г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А26-5473/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32527/2021) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2021 по делу N А26-5473/2021 (судья Свидская А.С.), принятое
по иску Администрации Петрозаводского городского округа
к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - ответчик, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - ответчик, Минфин РК) о взыскании за счет казны Республики Карелия 7 374 390,40 руб. убытков, причиненных бюджету Петрозаводского городского округа в результате предоставления жилых помещений гражданам-инвалидам.
Решением суда от 03.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе Министерство указывает, что надлежащим ответчиком является публично-правовое образование Республика Карелия. Ссылается на то, что в отношении исковых требований в части предоставления жилых помещений Мехниной Е.А. и Савиной Е.Ю. на общую сумму 3 787 342 руб. истек срок исковой давности. Также указывает, что убытки истца на сумму 447 580 руб., возникшие в связи с неисполнением последним вступивших в законную силу судебных решений не находятся в прямой причинно-следсвтенной связи с заявленными исковыми требованиями и не подлежат взысканию с Республики Карелия.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелии от 15 января 2018 года по делу N 2-225/2018, от 29 марта 2019 года N 2-2133/2019, от 6 ноября 2018 года по делу N 2- 7155/2018 и от 6 декабря 2017 года на Администрацию возложена обязанность предоставить гражданам Мехниной Е.А., Степановой (Опалевой) В.В., Череповецкому М.А. и Савиной Е.Ю., относящимся к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилые помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 ЖК РФ и Законом о социальной защите инвалидов.
Во исполнение решений суда общей юрисдикции на основании постановлений от 22.12.2020 N 3596, от 19.11.2020 N 3181, 21.10.2020 N 2883 и от 21.05.2020 N 1265 Администрация вне очереди предоставила гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, на праве социального найма жилые помещения - квартиры, заключив с гражданами договоры социального найма жилых помещений от 28.12.2020 N 288-О, от 07.12.2020 N 168-О, от 20.11.2020 N 88-О и от 11.06.2020 N 40-О.
В обоснование заявленных исковых требований Администрация указала на то, что понесла убытки в виде расходов на приобретение жилых помещений, а также на оплату исполнительского сбора по постановлению от 20.06.2019 10013/19/16944 и штрафов по постановлениям об административных правонарушениях, вынесенных судебными приставами-исполнителями в соответствии с частями 1, 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
По данным Карелиястата средняя стоимость 1 кв. м на рынке вторичного жилья по Республике Карелия на дату заключения договоров социального найма во 2 квартале 2020 года сформировалась в сумме 46 638 руб., в 4 квартале 2020 года - 50 676 руб., соответственно, расходы на приобретение жилых помещений составили 6 846 890,40 руб., в том числе:
по договору социального найма жилого помещения от 28.12.2020 N 288-О, заключенному с Мехниной Е.А. на передачу квартиры площадью 37 кв. м, - 1 875 012 руб. (37 * 50 676);
по договору социального найма жилого помещения от 07.12.2020 N 168-О, заключенному со Степановой (Опалевой) В.В. на передачу квартиры площадью 34,5 кв. м, - 1 748 322 руб. (34,5 * 50 676);
по договору социального найма жилого помещения от 20.11.2020 N 88-О, заключенному с Череповецким М.А. на передачу квартиры площадью 31,4 кв. м, - 1 591 226,40 руб. (31,4 * 50 676);
по договору социального найма жилого помещения от 11.06.2020 N 40-О, заключенному с Савиной Е.Ю. на передачу квартиры площадью 35 кв. м, - 1 632 330 руб. (35 * 46 638).
Общая сумма расходов заявителя на оплату исполнительского сбора по постановлению от 20.06.2019 10013/19/16944 и штрафов по постановлениям об административных правонарушениях, вынесенных судебными приставами-исполнителями в соответствии с частями 1, 2 статьи 17.15 КоАП РФ, составила 527 500 руб. Указанные расходы подтверждены платежными поручениями.
Администрация направила в адрес Минфина РК предарбитражную претензию от 28.05.2021 о компенсации понесенных местным бюджетом расходов, которая была получена ответчиком 2 июня 2021 года и оставлена им без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяют положения Закона N 181-ФЗ.
Одной из мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, в соответствии со статьями 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ определено предоставление жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Предусмотренные Законом N 181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным федеральным законом, учитывая положения пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, полномочия по социальной поддержке населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанному делу выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По правилам статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок установлен статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и предполагает, во-первых, издание закона субъекта Российской Федерации о наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления, во-вторых, передачу финансовых и материальных средств, необходимых для реализации государственных полномочий.
При этом органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми ресурсами.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Закон N 131-ФЗ закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац 10 части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16). Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что также отражено в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов Администрации из местного бюджета в целях реализации переданных ей полномочий.
В этой связи суд обоснованно указал на то, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета Республики Карелия.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
В силу части 5 статьи 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 N 210-П, Минфин является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия, в том числе, финансового органа, по проведению единой государственной бюджетной и налоговой политики, составлению и исполнению бюджета Республики Карелия, контролю за организацией бюджетного процесса в Республике Карелия, исполнением бюджета Республики Карелия, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, а следовательно, в силу статьи 158 БК РФ выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении ущерба за счет казны субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал должником в спорном обязательстве Республику Карелию в лице Минфина.
Учитывая правовое регулирование обязанности по возмещению затрат, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению затрат истца в сумме 6 846 890, 40 руб. (договор с Мехниной Е.А. на сумму 1 875 012 руб., договор со Степановой (Опалевой) В.В. на сумму 1 748 322 руб., договор с Череповецким М.А. на сумму 1 591 226,40 руб., договор с Савиной Е.Ю. на сумму 1 632 330 руб.) на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ.
Доводы Минфина РК о пропуске срока исковой давности по иску в части предоставления жилых помещений Мехниной Е.А. и Савиной Е.Ю. на общую сумму 3 787 342 руб. правомерно отклонены судом первой инстанции.
Статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 200 ГК РФ следует, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Администрации стало известно о нарушении ее права и причинении убытков в момент несения расходов на приобретение жилых помещений - в 2020 году, в то время как с иском в суд Администрация обратилась 6 июля 2021 года, то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности в указанной Министерством части истцом не пропущен.
Также суд первой инстанции удовлетворил требование истца о взыскании убытков в виде оплаты исполнительского сбора по постановлению от 20.06.2019 10013/19/16944 и штрафов по постановлениям об административных правонарушениях, вынесенных судебными приставами-исполнителями в соответствии с частями 1, 2 статьи 17.15 КоАП РФ в общем размере 527 500 руб.
Вместе с тем у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на Министерство обязанности возместить истцу расходы на оплату исполнительского сбора и штрафов на основании постановлений о привлечении к административной ответственности в общей сумме 527 500 руб., поскольку решениями суда общей юрисдикции исполнение обязанности по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан возложено на Администрацию, и в рамках административных дел, а также споров о компенсации за нарушение права на исполнение судебных актов установлена виновность именно Администрации в неисполнении судебных решений.
При таких обстоятельствах, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции в силу пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым изменить решение арбитражного суда, изложив резолютивную часть решения в новой редакции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 августа 2021 года по делу N А26-5473/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с Республики Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590) за счет казны Республики Карелия в пользу Администрации Петрозаводского городского округа (ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505) убытки в размере 6 846 890,40 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5473/2021
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: Министерство финансов Республики Карелия
Третье лицо: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд