город Омск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А46-8990/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11760/2021) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8990/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буланову Казбеку Ильяшевичу (ИНН 553400575029, ОГРНИП 310550913900079) о взыскании 500 613 руб. 11 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич, по доверенности от 14.01.2021 N 89 сроком действия 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - министерство, Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Буланову Казбеку Ильяшевичу (далее - предприниматель, ИП глава КФХ Буланов К.И., заинтересованное лицо) о взыскании 500 613 руб. 11 коп., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8990/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой КФХ Булановым К.И. не достигнуты показатели результативности, предусмотренные Приложением N 1 к соглашению, пунктом 22.1 Постановления Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (далее - Порядок), а именно, согласно предоставленному в Министерство отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 1 января 2021 года фактически создано только 2 новых рабочих места, прирост объема сельскохозяйственной продукции фактически составил отклонение от планового значения - минус 15,57 процента. Недостижения главой КФХ показателей результативности в силу пункта 27 Порядка влечет возврат гранта на развитие фермы в размере, пропорционально невыполненным показателям.
Отзыв на жалобу не представлен.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя министерства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (Порядок).
Порядком определяетсч цель предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм, критерии отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов, условия и порядок предоставления грантов, а также возврата остатков средств гранта, не использованных в течение 24 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
На основании заявки предпринимателя от 18.08.2017 (л. д. 24-27) между министерством и ИП главой КФХ Булановым К.И. заключено соглашение N 10-СЖФ (далее - Соглашение), о предоставлении из областного бюджета в 2017 году гранта на развитие семейных животноводческих ферм в общей сумме 2 047 200 руб. (л. д. 11-17).
Разделом 3 Соглашения определены условия предоставления субсидий.
Согласие получателя на осуществление главным распорядителем средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункт 3.1).
Запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных Правилами предоставления субсидии (пункт 3.2).
Пунктом 3.3 Соглашения предусмотрено направление расходов:
1) Корова молочная - 20 гол.;
2) Трактор МТЗ - 1 шт.;
3) Доска не обрезная 50 - 20 куб.;
4) Доска не обрезная 25 - 30 куб.;
5) КУН (погрузчик кормов) - 1 шт.;
6) Профиастил -100 листов;
7) Молоковоз УАЗ с прицепом - 1 шт.;
8) Доильная вакуумная установка - 1 шт.
Достижение конкретных показателей результативности определяется в соответствии с Правилами предоставления субсидий и Соглашением (пункт 3.4 Соглашения).
Пунктом 5.3.2 Соглашения предусмотрено, что в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, получатель обязуется вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения.
Пунктами 6.1, 6.3 Соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления о возврате субсидии (части субсидии), в соответствии с Правилами предоставления субсидии.
В силу пункта 7.2 Соглашение вступает в силу после его заключения сторонами и действует до 26.09.2022.
Приложением N 1 к Соглашению предусмотрено показатели результативности, согласно которым по критерию "Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших грантовую поддержку в году получения гранта" плановое значение показателя результативности должно составить - 3; по критерию "Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку (по отношению к предыдущему году)" плановое значение показателя результативности должно составить 10 процентов (л. д. 17).
10.10.2017 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению, согласно которому, в том числе, приложение N 1 изложено в следующей редакции (изменена формулировка наименования показателей результативности):
- "Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки" плановое значение показателя результативности должно составить - 3;
- по критерию "Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году" плановое значение показателя результативности должно составить 10 процентов.
Также внесены изменения в юридические адреса и платежные реквизиты сторон.
Согласно представленному в Министерство отчету о достижении значений показателей результативности по состоянию на 01 января 2021 года: 1) фактически создано 2 новых рабочих места; 2) прирост объема сельскохозяйственной продукции фактически составил отклонение от планового значения - (минус) 15,57%.
Полагая, что главой КФХ Булановым К.И. нарушено условие представления гранта, а именно, не достигнуты значения показателей результативности, в адрес главы КФХ Буланова К.И. было направлено уведомление от 04.03.2021 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм в соответствующей части.
Так как денежные средства главой КФХ Булановым К.И. не были возвращены в установленный срок, Министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его изменения или отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 26.09.2017 N 10-СЖФ на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 2 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (Порядок).
Согласно пункту 22.1 Порядка показателями результативности являются:
1. прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в КФХ (процентов);
2. количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц).
Приложением N 1 к Соглашению (с учетом дополнительного соглашения от 10.10.2017 N 1) предусмотрены показатели результативности, согласно которым:
- "Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки" плановое значение показателя результативности должно составить - 3;
- по критерию "Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, получившими средства государственной поддержки, к году, предшествующему году" плановое значение показателя результативности должно составить 10 процентов.
Пунктом 5.3.2 Соглашения предусмотрено, что в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, получатель обязуется вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего соглашения.
Из искового заявления министерства следует, что в основу вывода о недостижении показателей результативности был положен отчет главы КФХ Буланова К.И., представленный по состоянию на 01 января 2021 года, согласно которому:
1) фактически создано 2 новых рабочих места;
2) прирост объема сельскохозяйственной продукции фактически составил отклонение от планового значения - (минус) 15,57%.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении требований министерства было правомерно отказано с учетом следующего.
Как было выше сказано, пунктом 7.2 Соглашения предусмотрено, что оно вступает в силу после его заключения сторонами и действует до 26.09.2022.
Каких-либо положений о том, что 2 новых рабочих места должны быть созданы получателем гранта по состоянию на конкретную дату ни Соглашение, ни Порядок не содержат.
При таких обстоятельствах, суд исходит из того, что глава КФХ вправе исполнить условие о создании 2 новых рабочих мест до момента окончания действия Соглашения (до 26.09.2022).
Суд апелляционной инстанции также расценивает в качестве недоказанного второе основание (недостижение показателя прироста объема сельскохозяйственной продукции), исходя из того, что именно на министерстве как на административном органе лежит обязанность по доказыванию неисполнения условий получения субсидии.
В материалы дела не представлен бизнес-план получателя гранта, проверка соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренная пунктом 3.1 Соглашения, пунктом 23 Порядка, не проводилась (об обратном не заявлено), соответственно, в материалы дела не представлен акта проверки. Требования министерства построены исключительно на отчете главы КФХ.
При указанных обстоятельствах суд лишен возможности оценить и проверить обстоятельства достижения либо недостижения ответчиком показателя результативности по приросту объема сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, Министерством не доказан факт несоблюдения ответчиком условий предоставления субсидии, данные отчета не проверены, фактические обстоятельства достоверно не установлены.
Кроме того, в материалы дела ответчиком были представлены документы (МСКТ стандартное исследование органов грудной клетки, цифровой рентгенографии органов грудной полости в одной проекции, свидетельства о смерти), свидетельствующие о том, что в 2020 году Буланов К.И. не мог уделять развитию семейной животноводческой фермы внимания в объеме, необходимом для достижения значений показателей результативности, так как члены семьи ответчика в 2020 году имели диагноз и длительное время проходили лечение болезни, вызванной новой коронавирусной инфекцией, один из членов семьи скончался в результате болезни.
При этом, ответчик указывает и истец не оспаривает, что в истекшем периоде 2021 года прирост объема сельскохозяйственной продукции превышает 10%.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются судом по причине освобождения министерства от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2021 по делу N А46-8990/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8990/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Буланов Казбек Ильяшевич