г. Саратов |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А06-5529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клинлюкс" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 сентября 2021 года по делу N А06-5529/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клинлюкс" (г.Астрахань, ул. Дзержинского, д. 171, кв. 2; ОГРН 1173025002226, ИНН 3023018962)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г.Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47; ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410)
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28.05.2021 N 030/04/7.32-523/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Клинлюкс" (далее - ООО "Клинлюкс", Общество) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Астраханской области от 28.05.2021 N 030/04/7.32-523/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 10.09.2021 по делу N А06-5529/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Клинлюкс" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения к административной ответственности ООО "Клинлюкс" явился факт изменения сторонами государственного контракта - ООО "Клинлюкс" (Поставщик) и ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница им. Г.В. Храповой" (Заказчик) срока поставки товара по государственному контракту от 02.11.2020 N 0825000007200002220001 на поставку модульного фельдшерско-акушерского пункта (ИКЗ 202301000299730100100101870012511244) без обоснования такого изменения, путем заключения дополнительного соглашения от 30.12.2020 к государственному контракту.
Указанные обстоятельства повлекли нарушения части 2 статьи 34, части 1 статьи 95, части 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Данные действия юридического лица квалифицированы УФАС по Астраханско области по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Астраханской области от 28.05.2021 N 030/04/7.32-523/2021 ООО "Клинлюкс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Оспаривая постановление административного органа, ООО "Клинлюкс" указывает на то, что нарушена процедура привлечения Общества к ответственности - Общество не уведомлено надлежащим образом о дате составления протокола об административном правонарушении и о дате рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, заявитель просит снизить размер назначенного административного наказания до 100 000 руб. в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ для признания оспариваемого постановления незаконным.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения решения УФАС по Астраханской области от 05.03.2021 N 030/06/95-311/2021 и материалов, переданных инспекцией УФАС по Астраханской области по итогам проведения внеплановой проверки заказчика на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе на основании обращения ООО "Клинлюкс" (от 19.02.2021 вх.N 1489), в отношении юридического лица - ООО "Клинлюкс" по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ было возбуждено административное производство.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией;
8) если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений;
9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта;
10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
02.11.2020 между ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница им. Г.В.Храповой" (Заказчик) и ООО "Клинлюкс" (Поставщик) заключен государственный контракт N 0825000007200002220001 на поставку модульного фельдшерско-акушерского пункта (ИКЗ 202301000299730100100101870012511244) (далее также - Контракт). Цепа Контракта составила 5 918 272 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку модульного фельдшерско-акушерского пункта (фирменное наименование, торговая марка производителя (при наличии), (ПД - 25.11.10. ООО) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке в месте поставки, сборке, установке, монтажу, наладке, вводу в эксплуатацию, обучению правилам эксплуатации и инструктажу лиц, осуществляющих использование и обслуживание Товара в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной до производителя (изготовителя) Товара (далее - Услуги), а Заказчик обязуется сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по следующим адресам:
- Астраханская область, Харабалинский район, с. Речное, ул. Аристова, д. 4;
- Астраханская область, Харабалинский район, с. Чапчачи, ул.Железнодоржная, д. 58а.
В силу пункта 5.1 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в место поставки на условиях, предусмотренных разделом 1 Контракта, в срок с даты заключения Контракта в течение 60 календарных дней. Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Товара направляет письменное или по электрон адрес Заказчика уведомление о времени поставки Товара.
Пунктом 11.10 Контракта установлено, что изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением следующих случаев:
- по соглашению Сторон цена Контракта может быть снижена без изменения предусмотренного Контрактом количества Товара, качества поставляемого Товара и иных условий Контракта;
- в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, зависящие от Сторон Контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;
- по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
Однако 30.12.2020 Стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к контракту от 02.11.2020 N 08255000007200002220001 (далее также - Дополнительное соглашение) об изменении срока поставки модульного фельдшерско-акушерского пункта, а именно вместо установленного в пункта 5.1 Контракта срока поставки Товара с даты заключения Контракта в течение 60 календарных дней, дополнительным с установлен иной срок поставки Товара: с даты заключения Контракта в 75 календарных дней.
Согласно пункту 11.1 Дополнительного соглашения срок поставки товара по Контракту продлен до 15.01.2021.
При проведении проверки представитель Заказчика пояснил, что решение об изменении срока оказания услуг по поставке модульного фельдшерско-акушерского пункта принято в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и неблагоприятной обстановкой в регионе.
Частью 65 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако решение об изменении срока выполнения работ по указанному Контракту высшим исполнительным органом Астраханской области не выносилось.
При этом в тексте Дополнительного соглашения изменение срока поставки товара обусловлено следующим образом: "В связи с неблагоприятными погодными условиями, существенно ограниченной логистикой, что затрудняет исполнение обязательств по тракту Стороны решили...".
Однако указанные обстоятельства также не являются основанием для изменения существенных условий Контракта.
Таким образом, Стороны, изменив 30.12.2020 дополнительным соглашением N 1 к контракту от 02.11.2020 N 08255000007200002220001 срок поставки товара по Контракту без обоснования такого изменения, нарушили часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 и часть 65 статьи 112 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Из вышеизложенного следует, что в действиях ООО "Клинлюкс", выразившихся в заключении 30.12.2020 дополнительного соглашения N 1 к контракту от 02.11.2020 N 08255000007200002220001, которым был изменен срок поставки товара по Контракту без обоснования такого изменения, что нарушает часть 2 статьи 34, часть 1 статьи 95 и часть 65 статьи 112 Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, предусмотренный 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Доводы ООО "Клинлюкс" о нарушении УФАС по Астраханской области порядка привлечения Общества к административной ответственности, выразившегося в том, что Общество не уведомлено надлежащим образом о дате составления протокола об административном правонарушении, а также о дате рассмотрения дела об административном правонарушении, судебной коллегией отклоняются.
Административным законодательством установлен процессуальный порядок производства по делу об административном правонарушении.
Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.2 КоАП предусмотрено, что протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса, не может быть использован в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания протокола в протоколе делается соответствующая запись.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если указанное лицо извещено в установленном порядке.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
В то же время в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 10 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины его неявки уважительными.
Пунктом 24 указанного Постановления также установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Цель извещения состоит в том, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, имело точное представление о времени и месте его рассмотрения, а также реальную временную возможность обеспечить явку своего представителя (защитника). Риски признания уведомления надлежащим лежат на административном органе.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что он не был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку отправка уведомлений о дате составления протокола об административном правонарушении, а также определения о дате рассмотрения дела об административном правонарушении производилась не по юридическому адресу Общества, отклоняются апелляционной коллегией, исходя из следующего.
Адрес юридического лица (его постоянно действующего исполнительного органа) служит для осуществления связи с этим юридическим лицом и отражается в ЕГРЮЛ (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "Клинлюкс" является: 414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д. 171, кв.2 (т.д. 1, л.д. 14-21).
Уведомление от 14.04.2021 N А04-2930 о том, что составление протокола об административном правонарушении (т.д. 1, л.д. 115), предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, состоится 12.05.2021 в 14 час. 30 мин., направлено ООО "Клинлюкс" 14.04.2021 заказной корреспонденцией по юридическому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д. 171, кв. 2) заказной корреспонденцией, что подтверждается почтовым реестром и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80089159521563 (т.д.1, л.д. 116-118).
Согласно сведениям с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80089159521563 было направлено по юридическому адресу ООО "Клинлюкс" 14.04.2021 и прибыло в место вручения 15.04.2021. 15.04.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения, 24.04.2021 почтовое отправление возвращено отправителю из-за отсутствия адресата.
Уведомление от 28.04.2021 N А04-3243 о том, что составление протокола об административном правонарушении (т.д. 1, л.д. 120), предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, состоится 12.05.2021 в 14 час. 30 мин., направлено 28.04.2021 ООО "Клинлюкс" заказной корреспонденцией по юридическому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д. 171, кв. 2), по почтовому адресу Общества (414015, Астраханская область, г.Астрахань, ул. Тургенева/ ул. Адмиралтейская, д. 10/14, литер АА2, офис 413Б), а также по адресу директора ООО "Клинлюкс" Карапетяну А.О. (414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 64, корп. 1, кв. 79), что подтверждается почтовым реестром и отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификаторами N 80096859199008, N 80096859198995, N 80096859198988 (т.д.1, л.д. 121-125).
В соответствии со сведениями с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80096859199008 было направлено по юридическому адресу ООО "Клинлюкс" (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д.171, кв. 2) 28.04.2021 и прибыло в место вручения 29.04.2021; 30.04.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 11.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
Согласно сведениям с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80096859198988 было направлено по почтовому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Тургенева/ ул. Адмиралтейская, д. 10/14, литер АА2, офис 413Б) 28.04.2021 и прибыло в место вручения 29.04.2021; 30.04.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 07.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
В соответствии со сведениями с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80096859198995 было направлено директору ООО "Клинлюкс" Карапетяну А.О. (414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 64, корп. 1, кв. 79) 18.04.2021 и прибыло в место вручения 29.04.2021; 07.05.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 08.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
Определение от 13.05.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 030/04/7.32-523/2021 (т.д. 1, л.д. 140), предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, согласно которому Обществу необходимо обеспечить явку представителя в УФАС по Астраханской области 28.05.2021 в 10 час. 00 мин., направлено ООО "Клинлюкс" заказной корреспонденцией по юридическому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д.171, кв. 2), по почтовому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Тургенева/ ул. Адмиралтейская, д. 10/14, литер АА2, офис 413Б), а также по адресу директора ООО "Клинлюкс" Карапетяну А.О. (414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 64, корп. 1, кв. 79), что подтверждается почтовым реестром и отчетами об отслеживании отправления с почтовым идентификаторами N 80087360832751, N 80087360832744, N 80087360832737 (т.д.1, л.д. 142-147).
Согласно сведениям с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80087360832751 было направлено по почтовому адресу ООО "Клинлюкс" (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дзержинского, д.171, кв. 2); 14.05.2021 и прибыло в место вручения 15.05.2021; 17.05.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 25.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
В соответствии со сведениями с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80087360832744 было направлено по почтовому адресу Общества (414015, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Тургенева/ ул. Адмиралтейская, д.10/14, литер АА2, офис 413Б) 14.05.2021 и прибыло в место вручения 15.05.2021; 17.05.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 25.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
Согласно сведениям с сайта Почты России почтовое отправление ШПИ N 80087360832737 было направлено директору ООО "Клинлюкс" Карапетяну А.О. (414024, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Дубровинского, д. 64, корп.1, кв.79) 18.04.2021 и прибыло в место вручения 15.05.2021; 17.05.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения; 24.05.2021 почтовое отправление возвращено отправителю.
В силу абзаца 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Отчеты об отслеживании почтовых отправлений, полученные с официального сайта Почты России являются надлежащими доказательствами извещения, используемые административным органом при проверке сведений о надлежащем извещении лица о месте и времени производства по делу об административном правонарушении. Информация о движении почтовых отправлений отображается для пользователей интернет-сервиса официального сайта Почты России.
Отклоняя доводы апеллянта о неправомерности однократной попытки вручения указанной выше почтовой корреспонденции и необоснованно краткосрочном хранении ее в почтовом отделении, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - ПОУПС).
Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п (далее Приказ - N 98-п), с целью повышения качества предоставления услуг по пересылке внутренних регистрируемых почтовых отправлений утвержден Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений". Настоящий Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (далее - Порядок) устанавливает требования к приему и вручению внутренних регистрируемых почтовых отправлений в объектах почтовой связи, а также по месту нахождения отправителей и адресатов почтовых отправлений.
Требования Порядка обязательны для исполнения филиалами ФГУП "Почта России" и их структурными подразделениями.
Согласно приложению N 2 Приказа N 98-п Приказ от 17.05.2012 N 114-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", признан утратившим силу.
Пунктом 10.3.1 Порядка предусмотрено, что общий порядок доставки почтовых отправлений почтальонами регламентирует Порядок оказания почтальонами услуг почтовой связи и сетевых услуг.
Согласно пунктам 10.3.2, 10.3.3, 10.3.4, 10.3.5, 10.3.6, 10.3.7, 10.3.8 Порядка доставке почтальоном по адресу, указанному на почтовом отправлении, подлежат:
- заказные уведомления о вручении;
- регистрируемая письменная корреспонденция (в том числе письма и бандероли 1-го класса) категорий "заказное" и "с объявленной ценностью" (в том числе пересылаемые с наложенным платежом);
Почтовые отправления, поступившие в объект почтовой связи до выхода почтальонов в доставку, передаются почтальонам и доставляются в день поступления.
Информация о результатах доставки должна быть внесена в ИС в день принятия отчета от почтальона.
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка в соответствии с ПОУПС письменная корреспонденция при невозможности ее вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранится в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен Договором. Срок хранения заказных уведомлений о вручении аналогичен сроку хранения письменной корреспонденции.
Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
На основании пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.
Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Согласно пунктам 11.9, 11.10 Порядка по истечении установленного срока хранения почтовые отправления возвращаются по обратному адресу, указанному на почтовом отправлении (если иное не предусмотрено договором с пользователем услугами почтовой связи).
Из указанного правового регулирования следует, что адресат корреспонденции вправе получить поступившую ему корреспонденцию в отделении почтовой связи в течение всего срока хранения, который применительно к рассматриваемой ситуации составлял 7 дней со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.
Из установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств следует, что на момент составления УФАС по Астраханской области протокола об административном правонарушении от 12.05.2021, а также вынесения постановления от 28.05.2021 N 030/04/7.32-523/202, срок хранения почтовых отправлений с идентификаторами N 80089159521563, N 80096859199008, N 80096859198995, N 80096859198988, N 80087360832751, N 80087360832744, N 80087360832737 (извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении) истек.
При этом, судебная коллегия отмечает, что соглассо Статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации установлены нерабочие праздничные дни в Российской Федерации, в том числе 1 мая - Праздник Весны и Труда, 9 мая - День Победы.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.". с 4 по 7 мая 2021 года включительно объявлены нерабочими для большинства граждан и организаций (за исключением, Почты России, в том числе), но не праздничными.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что АО "Почта России" не осуществляло деятельность в период с 4 по 7 мая 2021 года, в материалы дела не содержат.
Кроме этого, неудачная попытка вручения почтового отправления с идентификатором N 80096859198995 состоялась 07.05.2021, что свидетельствует о том, что в указанный день отделением почтовой связи деятельность осуществлялась.
При этом, как следует из сведений с сайта Почты России, почтовое отправление с идентификатором N 80096859198995 находилось в соответствующем почтовом отделении на хранении с 30.04.2021 до 08.05.2021, что составляет 7 дней (день поступления почтового отправления в почтовое отделение - 29.04.2021 и праздничный день - 01.05.2021 в указанный срок не входят).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Неполучение корреспонденции по месту нахождения организации, определенному согласно сведениям о его государственной регистрации, в связи с отсутствием по данному адресу или не совершение этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, все неблагоприятные последствия которого несет Общество.
Таким образом, антимонопольный орган выполнил требования о надлежащем уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административной ответственности, а также о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Обязанность по своевременному получению почтовой корреспонденции (процессуальных извещений) лежит исключительно на заявителе.
Санкция части 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
Не оспаривая факт совершения административного правонарушения, ООО "Клинлюкс" полагает, что имеются основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, то есть для снижения назначенного административного штрафа. Отклоняя указанный довод, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снижение назначенного административным органом штрафа является правом, а не обязанностью суда. При этом реализация данного права не должна осуществляться при отсутствии к тому необходимых предпосылок.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом избрана мера ответственности в отношении ООО "Клинлюкс", которая соответствует принципам юридической ответственности: законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, его тяжелого финансового положения либо нахождения в стадии банкротства, а также доказательств чрезмерного ограничения имущественных прав коммерческой организации, ограничения экономической свободы, права собственности, в случае взыскания либо уплаты им добровольно штрафа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения принятого решения.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 сентября 2021 года по делу N А06-5529/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5529/2021
Истец: ООО "Клинлюкс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области