26 ноября 2021 г. |
Дело N А83-14289/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 августа 2021 года по делу N А83-14289/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новый Свет" к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства внутренних дел по Республике Крым,
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новый Свет" (далее - общество, ООО "Новый Свет") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - административный орган) от 31.07.2019 N 2144, которым оно привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство внутренних дел по Республике Крым по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30 августа 2021 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, МВД по Республике Крым обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, МВД по Республике Крым ссылается на то, что правонарушение затрагивает интересы государства, которое в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства, устанавливает правила пребывания, нахождения, регистрации, обучения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество осуществляет деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания в пансионате "Новый Свет" по адресу Республика Крым, г. Судак, пгт. Новый Свет, ул. Льва Голицына, 7, в том числе - иностранным гражданам, в связи с чем, обязано было выполнять требования по учету иностранных граждан, предусмотренные Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 N 109-ФЗ (далее - Закон N 109-ФЗ).
В ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства административным органом было выявлено, что обществом по пребывавшему с 04 по 05 октября 2018 года гражданину Украины Иванеевой Анны Геннадьевны уведомление об убытии было направлено в орган миграционного учета в нарушение требований п.3 ст.23 Закона N 109-ФЗ 10.10.2018, т.е. с пропуском установленного срока.
По данному факту административным органом был составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2019, и 31.07.2019 административным органом было принято постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 200 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом предприняты все зависящие от него меры по своевременному направлению в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Из положений Закона N 109-ФЗ и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей, как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В силу требований пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ если иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета (часть 3 статьи 23 Закона N 109-ФЗ).
При этом часть 4 статьи 23 Закона N 109-ФЗ предусматривает, что при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
В развитие положений части 1 статьи 8 Закона N 109-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила N 9), содержащие аналогичные требования.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что по прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
При убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 названных Правил администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания (пункт 45 Правил N 9).
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Правила передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 N 310 (далее - Правила передачи сведений).
Приказом МВД России от 09.07.2018 N 435 утверждены Порядок информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовая форма соглашения об информационном взаимодействии.
В целях предоставления информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России между МВД и обществом заключено Соглашение об информационном взаимодействии 20.09.2018, в соответствии с которым информация в форме электронного документа предоставляется в форматах, которые приведены на официальном интернет сайте ФМС России в разделе "Открытый пакетный интерфейс для прикладного программного обеспечения "Территория", сведения о постановке на учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства направлялись с использованием сервиса оператора электронного документооборота АО "ПФ "СКБ Контур". Заключение такого Соглашения и его форма отвечает требованиям, установленным пунктом 3 вышеупомянутых Правил передачи сведений и пунктом 1.2.
Приказа МВД России от 09.07.2018 N 435.
Из представленного в материалы дела Соглашения об информационном взаимодействии между МВД по Республике Крым с обществом при предоставлении непосредственно или при направлении с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, информации о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания, заключенное между сторонами 20 сентября 2018 года.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения Поставщик информации в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, представляет Оператору информацию о постановке: на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания.
Пунктом 2.2 Соглашения установлено, что передача информации осуществляется непосредственно или при направлении с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных муниципальных функций в электронной форме).
Таким образом, информация, указанная в 1.1 Соглашения направляется в установленном порядке с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Однако, пунктом 1.2. Соглашения предусмотрено, что правовыми основаниями для взаимодействия Сторон являются Закон N 109-ФЗ (ред. от 08.06.2020), Правила N 9 и Административный регламент МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания", утвержденный Приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. N 881 (далее - Административный регламент). Указанными выше Правилами установлен порядок уведомления гостиницей об убытии иностранного гражданина.
Согласно пункту 45 Правил при убытии иностранного гражданина администрация гостиницы обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания (пункт 45 приведен в редакции, действующей на момент пребывания гостя в гостинице и направления информации об его убытии). Форма такого уведомления о прибытии, упомянутая в пункте 45 Правил была утверждена Приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. N 881 и содержится в Административном регламенте (действующим на момент пребывания гостя).
Согласно условиям Соглашения, общество в течение 1 рабочего дня с момента прибытия иностранного гражданина, должно было уведомить орган миграционного учета о его прибытии и убытии путем направления Уведомления о прибытии иностранного гражданина и его отрывной части (бланка уведомления о прибытии) для его дальнейшего снятия с учета по месту пребывания. Что соответствовало действующему на тот момент порядку уведомления, который сохранял силу до момента утверждения отдельной формы Уведомления об убытии иностранного гражданина и внесения соответствующих изменений в упомянутые Правила.
Указанные изменения (относительно порядка и формы уведомления) были внесены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 N 246 "О внесении изменений в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", которое вступило в законную силу только 20 марта 2019 года и Приказом МВД России от 18.03.2019 N 142 "Об утверждении формы уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания, перечня содержащихся в нем сведений, требований к его оформлению, порядка его направления в орган миграционного учета, в том числе в форме электронного документа, срока хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи", которым была утверждена форма Уведомления об убытии иностранного гражданина и который вступил в силу только 28.07.2019.
Указанный выше Административный регламент действовал до 30.07.2019 и утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 30.07.2019 N 514, только 17.10.2019.
Соответственно, общество, руководствуясь условиями Соглашения и действующим на тот момент порядком уведомления о прибытии и убытии иностранных граждан в срок, предусмотренный Соглашением, а именно 05.10.2018 в 03 ч. 24 мин. направило в орган миграционного учета Уведомление о прибытии иностранного гражданина (по форме, утвержденный Приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. N 881), которое содержало отрывную часть (бланка уведомления о прибытии) для дальнейшего снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина, что свидетельствует об исполнении обязанности принимающей стороны по своевременному уведомлению органа миграционного учета об убытии иностранного гражданина.
10.10.2018 орган миграционного учета осуществил постановку на миграционный учет данного иностранного гражданина; и в тот же день 10.10.2018 ООО "Новый Свет" направил запрос на снятие с учета иностранного гражданина Иванеевой Анны.
Такой порядок уведомления не противоречил действующим на тот момент нормам и правилам - регламентирующих порядок и форму уведомления о прибытии (убытии) иностранных граждан.
Исходя из разъяснений, данных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 16 постановления "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу части 2 той же статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем, принимая во внимание изложенное, такое разрешение административным органом дела об административном правонарушении не отвечает требованиям установленным статьей 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, но и наличие законных оснований для применения административного наказания.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что несвоевременное снятие иностранного гражданина с миграционного учета является следствием противоправных действий общества в части ненадлежащего уведомления оператора.
Напротив, материалами дела подтверждается, что обществом предприняты все зависящие от него меры по своевременному направлению в орган миграционного учета уведомления об убытии иностранного гражданина.
Доказательств обратного в нарушение положений статьей 65, 210 АПК РФ административным органом в материалы дела не представлено. Таким образом, собранные административным органом доказательства не являются достаточными для признания наличия вины в действиях ООО "Новый свет", связанных с несвоевременным принятием мер к миграционному учету по месту пребывания гражданина Украины Иванеевой Анны.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Наличие вины в действиях юридического лица, является одной из составляющих состава административного правонарушения, вменяемого данному лицу.
При производстве дела об административном правонарушении орган миграционного учета не определил все элементы административного правонарушения, не представил доказательств, свидетельствующих о противоправности действий (бездействия) ООО "Новый Свет", образующих объективную сторону административного правонарушения, в связи с чем законных оснований для привлечения ООО "Новый Свет" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, не имелось.
Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.07.2021 по делу N А83-14253/2019. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2021 Министерству внутренних дел по Республике Крым было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по Эконмическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая установленные обстоятельства по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований заявителя, в связи, с чем удовлетворил их.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не разрешается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 августа 2021 года по делу N А83-14289/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Кравченко В. Е. |
Судьи |
Привалова А. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14289/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ООО "НОВЫЙ СВЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД ПО РЕПСУБЛИКЕ КРЫМ, УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МВД по РК