютивная часть вынесена 07.09.2021) по делу N А31-9962/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Костромы "Костромагорводоканал"
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 N 05-13-2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Костромы "Костромагорводоканал" (далее - заявитель, МУП г. Костромы "Костромагорводоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 29.06.2021 N 05-13-2021, в соответствии с которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.09.2021 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований заявителя отказано.
14.09.2021 судом по ходатайству Предприятия изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, постановление Инспекции признать незаконным и отменить. Предприятие полагает, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку водоснабжение домов осуществляется им через сети, которые в установленном действующим законодательством порядке в хозяйственное ведение Предприятия не передавались. Кроме того заявитель указывает на то, что имеется неясность и неопределённость относительно даты совершения административного правонарушения. Поскольку факт совершения административного правонарушения выявлен 14.03.2021, протокол по делу об административном правонарушении составлен с нарушением установленного законом срока.
Более подробно доводы Предприятия изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возразила против доводов заявителя жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, не усматривает правовых оснований для его отмены и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 23.04.2021 по 07.05.2021 консультантом отдела контроля предоставления коммунальных услуг Государственной жилищной Инспекции Костромской области Гасиловым М.Н. в отношении МУП г. Костромы "Костромагорводоканал", проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области от 21.04.2021 N 592. Основанием для проведения проверки послужило обращение вх. N ЭП-02-17/17/645 от 29.03.2021. В ходе данного мероприятия выявлено нарушение Предприятием требований пункта 1 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в отсутствии холодного водоснабжения в многоквартирных домах по адресам: Костромская область, г. Кострома, ул. Гидростроительная, д. 24, 26.
Указанное обстоятельство отражено в акте проверки N 29-13 от 07.05.2021, Предприятию выдано предписание от 07.05.2021 N 02-13 об устранении выявленных нарушений.
13.05.2021 уполномоченным должностным лицом Инспекции составлен протокол N 05-13 об административном правонарушении, которым нарушение МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ.
29.06.2021 заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области Барабошкина Т.Р. вынесла постановление N 05-13-2021 о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии Предприятия события и состава вмененного ему административного правонарушения, а также отсутствия существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ арбитражный суд не усмотрел.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (статьи 2.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ). Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ. В отсутствие, а равно при недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
При этом, исходя из положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления. Действия (бездействие) по нарушению нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - непосредственных получателей этих услуг.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать населению установленный законодательством уровень потребления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 названных Правил коммунальной услугой признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме. К числу коммунальных ресурсов отнесена, в том числе, и холодная вода. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Ресурсоснабжающей организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к Правилам; в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, также приведенным в приложении N 1 (подпункты в, г пункта 3 Правил N 354).
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды - 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Факт нарушения Предприятием подачи режима подачи холодной воды по адресам: Костромская область, г. Кострома, ул. Гидростроительная, д. 24, 26, установлен административным органом и судом первой инстанции, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
На основании подпункта ж пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из материалов настоящего дела следует, что Предприятие определено гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории города Костромы на основании постановления Администрации города Костромы от 26.03.2013 N 328. На МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" возложено обеспечение функций гарантирующей организации на территории города Костромы в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Многоквартирный дом N 24 по ул. Гидростроительная города Костромы (далее - МКД N 24) на основании договора управления от 03.07.2019 находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Система-Мастер", имеющего лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 07.11.2017 N44-000100. 25.05.2018 данной управляющей организацией с МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" заключен договор водоснабжения и водоотведения N 2355, согласно которому Предприятие обязано оказывать услугу по водоснабжению МКД N 24.
Многоквартирный дом N 26 по ул. Гидростроительная города Костромы (далее - МКД N 26) на основании договора управления от 21.04.2013 находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис", имеющего лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 17.04.2015 N 44-000029. Между обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилсервис" и МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.03.2014 N 0627, согласно которому Предприятие обязано оказывать услугу по водоснабжению МКД N 26.
Согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, ресурсоснабжающей организацией по оказанию услуги холодное водоснабжение для домов N N 24, 26 по ул. Гидростроительная города Костромы является МУП г. Костромы "Костромагорводоканал".
Обеспечение МКД N N 24, 26 холодной водой осуществляется по 8 водоводам, выполненным без водопроводного колодца.
В этой связи с учетом приведенных выше нормативных положений и условий договоров водоснабжения и водоотведения Предприятие по отношению к собственникам помещений указанных жилых домов является исполнителем коммунальной услуги, несущим ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса до внешней границы внутридомовых сетей.
29.03.2021 в Инспекцию поступило обращение Соколовой Н.А., проживающей по адресу г. Кострома, ул. Гидростроительная, д. 24, кв. 2, по вопросу замерзшей воды в трубах домов 24, 26 по ул. Гидростроительная г. Костромы.
В ходе проведения выездной проверки в отношении Предприятия уполномоченным должностным лицом Инспекции установлено, что 23.04.2021 водоснабжение МКД N 24 на границе балансовой ответственности отсутствовало полностью, в МКД N 26 водоснабжение на границе балансовой ответственности отсутствовало в первом подъезде.
Согласно акту проверки от 07.05.2021 на момент окончания проверки водоснабжение домов не восстановлено.
Факт сверхнормативного отсутствия холодного водоснабжения в многоквартирных жилых домах по указанным выше адресам подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе актом проверки от 07.05.2021, протоколом об административном правонарушении от 13.05.2021 N 05-13 и свидетельствует о наличии в деянии Предприятия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Предприятия от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, а также факт наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при установленном правовом регулировании рассматриваемых правоотношений не имеется.
Процедура привлечения Предприятия к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
В апелляционной жалобе Предприятие указывает, что не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку водоснабжение спорных домов осуществляется им через сети, которые в установленном действующим законодательством порядке в хозяйственное ведение Предприятия не передавались.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данный довод заявителя жалобы подлежит отклонению, поскольку отсутствие на балансе заявителя сетей водоснабжения не снимает с него ответственности за ненадлежащее оказание услуги. Согласно условиям договоров от 25.03.2014 и 25.05.2018, заключенных с управляющими организациями заявитель обязан обеспечивать бесперебойную поставку холодной воды в спорные МКД и соблюдать установленный режим ее поставки. Кроме того, получая плату за оказание услуги по поставке холодного водоснабжения, Предприятие имело экономическую возможность для соблюдения необходимого качества и режима предоставления данной коммунальной услуги, однако не приняло для этого все зависящие от него меры.
Заявитель апелляционной жалобы указывает также на то, что имеется неясность и неопределённость относительно даты совершения административного правонарушения. Предприятие полагает, что поскольку факт совершения административного правонарушения выявлен 14.03.2021, протокол по делу об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как несостоятельный, поскольку, нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по водоснабжению имело место на момент обращения гражданки Соколовой Н.А. (29.03.2021) и на момент проведения проверки (07.05.2021). Протокол об административном правонарушении в отношении Предприятия составлен непосредственно после окончания проведения проверки (13.05.2021).
Согласно части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Между тем сроки, предусмотренные названной нормой КоАП РФ, являются процедурными, а не пресекательными, поскольку материально-правовые последствия пропуска этих сроков Кодексом не определены. Само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт совершенного правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении в отношении Предприятия составлен и постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности применительно к административному правонарушению, предусмотренному статьей 7.23 КоАП РФ, посягающему на права потребителей, составляет один год со дня его совершения (07.05.2021).
Предусмотренные статьями 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ основания для освобождения Предприятия от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, а также для замены назначенного административного наказания виде штрафа на предупреждение апелляционным судом не установлены, на наличие таковых МУП г. Костромы "Костромагорводоканал" в жалобе не ссылается.
Доводы апелляционной жалобы заявителя проверены апелляционным судом, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда толкованию норм права и оценке фактических обстоятельств дела.
В связи с вышеизложенным решение Арбитражного суда Костромской области от 14.09.2021 (резолютивная часть вынесена 07.09.2021) по делу N А31-9962/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Предприятия - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.09.2021 (резолютивная часть вынесена 07.09.2021) по делу N А31-9962/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Костромы "Костромагорводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Костромской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-9962/2021
Истец: МУП ГОРОДА КОСТРОМЫ "КОСТРОМАГОРВОДОКАНАЛ"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Костромской области