25 ноября 2021 г. |
Дело N А83-8020/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента городского имущества города Москвы и Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр управления делами Мэра и Правительства Москвы" - Столярова Ю.В.,
представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" - Игнатьева Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июня 2021 года по делу N А83-8020/2019,
принятое по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, - Государственного унитарного предприятия города Москвы "Медицинский центр управления делами Мэра и Правительства Москвы", Федеральной антимонопольной службы, Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго", Совета министров Республики Крым,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и об обязании осуществить государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
21.05.2019 через систему "Мой Арбитр" Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423 - л.д. 25-31 т. 1, далее - заявитель или Департамент горимущества Москвы) подал в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с дальнейшим уточнением) о признании незаконным принятого 22.02.2019 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН:1149102017404 - л.д. 60-62 т. 1) решения (сообщения) N 50/50/066-50/066/005/2018 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое здание КН/УН: 90:25:070301:226, расположенное в Республике Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, дом 10 (л.д. 16-20 т. 1, 4-7 т. 4).
Требования мотивированы тем, что заявитель является собственником трансформаторной подстанции, входящей в имущественный комплекс санатория "Понизовка", расположенный на земельных участках, принадлежащих на праве собственности городу Москва, в 2018 году объекты недвижимости санатория переданы в федеральную собственность и закреплены на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением "Информационно-технический центр ФАС России". Для государственной регистрации права собственности представлены все необходимые документы.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что заявителем для государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию не представлен правоустанавливающий (правоподтверждающий) документ, а представленный технический паспорт 2003 года таковым не является; фактически имеется спор о праве на трансформаторную подстанцию, так как по распоряжению Совмина Крыма N 6-р от 21.01.2015 здание ТП-723 (собственность Республики Крым) передано в оперативное управление ГУП РК "Крымэнерго", 30.01.2015 по акту приема-передачи эта ТП передана ГУП РК "Крымэнерго" и находится на его балансе (л.д. 79-93 т. 4).
Департаментом горимущества Москвы подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением и при неправильном применении норм материального права, с нарушением норм процессуального права (л.д. 122-129 т. 4).
Из поданных отзывов на апелляционную жалобу следует:
ФАС России согласен с доводами апелляционной жалобы, так как ранее право собственности на трансформаторную подстанцию с литерой "И" было зарегистрировано за заявителем, это подтверждает технический паспорт 2003 года; данная трансформаторная подстанция является объектом вспомогательного использования и должна следовать судьбе земельного участка, находящегося в собственности Правительства Москвы (л.д. 2-7 т. 5);
- Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымэнерго" (ОГРН: 1149102003423, далее - ГУП РК "Крымэнерго") не согласно с доводами апелляционной жалобы, так как трансформаторная подстанция КН: 90:25:070301:226 площадью 57,8кв.м. не передавалась из собственности Республики Крым в федеральную собственность, передан был иной объект - баня с КН: 90:25:070301:225 площадью 8,5кв.м.; распоряжением Совмина Крыма ГУП РК "Крымэнерго" переданы в оперативное управление две трансформаторные подстанции: ТП-723 и ТП-2306, находящиеся на обслуживании и балансе ГУП РК "Крымэнерго" до настоящего времени (л.д. 14- 17 т. 5).
В судебном заседании представитель Департамента горимущества Москвы и ГУП города Москвы "Медицинский центр управления делами Мэра и Правительства Москвы" поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель ГУП РК "Крымэнерго" возражал против этих доводов по основаниям, приведенным в отзыве.
Представители иных участников повторно не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившиеся участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 18.08.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 118-120 т.4).
19.08.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 19.10.2021 об отложении судебного разбирательства на 18.11.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 121 т.4, л.д. 68 т.5).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся лиц.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 46-51, 71-74, 78-115 т. 5) и, исследовав доказательства в их совокупности, установил следующие обстоятельства.
15.11.2018 представитель Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423) по доверенности Луговая М.В. (л.д. 81-82 т.1) подала в территориальный отдел N 17 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о государственной регистрации права собственности N 50/50/066-50/066/005/2018-4596 на нежилое здание КН/УН: 90:25:070301:226, расположенное в Республике Крым, г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, дом 10 (л.д. 78-80, 22, 77 т. 1).
К заявлению в подтверждение права собственности приложена копия технического паспорта здания (строения) от 03.03.2003, из которой следует, что Ялтинским бюро технической инвентаризации изготовлен этот паспорт, в котором в качестве собственника указан Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы; трансформаторная подстанция (литера И) - это одноэтажное здание, построенное в 1981 году, состоящее из четырех помещений площадями 25,4кв.м., 11,1кв.м., 10,3кв.м., 11кв.м., итого - 57,8кв.м., адрес: ул. Приморская, 10, в с. Понизовка (л.д. 57-59, 83-88 т. 1).
Обстоятельства изготовления в 2003 году БТИ технического паспорта при технической инвентаризации санатория "Понизовка" подтверждаются дополнительно истребованными судом апелляционной инстанции материалами инвентарного дела N 1899/8596, согласно которого 04.08.1993 санаторий "Понизовка" Московского лечебно-санаторного объединения просил выполнить техническую инвентаризацию 5 спальных корпусов, клуба-столовой, ТП, канализационной насосной, очистных сооружений; 28.08.1993 такая техническая инвентаризация выполнена, в частности, составлен план трансформаторной подстанции литера "И", которая представляет собой одноэтажное отдельностоящее здание 7,13-м х 10,5-м высотой 3,5-м, состоящее из четырех помещений: 1-1 площадью 25,4кв.м., 1-2 -11,1кв.м., 1-3 - 10,3кв.м., 1-4 - 11кв.м. Право на это здание до 31.12.2012 органом БТИ не регистрировалось (л.д. 112-115 т. 5).
16.08.2016 нежилое одноэтажное здание трансформаторной подстанции площадью 57,8кв.м., особые отметки: литера И, как ранее учтенное, поставлено на государственный кадастровый учет в Российской Федерации с КН: 90:25:070301:226; такой кадастровый учет осуществлен по заявлению кадастрового инженера филиала ГУП РК "Крым БТИ" Таировой З.Б. с предоставлением составленного 02.08.2016 этим кадастровым инженером технического паспорта (л.д. 136-137, 104-111 т. 2).
По вышеназванному заявлению N 50/50/066-50/066/005/2018-4596 о государственной регистрации права собственности государственным регистратором Госкомрегистра приняты следующие решения:
- 23.11.2018 уведомление N 50/50/066-50/066/005/2018 о приостановлении до 21.02.2019 государственной регистрации права, так как не представлен документ, на основании которого возможно проведение государственной регистрации права собственности (л.д. 20, 75-76 т. 1),
- 22.02.2019 сообщение N 50/50/066-50/066/005/2018 об отказе в государственной регистрации права собственности, так как не устранены обстоятельства, ставшие основанием для приостановления государственной регистрации права - не представлен документ, на основании которого возможно проведение государственной регистрации права собственности (л.д. 21, 73-74 т. 1).
В соответствии со статьей 27, пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в ред. от 25.12.2018, действовавшей на дату вынесения решений об отказе в государственной регистрации, далее - Закон N 218-ФЗ) в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в том числе, если не представлены на государственную регистрацию документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.
Пунктами части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственной регистрации прав (в том числе):
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Часть 1, пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусматривает обязанность подачи вместе с заявлением о государственной регистрации права документов, являющихся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ устанавливающие наличие или возникновение права на недвижимое имущество документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; они должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а именно такая регистрация осуществляется на основании:
- разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости;
- на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, - на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (в ред. от 31.07.2020, действовавшей на дату отказа в государственной регистрации, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Такими нормативными правовыми актами на территории Республики Крым являются Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК (в ред. от 23.09.2020, далее - Закон N 38-ЗРК) и Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 (в ред. от 28.08.2018, далее - Перечень N 264).
Так, согласно пункта 2 части 1 и части 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК право коммунальной собственности на имущество, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом собственности соответствующих муниципальных образований.
В пункте 1 Перечня N 264 перечислены виды документов, которые подтверждают наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимые для государственной регистрации права. Это документы, изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16.03.2014, в том числе:
22) решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости;
25) документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Как установлено, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание трансформаторной подстанции (объект капитального строительства), не представлен документ о вводе в эксплуатацию построенного объекта или подтверждающий ранее зарегистрированное право документ.
Заявитель представил для государственной регистрации права собственности технический паспорт органа регистрации и инвентаризации, но этот паспорт (также как находящиеся в деле Госкомрегистра документы инвентарного дела БТИ N 939/8596 - л.д. 112-133 т.2) не свидетельствует о ранее проведенной регистрации права собственности, а потому не является основанием для государственной регистрации за заявителем права собственности по законодательству Российской Федерации. Этот документ свидетельствуют только о проведенной технической инвентаризации объектов санатория.
Тот факт, что 07.05.2018 осуществлена государственная регистрация права собственности за Республикой Крым на нежилое здание ТП 723, КН: 90:25:070301:200 (особые отметки - литера "А") площадью 61,2кв.м., расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Понизовка, ул. Приморская, 10а (л.д. 83-84, 91-94, 143-144 т. 2, 31-33 т. 3) значения для разрешения данного дела не имеет, так как это иное здание, имеющее иные характеристики (адрес, год постройки, состав помещений, особые отметки), чем здание трансформаторной подстанции в государственной регистрации права собственности на которую отказано оспариваемым решением Госкомрегистра.
Оспариваемый отказ Госкомрегистра в государственной регистрации права собственности на здание с КН: 90:25:070301:226 не связан с наличием государственной регистрации права собственности на этот объект за Республикой Крым в связи с чем, суд апелляционной инстанции не дает оценку законности правоустанавливающих документов на этот объект за Республикой Крым и обременение этого права собственности оперативным управлением предоставленным ГУП РК "Крымэнерго".
Представленные при рассмотрении дела судом первой инстанции документы свидетельствуют о том, что на территории бывшего санатория "Понизовка" имелись различные нежилые одноэтажные здания:
по ул. Приморской, 10:
1) литера И (трансформаторная подстанция), 1981 года постройки, состоящее из 4 помещений: 1-1 площадью 25,4кв.м., 1-2 - 11,1кв.м., 1-3 - 10,3кв.м., 1-4 - 11кв.м., итого 57,8кв.м. (л.д. 114, 119, 127 т.2); ныне КН: 90:25:070301:226 (л.д. 136-137, 104-111 т. 2);
2) литера И/ (баня котельной), 1998 года постройки, состоящее из 2 помещений: 1-1 - раздевалка площадью 3,8кв.м., 1-2 - баня площадью 4,7кв.м., итого 8,5кв.м., а также бытовка котельной литера "К" площадью 12,6кв.м., ныне на кадастровом учете состоит здание бани площадью 8,5кв.м., КН: 90:25:070301:225(л.д. 117, 124, 133 т. 2);
по ул. Приморской, 10а :
3) литера А (ТП-723), 1983 года постройки, состоящее из 3 помещений: 1-1 площадью 28,5кв.м., 1-2 - 11,2кв.м., 1-3 - 21,5кв.м., итого 61,2кв.м.; с 11.03.2016 КН: 90:25:070301:200 (л.д. 85-92, 142-146 т. 2, 24-30 т. 3).
Но данные обстоятельства также не влияют на рассмотрение дела, так как основанием для отказа в государственной регистрации права собственности явилось не предоставление документа о вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию или документа о регистрации такого права до 16.03.2014 по законодательству Украины.
Учитывая изложенное, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 июня 2021 года по делу N А83-8020/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8020/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУП "Крымэнерго", ГУП горда Москвы "Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-534/2022
25.11.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2600/2021
09.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8020/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8020/19