г. Москва |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А41-7945/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области - Наумов С.С. представитель по доверенности от 11.06.2021 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации Ленинского городского округа Московской области, Администрации городского округа Ступино Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2021 года по делу N А41-7945/21 по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о снятии с кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Домодедово Московской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО, заинтересованное лицо) с требованиями снять с кадастрового учёта земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 50:28:0000000:40, площадью: 8 164 043 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Ленинского городского округа Московской области, Администрация городского округа Ступино Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 173-181 т. 7).
Не согласившись с данным судебным актом, комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц заинтересованного лица и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 09.09.2014 г. за муниципальным образованием городской округ Домодедово Московской области зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120111:331, площадью 18 400+/-47 кв., под размещение кладбища, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, дер. Сокольниково, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 2 л.д.30).
Как указал истец, в настоящее время Администрацией городского округа Домодедово Московской области проводятся работы по передаче в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному казенному учреждению "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела" земельных участков, на которых расположены кладбища, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120111:331.
При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120111:331 выявлено пересечение фактических границ кладбища и земельного участка с кадастровым номером 50:28:0120125:11, входящего в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 50:28:0000000:40.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:40 поставлен на кадастровый учет 30.12.1991 г., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 27).
28.10.200г. истец направил в Управление Росреестра по Московской области с просьбой аннулировать сведения в ЕГРН о координатах характерных точек, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:40. Ответа до настоящего времени не последовало.
Земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:40 поставлен на кадастровый учет в 1991 г. В отношении данного земельного участка отсутствуют зарегистрированные права.
Какое-либо право на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:40 не зарегистрировано, ограничения прав или обременения объекта недвижимости также не зарегистрированы.
Как полагает комитет, наличие сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:28:0000000:40 создает препятствия по распоряжению земельными участками, расположенными в границах городского округа Домодедово.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с заявлением о снятии с кадастрового учёта земельного участка.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в отношении земельных участков, образуемых из земель, государственная собственность на которые не разграничена, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации. В силу пунктов 14 и 15 статьи 41 указанного закона сведения о таких земельных участков не имеют статуса "временный".
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые:
- являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26);
- земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка не осуществлена государственная регистрация прав (пункты 14, 15 статьи 41);
- ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70);
- земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ также закреплено положение о том, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:40 поставлен на кадастровый учет 30.12.1991 года, сведения о таком участке имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет не представил доказательств проведения каких-либо кадастровых действий по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:40.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано на недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством. Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Доказательства оспаривания действий уполномоченного органа по осуществлению кадастрового учета в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) судебной коллегии по гражданским делам Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2019 года "Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 сентября 2021 года по делу N А41-7945/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7945/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ учреждение "Федеральная кадастровая палата учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" "ФКП Росреестра", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА