г. Вологда |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А05-6374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 ноября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября 2021 года по делу N А05-6374/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Топаз" (ОГРН 1082902001555, ИНН 2902059239; адрес: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Адмирала Нахимова, дом 2а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 09.03.2021 N ЛК-03/50П.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября 2021 года по делу N А05-6374/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что действие СП 50.13330.2012 "Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003", утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265 (далее - СП 50.13330.2012), не распространяется на тепловую защиту существующих жилых зданий, в том числе на спорный многоквартирный дом. Считает, что требования к качеству коммунальных услуг, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), соблюдены.
Администрация отзыва на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника контрольного управления администрации (далее - Контрольное управление) от 04.03.2021 N ЛК-03/49 Контрольное управление в рамках лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск" провело внеплановую выездную проверку соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом N 42 по бул. Приморскому в г. Северодвинске.
Поводом для проведения этой проверки послужило обращение граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, содержащее жалобу на ненадлежащее содержание и ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома и нарушение прав потребителя жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проверки при проведении инструментальных замеров в квартирах N 6 и N 24 выявлено снижение теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен).
Температурный перепад между температурой внутреннего воздуха в помещении и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции 09.03.2021 составил 6,5°C (при нормативе не более 4,0°C) и 7,3°C (при нормативе не более 4,0°C), что свидетельствует о снижении теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций.
По итогам проверки составлен акт от 09.03.2021 N ЛК-03/50А.
В акте указано, что названные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предприятием пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пунктов 3, 9 раздела I Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012.
Контрольное управление по итогам проверки выдало заявителю предписание об устранении выявленных нарушений от 09.03.2021 N ЛК-03/50П, которым предприятию предписано в срок до 01.11.2021 восстановить теплозащитные свойства наружных ограждающих конструкций (стен) в районе жилых комнат квартир N 6 и N 24 дома 42 по бул. Приморскому в г. Северодвинске.
В предписании указано на необходимость представить в Контрольное управление в срок до 01.11.2021 отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 20, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статей 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, статей 129, 130 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями", пунктов 1, 4, 5 Административного регламента осуществления лицензионного контроля в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования "Северодвинск", утвержденного постановлением Администрации от 24.01.2019 N 20-па, суд первой инстанции установил, что в отношении общества проводился лицензионный контроль, проверка проведена в присутствии директора ООО "Топаз" Трофимова Д., проверка проведена и оспариваемое предписание выдано заявителю уполномоченным органом, а от его имени - уполномоченным должностным лицом Контрольного управления.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами N 354;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.
Пункт 12 упомянутых Правил устанавливает, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В силу подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещении путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ и пункта 11(1) Правил N 491 состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, государственной жилищной инспекцией Архангельской области обществу предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что подтверждается сведениями, содержащимися в реестре лицензий, размещенном на информационном ресурсе "Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства" (далее - "ГИС ЖКХ") в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Из материалов дела, а также из информации, содержащейся в свободном доступе на информационном ресурсе "ГИС ЖКХ" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, следует и заявителем не оспаривается, что в управлении общества находится многоквартирный дом N 42 по Приморскому бульвару в г. Северодвинске (дом внесен в реестр лицензий Архангельской области как дом, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат).
Таким образом, суд верно заключил, что общество является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт указанного многоквартирного дома, при осуществлении лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами общество обязано руководствоваться действующим законодательством, в том числе Правилами N 170 и Минимальным перечнем.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить заданный температурно-влажностный режим внутри здания; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.12 указанных Правил участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.
Пунктом 4.2.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.
Согласно пункту 4.10.2.1 тех же Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пункта 4.10.5.1 Правил N 170 теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами.
На основании пункта 4.10.5.2 вышеназванных Правил теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем:
устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации;
просушки отсыревших участков стен и крыш;
утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.;
просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный;
восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен;
ремонта кровельного покрытия.
Пунктом 3 Минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, отненсены: выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.
В пункте 9 Минимального перечня отражены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, к которым отнесены:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521.
В пункте 35 этого Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).
В таблице 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 установлены требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции: такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4°C.
Пунктом 5.1 СП 50.13330.2012 предусмотрено, что теплозащитная оболочка здания должна отвечать следующим требованиям: а) приведенное сопротивление теплопередаче отдельных ограждающих конструкций должно быть не меньше нормируемых значений (поэлементные требования); б) удельная теплозащитная характеристика здания должна быть не больше нормируемого значения (комплексное требование); в) температура на внутренних поверхностях ограждающих конструкций должна быть не ниже минимально допустимых значений (санитарно-гигиеническое требование).
Требования тепловой защиты здания будут выполнены при одновременном выполнении приведенных условий.
Между тем из акта проверки от 09.03.2021 N ЛК-03/50А следует, что обществом вышеприведенные требования пунктов 10, 11 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил N 170, пунктов 3, 9 Минимального перечня, таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 не соблюдены, поскольку в жилых комнатах площадью 18,9 кв. м квартир N 6, 24 дома N 42 по Приморскому бульвару в г. Северодвинске снижены теплотехнические свойства наружных ограждающих конструкций (стен), температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции составил 6,5 °C и 7,3 °C при нормативе не более 4,0 °C. Обстоятельства, указанные в этом акте, заявитель не оспаривал.
Несоответствие наружных стен спорного дома техническим нормам и правилам по тепловой защите подтверждается указанным документом.
Нарушение тепловой защиты зданий, а именно перепад между температурой внутреннего воздуха, свидетельствует о нарушении тепловой защиты внешних стен дома, что может являться причиной образования плесени, повышенной влажности, сырости и пониженной температуры, промерзания.
Довод заявителя об отсутствии у него обязанности обеспечивать соблюдение требований таблицы 5 пункта 5.2 СП 50.13330.2012 суд признает несостоятельной, поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Закона N 384-ФЗ, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на общество.
Таким образом, оспариваемым предписанием на общество правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В связи с этим суд первой инстанции признал оспариваемое предписание законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изложенные в жалобе доводы о неприменимости к рассматриваемым отношениям требований СП 50.13330.2012коллегия судей не принимает на основании следующего.
Согласно упомянутым Правилам их требование распространяется на проектирование тепловой защиты строящихся или реконструируемых жилых, общественных, производственных, сельскохозяйственных и складских зданий общей площадью более 50 м2, в которых необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим.
Нормы не распространяются на тепловую защиту культовых зданий; жилых и общественных зданий, отапливаемых периодически (менее трех дней в неделю) или сезонно (непрерывно менее трех месяцев в году); временных зданий, находящихся в эксплуатации не более двух отопительных сезонов; теплиц, парников и зданий холодильников; зданий, строений, сооружений, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры); строений и сооружений в составе инженерного обеспечения объекта - трансформаторные подстанции, котельные, КНС, ВНС, ЦТП и т. д.
Следовательно, нормы СП 50.13330.2012 применяются при оценке исполнения обязанности управляющей компании по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома поддерживать в доме определенный температурно-влажностный режим.
При этом управляющая компания помимо оказания коммунальных услуг по отоплению надлежащего качества должна проводить осмотр общего имущества, а на основании тех же Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить теплозащиту дефектных участков стен, способы устранения таких дефектов указаны в пункте 4.10.5.2 Правил N 170.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному к выводу о наличии у администрации законных и объективных оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Таким образом, требования общества обоснованно отклонены.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября 2021 года по делу N А05-6374/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6374/2021
Истец: ООО "Топаз"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Северодвинск"