г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А21-4793/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30755/2021) ООО "Маленькая Натали" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2021 по делу N А21-4793/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Маленькая Натали"
к МИФНС России N 9 по г. Калининграду
об оспаривании постановлений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маленькая Натали" (ОГРН: 1023902053284, адрес: 236039, г. Калининград, ул. А.Суворова, д. 44, лит. И, пом. 4; далее - ООО "Маленькая Натали", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановлений Межрайонной ИФНС России N 9 по городу Калининграду (ОГРН: 1043905000017, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Дачная, д. 6; далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания от 06.05.2021 N N 39062111100323600004, 39062111100263200004, 39062111100248100004, 39062111100353700004, 39062111100312200004, 39062111100221600004, 39062111100016300004, 3906211110029900004, 3906211100283100004, 3926111100309300004, 39062111100252200004, 39062111100345200004, 39062111100338200004, 39062111100271700004, которыми Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 58 101 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 17.08.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента и работодатель не вправе обязать работника-нерезидента выбрать форму получения заработной платы, при этом, Обществом в полной мере соблюдены требования трудового законодательства при выплате заработной платы. Кроме того, по мнению Общества, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Определением апелляционного суда от 28.09.2021 апелляционная жалоба Общества принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией при проведении контроля за валютными операциями установлено нарушение Обществом части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а именно: выплата заработной платы по трудовым договорам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Между Обществом и физическими лицами-нерезидентами заключены трудовые договоры от 12.07.2019 N 1/07/2019-ин с иностранным гражданином Республики Узбекистан Гулназаровым Улмасом, от 02.10.2017 N 3/10/2017-ин с иностранным гражданином Республики Узбекистан Норовым Норкобилом, от 18.02.2019 N 1/02/2019-ин с иностранным гражданином Республики Узбекистан Норовым Азаматом 23.05.2019, 11.06.2019, 07.05.2019, 07.06.2019 Общество осуществило выплаты заработной платы физическим лицам - нерезидентам Норову Н., Норову А. из кассы Общества наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в размере 7 000 руб., 9 461 руб., 3 205 руб., 3 205 руб. соответственно, что подтверждается платежными ведомостями N19 от 23.05.2019, N22 от 11.06.2019, N17 от 07.05.2019, N21 от 07.06.2019.
20.11.2019, 19.08.2019, 17.09.2019, 13.12.2019, 21.10.2019, 27.09.2019, 05.12.2019, 05.11.2019, 01.08.2019, 03.09.2019 Общество осуществило выплаты заработной платы физическому лицу - нерезиденту Гулназарову У. из кассы Общества наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в размере 5 000 руб., 5 000 руб., 5 000 руб., 10 448 руб., 5 000 руб., 4 100 руб., 6 310 руб., 4 100 руб., 5 539 руб., 4 100 руб. соответственно, что подтверждается платежными ведомостями N 42 от 20.11.2019, N 29 от 19.08.2019, N 33 от 17.09.2019, N 45 от 13.12.2019, N 38 от 21.10.2019, N 36 от 27.09.2019, N 44 от 05.12.2019, N 40 от 05.11.2019, N 27 от 01.08.2019, N 31 от 03.09.2019.
На момент выплаты заработной платы указанные работники являлись нерезидентами, поскольку не являлись гражданами Российской Федерации и не имели вида на жительство, что подтверждается ответом Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области.
На основании выявленных нарушений Инспекцией в отношении Общества составлены протоколы от 30.04.2021 N N 39062111100248100002, 39062111100323600002, 39062111100263200002, 39062111100353700002, 39062111100312200002, 39062111100221600002, 39062111100016300002, 3906211110029900002, 3906211100283100002, 3926111100309300002, 39062111100252200002, 39062111100345200002, 39062111100338200002, 39062111100271700002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 06.05.2021 N N 39062111100323600004, 39062111100263200004, 39062111100248100004, 39062111100353700004, 39062111100312200004, 39062111100221600004, 39062111100016300004, 3906211110029900004, 3906211100283100004, 3926111100309300004, 39062111100252200004, 39062111100345200004, 39062111100338200004, 39062111100271700004 о назначении административного наказания Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной статьей, в виде административного штрафа на общую сумму 58 101 руб.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под понятие валютной операции.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, валютные операции между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами должны осуществляться только через счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, перечисленных в абзацах 3 - 11 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность выплаты юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
При этом произведенные Обществом выплаты заработной платы по трудовым договорам нерезидентам - иностранным гражданам не подпадает под перечень исключений, указанных в абзацах 3 - 11 части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Следовательно, произведенные Обществом выплаты заработной платы иностранным гражданам наличными денежными средствами без использования банковского счета является нарушением валютного законодательства (незаконной валютной операцией).
Факт выдачи Обществом иностранным работникам заработной платы не через банковский счет в уполномоченном банке установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законодательством требований в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Апелляционный суд не усматривает нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии установленной законом возможности понудить работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, представить сведения о счете, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку выполнение требований валютного законодательства резидентами не может быть поставлено в зависимость от волеизъявления нерезидента.
Доводы заявителя о соблюдении им требований трудового законодательства при выплате заработной платы работникам - иностранным гражданам по условиям заключенных сторонами трудовых договоров также основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно абзацу 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники Общества являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ. Локальные нормативные акты работодателя не должны противоречить положениям указанного Закона.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что совершенное Общества правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в сфере валютного законодательства, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Осуществление незаконных валютных операций нарушает установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля. Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего валютного рынка. Объектом выявленного Инспекцией правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Правонарушения, связанные с неисполнением требований норм валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям по обеспечению реализации единой государственной валютной политики.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения.
Наказание назначено Обществу в минимальном размере санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, а именно в размере 75% от суммы незаконной валютной операции. В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав Общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом первой инстанции не установлены.
По мнению суда апелляционной инстанции, избранная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы, не представлявшиеся в суд первой инстанции, не могут быть приняты апелляционным судом в силу положения части 2 статьи 272.1 АПК РФ и подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 августа 2021 года по делу N А21-4793/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маленькая Натали" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4793/2021
Истец: ООО "Маленькая Натали"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 9 по г. Калининграду