г. Ессентуки |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А15-3401/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 24.11.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу объединения товарищества собственников жилья N 4 на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2021 по делу N А15-3401/2019 по заявлению объединения товарищества собственников жилья N4 (ОГРН 1050546001538) о признании недействительным постановления Администрации городского округа "город Кизилюрт" от 10.06.2019 N 177-П, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
объединение товарищества собственников жилья N 4 (далее - ОТСЖ N 4) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным постановления администрации городского округа "город Кизилюрт" от 10.06.2019 N 177- П (далее - администрация).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне заинтересованного лица МКУ "Управление жилищного хозяйства и благоустройства" МО "город Кизилюрт" и Государственная жилищная инспекция РД (далее - инспекция).
Решением суда от 23.07.2021 в удовлетворении заявления ОТСЖ N 4 о признании недействительным постановления администрации отказано.
В апелляционной жалобе ОТСЖ N 4 просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что собственниками помещений многоквартирных домов принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве которой определено ОТСЖ N 4. Апеллянт ссылается, что ненаправление отзыва, неявка администрации в суд первой инстанции, неисполнение ответчиком определений суда первой инстанции свидетельствует о признании исковых требований ОТСЖ N 4 со стороны администрации. Заявитель апелляционной жалобы также ссылается, что установленные обстоятельства в рамках дел NN А15-4604/2019, А15-1736/2019 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.05.2005 Межрайонная инспекция ФНС России N 8 по Республике Дагестан внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о создании юридического лица ОТСЖ N 4 путем реорганизации в форме слияния, присвоив ему ОГРН 1050546001538.
Государственная жилищная инспекция Республика Дагестан (далее - инспекция) в ходе выполнения надзорных мероприятий в г. Кизлюрте 29.03.2019 установила, что ОТСЖ N 4 не реализует управление двадцатью пятью многоквартирными домами и в пяти многоквартирных домах способ управления не выбран.
В соответствии с частями 4, 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации инспекция администрации МО "город Кизилюрт" по материалам дела N 677-19 выдала представление N 38882 о проведении мероприятий по отбору управляющей организации для 30 многоквартирного дома г. Кизилюрта согласно списку.
Также к представлению приобщен список 25 жилых домов, находящихся на техническом обслуживании ОТСЖ N 4, расположенных по адресу: г. Кизилюрт, ул. Г.Цадаса, NN 66, 68, 69, 69"а", 72, 72"а", 73, 74, 78, 78"а", 80, 82, 84, 86, 86а, 86б, 88, 88а, 92, 92а, 94, 94"а", 96, 98, 98"а", а также список 5 жилых домов, не выбравших способ управления в г. Кизилюрте, по адресу: ул. Гагарина, дом 66, ул. Гагарина, дом 66а, ПГТ Бавтугай, ул. Интернатская, дом 2, ул. Пролетарская, дом 12, ул. Пушкина, дом 7.
Во исполнение выданного инспекцией представления от 29.03.2019 N 38882 и на основании решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.01.2018, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 по делу N А15-4604/2017 администрация издала постановление от 10.06.2019 N 177-П "О проведении повторного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в ГО "город Кизилюрт", которым постановила:
1. МКУ "Управление жилищного хозяйства и благоустройства" администрации ГО "город Кизилюрт" провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: Республика Дагестан, г.Кизилюрт, ул. Г. Цадаса, дома N 66, 68, 69, 69"а", 72, 72"а", 73, 74, 78, 78"а", 80, 82, 84, 86, 86"а", 86"б", 88, 88"А", 92, 92"А", 94, 94"А", 96, 98, 98"а";
2. создать и утвердить состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации согласно приложению N 1;
3. утвердить конкурсную документацию для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в МО "город Кизилюрт" согласно приложению N 2;
4. разместить на официальном сайте МО "город Кизилюрт" в сети интернет, в ГИС ЖКХ и в газете "Кизилюртовские вести": извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в МО "город Кизилюрт", конкурсную документацию о проведении открытого конкурса, информацию о результатах проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в мО "город Кизилюрт";
5. данное постановление опубликовать в газете "Кизилюртовкие вести".
ОТСЖ N 4, не согласившись с постановлением администрации от 10.06.2019 N 177-П, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Ввиду части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Требование ОТСЖ N 4, мотивировано тем, что 27.11.2018 на территории жилых домов г. Кизилюрта по ул. Г.Цадасы N N 66, 66"а", 68, 69, 69"а", 72, 72"а", 73, 74, 76, 78, 78"а", 80, 82, 84, 86, 92, 92а, 94, 94"а", 96, 98, 98 "а" размещено объявление "О проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме" с датой проведения 06.12.2018, место проведения собрания - дворы домов.
04.12.2018, 05.12.2018, 06.12.2018, 07.12.2018 состоялись общие собрания собственников помещений в заочно-очной форме, в которых пунктом 4 повестки дня был поставлен вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом (МКД) согласно протоколу общего собрания делегатов жилых домов.
В соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений жилых домов N N 66, 68, 69, 69 "а", 72, 72"а", 73, 74, 78, 78"а", 80, 82, 84, 86, 86"а", 88, 86"б", 92, 92"а", 94, 94"а", 96, 98, 98"а" по ул. Г.Цадасы г. Кизилюрта от 04.12.2018, 05.12.2018, 06.12.2018, 07.12.2018 собственники помещений многоквартирных домов приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации определено ОТСЖ N 4.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Ввиду части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признании несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирном домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
При этом перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 6 правил N 1616 управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Республики дагестан от 23.01.2018 по делу N А15-4604/2017, вступившим в законную силу, возбужденному по заявлению ОТСЖ N 4 к администрации МО "город Кизилюрт", установлено, что правовой статус, в котором настоящее ОТСЖ N 4 осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами, не отвечает предусмотренным статьей 142 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 121- 123 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" признакам объединения двух или более ТСЖ (юридических лиц), и такая деятельность ОТСЖ N 4 решением суда признана незаконной. Представленные в материалы дела копии протоколов общих собраний жильцов не подтверждают принятие общими собраниями собственников помещений в спорных многоквартирных домах решения о передаче ОТСЖ N 4 управления многоквартирными домами.
Кроме того, производство по настоящему делу определением от 20.10.2020 приостанавливалось до принятия Арбитражным судом Республики Дагестан решения по делу N А15-2536/2020 и вступления его в законную силу.
Определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.10.2020 по делу N А15-3460/2020 арбитражное дело N А15-2536/2020 объединено в одно производство с арбитражным делом N А15-6508/2019, с присвоением объединенному делу N А15-6508/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.12.2020 по делу N А15-6508/2019, оставленным без изменения постановлениями Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.07.2021, в удовлетворении требований ОТСЖ N 4 о признании недействительным постановления администрации ГО "город Кзилюрт" от 14.11.2019 N 434-П "О проведении повторного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в ГО "город Кизилюрт", и недействительным представления Госжилинспекции Республики Дагестан от 29.03.2019 N 38882 в части проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами NN 66,68,69,69"а", 72, 72"а", 73, 74, 78,78"а", 80, 82, 84, 86, 92, 92а, 94, 94"а", 96, 98, 98"а" отказано.
Установленные судебным актом от 23.12.2020 по делу N А15-6508/2019 обстоятельства имеют преюдициальное значение по настоящему делу.
Вместе с тем из оспариваемого постановления в рамках настоящего спора видно, что основанием для вынесения администрацией постановления от 10.06.2019 N 177-П послужило вынесенное в ее адрес представление Госжилинспекции Республики Дагестан от 29.03.2019 N 38882, которым предписано администрации провести мероприятия по отбору управляющей организации для 30 многоквартирных домов (по списку) в связи с тем, что в ходе проведения контрольных мероприятий в г. Кизилюрте инспекция установила факт не осуществление ОТСЖ N 4 управление 25-ью многоквартирными дома и в 5-ти многоквартирных домах не выбран способ управления.
Также решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.01.2018 по делу N А15-4604/2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018, отказано в удовлетворении заявления ОТСЖ N 4 о признании недействительным постановления администрации ГО "город Кизилюрт" от 17.07.2017 N 435-П "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в г.Кизилюрте".
Госжилинспекции Республики Дагестан в целях выполнения своих функций вправе выносить обязательные для исполнения представления о прекращении нарушения жилищного законодательства.
ОТСЖ N 4 в обоснование заявленного требования представил протокола общего собрания собственников помещений в вышеназванных домах по ул. Г.Цадасы от 04.12.2018, 05.12.2018, 06.12.2018, 07.12.2018, которым дана оценка вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 по делу N А15-1736/2019, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020, в котором участвуют те же лица, что и по настоящему делу.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу N А15-1736/2019 обстоятельства, в котором участвуют одни и те же лица, не подлежат повторному доказыванию.
Решением суда от 12.02.2020 по делу N А15-1736/2019 установлено, что протоколы общего собрания собственников помещений от 04.12.2018, 05.12.2018, 06.12.2018, 07.12.2018 не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, утвержденным приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр (действующим на момент составления протоколов общего собрания). В протоколах не указаны сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирных домах (пп "г" пункта 11 Требований), о лицах, принявших участие в общем собрании и приглашенных для участия в нем (пп. "в" пункта 11, пп. "а" пункта 12 Требований), не представлены доказательства извещения каждого собственника помещения в многоквартирного доме о проведении собрания в соответствии с частями 4, 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. Подлинники протоколов общих собраний не были представлены Госжилинспекции Республики Дагестан при проведении документарной и выездной проверки в отношении ОТСЖ N 4.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Заявитель в ходе рассмотрения дела не представил доказательства, свидетельствующие о том, что вышеперечисленные дома по ул. Г.Цадасы расположены на земельных участках, имеющих общую границу, и в пределах которых имеются сети инженерно - технического обеспечения и другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Ссылка заявителя о том, что собственниками помещений многоквартирных домов принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве которого определено ОТСЖ N 4 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья и управляющей организацией являются разными способами управления многоквартирным домом.
При изложенный обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалами дела не подтверждается факт передачи в соответствии с требованиями действующего законодательства вышеназванных многоквартирных домов по ул. Г.Цадасы г. Кизилюрта в управление ОТСЖ N 4.
Таким образом суд первой инстанции верно заключил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, которым не нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении требований ОТСЖ N 4 о признании недействительным постановления администрации МО "город Кизилюрт" от 10.06.2019 N177-П.
Ссылка апеллянта, что ненаправление отзыва, неявка администрации в суд первой инстанции, неисполнение ответчиком определений суда первой инстанции свидетельствует о признании исковых требований ОТСЖ N 4 со стороны администрации, судебной коллегией отклоняется как основанная на неверном толковании норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.07.2021 по делу N А15-3401/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3401/2019
Истец: ТСЖ ОБЪЕДИНЕНИЕ N4
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КИЗИЛЮРТ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МО "ГОРОД КИЗИЛЮРТ", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КИЗИЛЮРТ"
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1211/2022
24.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3938/19
23.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3401/19
18.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3938/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-3401/19