г. Пермь |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А60-28470/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя, Козяр Д.А., действующего по доверенности N 3 от 31.12.2020, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,акционерного общества "Регионгаз-Инвест",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 августа 2021 года
по делу N А60-28470/2021
по заявлению акционерного общества "Регионгаз-Инвест" (ИНН 6659075136, ОГРН 1026602949251)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании незаконным предписания от 26.05.2021 N 29-51-41-47,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Регионгаз-Инвест" (далее - заявитель, АО "Регионгаз-Инвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным предписания от 26.05.2021 N 29-51-41-47.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе АО "Регионгаз-Инвест" указывает, что обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется ООО "УК Жилсервис-2", в функционал которого входит управление многоквартирным домом по адресу г. Тавда, ул. 9 Января, дом 89, из чего следует, что ответственность за обеспечение температурного режима ГВС непосредственно во внутридомовых сетях и в квартирах несет управляющая компания, оказывающая услугу по содержанию внутридомовых инженерных систем в доме. АО "Регионгаз-инвест" обслуживание внутридомовых инженерных систем дома не осуществляет, управляющей организацией не является. Отмечает, МУП ТГО "Тавдинские инженерные системы" обязано обеспечить (сохранить) параметры качества ГВС, полученные от котельной на входе в тепловую сеть до передачи ее потребителям (в данном случае до стены дома под управлением управляющей компании - ООО "УК Жилсервис-2"). Между тем отбор проб на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей между АО "Регионгаз-инвест" и МУП ТГО "Тавдинские инженерные системы" не проводился, следовательно, материалы административного дела не содержат доказательств наличия вины АО "Регионгаз-инвест" в выявленном нарушении санитарно-эпидемиологических требований к качеству горячей воды. Полагает, причина несоответствия температуры ГВС нормативной связана с неудовлетворительным состоянием тепловых сетей, принадлежащих теплосетевой организации - МУП ТГО "Тавдинские инженерные системы". Вмешиваться в технологический процесс по передаче тепловой энергии теплосетевой организации, а также повышать температуру ГВС при выходе с котельной сверх нормативной, АО "Регионгаз-инвест" не в праве.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заинтересованное лицо возражает против доводов общества, находя их несостоятельными, неподлежащими удовлетворению.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 24.05.2021 по 26.05.2021 на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 14.05.2021 N 29-21-38-47 проведена проверка в отношении АО "Регионгаз-Инвест" на предмет выполнения п. 1 ранее выданного предписания от 26.03.2021 N 29-21-41-18.
В ходе проведения проверки установлено, АО "Регионгаз-инвест" не выполнен пункт 1 предписания от 26.03.2021 N 29-21-41-18 (срок устранения установлен до 01.05.2021), а именно: обследована квартира N 28 (расположенная на пятом этаже) по ул. 9 Января, д. 89 в г. Тавда Свердловской области: произведены замеры температуры горячей воды в точке водоразбора при применяемой системе теплоснабжения, по показаниям измерительного прибора (термометр цифровой "Testo 104", заводской N 35743573, свидетельство о поверке N 1352840 действительно до 15.10.2021, далее - измерительный прибор "Testo 104"), при пропускании воды в течение 3 мин. в ванной комнате температура воды составляет плюс 49,7°С. В подвальном помещении на вводе в дом системы горячего водоснабжения произведены замеры температуры горячего водоснабжения, по показаниям измерительного прибора "Testo 104", при пропускании воды в течение 3 мин. температура воды составляет плюс 55,6°С.
Причина низкой температуры горячего водоснабжения не выявлена и не устранена.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.05.2021 N 29-21-40-47, вынесено предписание от 26.05.2021 N 29-51-41-47, в соответствии с которым Департамент обязал общество выявить и устранить причину низкой температуры горячего водоснабжения. Коммунальную услугу по горячему водоснабжению по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 9 Января, д. 89 предоставлять в пределах действующих нормативов в срок до 01.10.2021.
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, АО "Регионгаз-Инвест" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, в совокупности с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1, 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354:
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме;
к коммунальным ресурсам относятся в том числе холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме;
исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил, то есть в том числе ресурсоснабжающие организации (подпункт "в" пункта 9).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, АО "Регионгаз-инвест" является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 9 Января, д. 89 на основании публичной оферты от 01.09.2012.
Согласно пункту 13.1.1 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения (публичная оферта) АО "Регионгаз-инвест" обязуется поставлять потребителю тепловую энергию и/или горячую воду в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящим Договором.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, в соответствии договором и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах АО "Регионгаз-инвест" является лицом, ответственным за качественное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам/пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Тавда, ул. 9 Января, д. 89.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя России от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, АО "Регионгаз-инвест" обязано обеспечить на вводе в дом такую температуру и давление теплоносителя, которые бы обеспечили получение потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 5 приложения N 1 к Правилам N 354 требованием к качеству горячего водоснабжения относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Данные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов, в их числе Legionella Pneumophila, а также на предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды (решение Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394).
Департаментом в ходе проверки установлено, что в квартире N 28 по ул. 9 Января, д. 89 в г. Тавда Свердловской области температура горячей воды в точке водоразбора при применяемой системе теплоснабжения, по показаниям измерительного прибора (термометр цифровой "Testo 104", заводской N 35743573, свидетельство о поверке N 1352840 действительно до 15.10.2021, далее - измерительный прибор "Testo 104"), при пропускании воды в течение 3 мин. в ванной комнате температура воды составляет плюс 49,7°С.
Доводам заявителя о том, что нарушение качества предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению связано с техническим состоянием внутридомовых сетей ГВС, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований с ней не согласиться апелляционный суд не находит. Так, специалистом Департамента в ходе проведения проверки установлено, что в подвальном помещении на вводе в дом системы горячего водоснабжения температура горячего водоснабжения, по показаниям измерительного прибора "Testo 104", при пропускании воды в течение 3 мин. температура воды составляет плюс 55,6°С. Что свидетельствует о несоблюдении АО "Регионгазинвест" требований, предъявляемым к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором теплоснабжения (публичная оферта).
В соответствии с пунктом 124(2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, параметры качества теплоснабжения, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и давление теплоносителя в подающем трубопроводе.
Кроме того, ссылка апеллянта на ненадлежащее исполнение МУП "Тавдинские инженерные системы" также отклоняется апелляционным судом.
Как указано выше, согласно подпункту "б" пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение - есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом, также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Правила N 354 не исключают распространение своего действия на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы.
В порядке пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, АО "Регионгаз-инвест" как лицо, осуществляющее предоставление коммунальных услуг, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Несоблюдение МУП "Тавдинские инженерные системы" договорных отношений с АО "Регионгаз-инвест" является гражданско-правовым спором между хозяйствующими субъектами и не относятся к компетенции надзорных органов, в том числе департамента, и подлежат решению исключительно в претензионном и (или) судебном порядке за рамками настоящего спора.
Поскольку обществом не принято всех необходимых мер для предоставления потребителям коммунальных услуг ненадлежащего качества, выдача обществу предписания от 26.05.2021 N 29-51-41-47 об устранении выявленных нарушений полностью соответствует действующему законодательству (ЖК РФ, Правилам N 354).
Оценив содержание оспариваемого предписания, суд первой инстанции правильно установил, что в предписании отражены выявленные нарушения, указанные факты имеют непосредственное отношение к предмету проверки, содержащиеся в предписании формулировки, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит. Оспариваемое предписание содержит срок исполнения, является исполнимым и направлено на устранение нарушения, выявленного при проведении внеплановой проверки.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно возлагая на общество обязанность устранить выявленные нарушения жилищного законодательства.
Поскольку совокупность оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого предписания недействительным не установлена, требования заявителя правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2021 года по делу N А60-28470/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Регионгаз-Инвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28470/2021
Истец: АО "РЕГИОНГАЗ-ИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ