25 ноября 2021 г. |
Дело N А83-2420/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Решетняком В.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ликвидатора Дочернего предприятия сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" Попова П.А. на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2021 года по делу N А83-2420/2020,
по исковому заявлению Дочернего предприятия сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" в лице ликвидатора Попова П.А.
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района Республики Крым,
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
КФХ " Решитов", КФХ " Вейратский Э.Х.",
о понуждении заключить договор долгосрочной аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" в лице ликвидатора Попова П.А. (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением, согласно которому просило суд понудить Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - ответчик, МИЗО, министерство) заключить с истцом договор долгосрочной аренды земельного участка общей площадью 550, 83 гектара, местоположение: Республика Крым, Сакский район, Добрушинский сельский совет, кадастровый номер 90:11:070601:515, сроком на 49 лет.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 29.10.2020 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 21.07.2021 к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: КФХ " Решитов" и КФХ " Вейратский Э.Х.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Предприятие обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Апеллянт полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих, что предприятие является правопреемником Сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт". Кроме того, МИЗО не предоставило доказательств направления письма о возвращении заявления истца о заключении договора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебное заседание 18.11.2021 лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения 12 сессии 23 созыва Добрушинского сельского совета народных депутатов Сакского района Автономной Республики Крым "Об утверждении технического отчета по инвентаризации и установлению границ земельного участка для выдачи государственного акта на право постоянного пользования землей сельскохозяйственному предприятию "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт" от 20.06.2000 признано право постоянного пользования землей сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт" на земельный участок общей площадью 550,83 га, в том числе 475,83 га пашни, из них: орошаемых - 234 га, 35 га пастбищ, 24 га хозяйственных построек и дворов, 5 га дорог, 10 га полезащитных лесополос, 1 га улиц и площадей. (т. 1, л.д. 31)
30.06.2000 сельскохозяйственному предприятию "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт" выдан государственный акт на право постоянного пользования землей. (т. 1, л.д. 32-35)
Решением собрания акционеров Закрытого акционерного товарищества "Укрпрофздравница" от 24.11.1999 реорганизовано Евпаторийское объединение лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины.(т. 2, л.д. 110-111)
11.02.2000 Управлением экономики Сакской райгосадминистрации выдано свидетельство о регистрации (перерегистрации субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница". (т. 2, л.д. 112)
20.08.2019 Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" в лице ликвидатора Попова П.А. обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о переоформлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 5508300 кв.м., кадастровый номер: 90:11:070601:515, место расположения: Республика Крым, Сакский район, Добрушинское сельское поселение, в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313. (т. 1, л.д. 123-124)
В ответ на заявление от 20.08.2019 Дочернего предприятия сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" в лице ликвидатора Попова П.А. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым Письмом N 41777/01-11/1 от 03.09.2019 вернуло заявление, ввиду его несоответствия требованиям пункта 6,7 Порядка, принятого 02.09.2014 Советом министров Республики Крым постановлением "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" N 313. (т. 1, л.д. 125-127)
Министерство указало, что заявителем не указано основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона, не указана цель использования земельного участка, дополнительно указав, что согласно приложенной к заявлению копии договора аренды от 03.11.2006 стороной по договору является сельскохозяйственное предприятие "Урожайное". Однако с заявлением о переоформлении государственного акта обращается иное лицо.
Полагая, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уклоняется от заключения договора долгосрочной аренды земельного участка, Истец обратился в арбитражный суд с исковым требованием о понуждении Министерства заключить такой договор.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, рассмотрев требования истца, коллегия судей полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из изложенного следует, что понуждение к заключению договора возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Таким образом, статья 445 ГК РФ применяется к иным, помимо публичного договора, случаям, когда для стороны в силу иного закона обязательно заключение договора.
Как следует из материалов дела, 20.08.2019 истец обращался к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. (т. 1, л.д. 123-124)
Согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 03.09.2019 N 41777/01-11/1 заявление возвращено истцу, поскольку последним не соблюдены требования пунктов 6,7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, которые предусматривают требования к содержанию заявления, а также перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению. Кроме того, заявителем не указаны основания предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", а также цель использования земельного участка. Учитывая изложенное, Министерством было возвращено заявление истцу на основании пункта 8 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым. Кроме того, Министерством указано, что из приложенной к заявлению копии договора аренды от 03.11.2006 стороной по договору является сельскохозяйственное предприятие "Урожайное", однако с заявлением обратилось иное лицо.
Доказательств обжалования указанного ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым истцом в материалы дела не представлено.
Повторного обращения истца к Министерству с соблюдением Административного регламента не было.
Инициатива по заключению договора может исходить как от одной стороны, так и от другой, а при обращении в суд с иском о понуждении заключить договор должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный данной нормой закона. Следовательно, требование о понуждении заключить договор может быть заявлено в суд только после направления истцом оферты (проекта договора, содержащего существенные условия) и получения от стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в установленный законом срок.
При этом, коллегия судей отмечает, что доказательства направления истцом в адрес МИЗО проекта договора аренды (оферты) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 445 ГК РФ материалы дела также не содержат.
Согласно правовой позиции, закреплённой в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 года N 17373/08, обход законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество, которое устанавливает гарантии прочности и стабильности гражданского оборота, обеспечивает неприкосновенность собственности (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), может рассматриваться как нарушение основополагающих принципов российского права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обращение истца с настоящим иском в суд по существу направлено на обход процедуры применения норм гражданского законодательства, регулирующих порядок заключения договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Предъявленный иск направлен на подмену установленного законом административного порядка регистрации права аренды судебным порядком путем понуждения к заключению договора аренды.
Относительно доводов о доказанности истцом того факта, что Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" является правопреемником сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт" коллегия судей отмечает следующее.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в Определении от 29.03.2019 N 303-ЭС18-23092 по делу N А59-166/2017 необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В обоснование доводов о наличии прав на земли сельскохозяйственного назначения в порядке правопреемства истцом в материалы дела представлены решение собрания акционеров Закрытого акционерного товарищества "Укрпрофздравница" от 24.11.1999, согласно которому решено реорганизовать коллективные предприятия, организованные из имущества ЗАТ "Укрпрофздравница", которые расположены на курорте Евпатория в дочерние предприятия ЗАТ "Укрпрофздравница" с наделением их статусом юридического лица, кроме того реорганизовать Евпаторийское объединение лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины путем преобразования в Представительство ЗАТ "Укрпрофздравница" на курорте Евпатория.(т. 2, л.д. 110)
В приложении к данному решению указано наименование истца. (т. 2, л.д. 111)
11.02.2000 Управлением экономики Сакской райгосадминистрации выдано свидетельство о регистрации (перерегистрации) субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно - оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница". (т. 2, л.д. 112)
При этом, из данных документов, представленных истцом, не представляется возможным точно определить, что Дочернее предприятие сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" является правопреемником сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт", поскольку правоустанавливающих документов последнего, а также доказательства регистрации права на землю за истцом не предоставлено.
С учетом требований изложенных выше норм, истец не представил доказательств, что он является правопреемником организации, на имя которой выдан государственный акт.
Кроме того, коллегия судей полагает необходимым указать следующее.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, согласно сведениям, представленным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах на испрашиваемые земельные участки, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером 90:11:070601:704, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, р-н Сакский, на территории Добродушинского сельского совета, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Крым, дата регистрации 06.02.2020;
- земельный участок с кадастровым номером 90:11:070601:710, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, р-н Сакский, на территории Добродушинского сельского совета, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Крым, дата регистрации 10.04.2020; сведения об обременении - аренда земельного участка на основании договора аренды земельного участка от 04.11.2020 N 2326н/11-2020, заключенного с Решитовым В.А.
- земельный участок с кадастровым номером 90:11:070601:717, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, р-н Сакский, на территории Добродушинского сельского совета, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Крым, дата регистрации 03.09.2020; сведения об обременении - аренда на основании договора аренды земельного участка от 30.12.2020 N 2683н/11-2020, заключенного с Крестьянским (фермерским) хозяйством "Решитов".
- земельный участок с кадастровым номером 90:11:070601:709, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, р-н Сакский, на территории Добродушинского сельского совета, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Республики Крым, дата регистрации 01.04.2020; сведения об обременении - аренда на основании договора аренды земельного участка от 22.10.2020 N 2244н/11-2020, заключенного с Вейратским Э.Х.
Таким образом, поскольку права на испрашиваемые земельные участки частично зарегистрированы за третьими лицами, Министерство лишено права передавать указанные земельные участки в аренду истцу.
При этом, коллегия судей обращает внимание сторон на следующие обстоятельства.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 38-3PK право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно пункту 1 статьи 2-1 Закона N 38-3PK, право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившиеся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считаются прекращенными на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
До вступления в силу Закона N 6-ФКЗ права на земельные участки на территории Республики Крым были разграничены в соответствии с Законом Украины от 06.09.2012 N 5245 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности".
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 6-ФКЗ, пределы территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя определяются границами территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, существовавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Таким образом, земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, как в спорном случае, кроме земельных участков частной собственности и земельных участков коммунальной собственности, находятся в собственности Республики Крым.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Закона N 38-3PK право аренды земельного участка и иных объектов недвижимости, право залога земельного участка и иных объектов недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитута, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возникшие у юридических лиц до вступления в силу Федерального конституционного закона, подлежат прекращению в судебном порядке в случае не приведения указанными юридическими лицами учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также невнесения сведений о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
Согласно положениям пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота, обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа -иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Законом N 6- ФКЗ.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 настоящей статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 19 Закона N 52-ФЗ юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Закона N6-ФКЗ, по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации (пункт 9 статьи 19 Закона N 52-ФЗ).
Из приведенных положений Закона N 52-ФЗ следует, что установленный срок до 01.03.2015 является пресекательным.
В соответствии с общедоступными данными Федеральной налоговой службы России, Предприятие не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины, предприятие является юридическим лицом Украины, находится в состоянии прекращения, зарегистрировано 11.02.2000 (код ЕГРПОУ 02649414), местонахождение юридического лица: Украина, 96510, Автономная Республика Крым, Сакский р-н, село Известковое, улица 8 Марта, дом 1.
Кроме того, согласно решению Арбитражного суда Республики Крым от 09.09.2019 удовлетворены исковые требования Попова Павла Александровича к Дочернему предприятию "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница". Ликвидировано Дочернее предприятие "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница", обязанности по осуществлению ликвидации возложены на Попова П.А. Установлен срок ликвидации - 6 месяцев с даты принятия решения судом.
Как уже указывалось судом в описательной части решения, на основании решения 12 сессии 23 созыва Добрушинского сельского совета народных депутатов Сакского района Автономной Республики Крым от 20.06.2000, сельскохозяйственному предприятию "Урожайное" объединения "Евпаториякурорт" выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, площадью 550,83 га земли, в границах согласно плану землепользования.
В силу положений пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в ЗК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1, пункта 1 статьи 39.9 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 3 Закона N 38-ЗРК юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 01.09.2019.
Право постоянного пользования землей в срок, установленный законом, не переоформлено.
При таких обстоятельствах коллегия судей полагает, что у ответчика отсутствует обязанность по заключению договора аренды с истцом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о понуждении МИЗО к заключению договора аренды.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом судебном акте, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 августа 2021 года по делу N А83-2420/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дочернего предприятия сельскохозяйственного предприятия "Урожайное" Закрытого акционерного общества лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2420/2020
Истец: ЗАО Дочернее предприятие "Сельскохозяйственное предприятие "Урожайное" Лечебно-оздоровительных учреждений профсоюзов Украины "Укрпрофздравница"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация Добрушинского сельского поселения Сакского района Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, КФХ "Вейратский Э.Х", КФХ "Решитов"