26 ноября 2021 г. |
Дело N А84-4320/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 ноября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - представителя Журавского Кирилла Владимировича, доверенность от 30.09.2021 N 45/706;
от Министерства обороны Российской Федерации - представителя Журавского Кирилла Владимировича, доверенность от 17.11.2020 N 207/10/010/д/338,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.05.2021 по делу N А84-4320/2020 (судья Юрина Н.Е.),
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о взыскании задолженности,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, муниципального казенного учреждения "Приморская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым", муниципального образования городской округ Феодосия в лице Администрации г. Феодосия, на стороне ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота", филиала "Крымский" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Гончаровой Оксаны Александровны, Шевченко Михаила Сергеевича, Гацко Александра Сергеевича, Дитковского Александра Анатольевича, Щаповой Елены Николаевны, Роженко Романа Эдуардовича, Усцова Олега Леонидовича, Дамьяна Сергея Григорьевича, Поддубного Игоря Васильевича,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, учреждение) о взыскании 193 245,62 руб., из которых: 186 314,17 руб. - задолженность за потребленную за период с 01.06.2019 по 30.04.2020 тепловую энергию, 6 931,45 руб. - пени.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.05.2021 исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" задолженность по теплоснабжению жилых помещений в сумме 52 184,99 руб., из которых: 48 683,08 руб. - основной долг, 3 501,91 руб. - пени, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 835,00 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России и ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Апелляционная жалоба "Крымское ТУИО" Минобороны России мотивирована тем, что поскольку бремя содержания имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, в соответствии с уставом, не возложено на территориальное управление, ответчиком по данным искам должно выступать Минобороны России. Кроме того, требование в части взыскания неустойки также не подлежало удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств направления ответчику платежных документов по спорным объектам.
В обоснование апелляционной жалобы ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" указывает, что квартира N 39 по ул. Челнокова, д. 100 передана в федеральную собственность и закреплена на праве оперативного управления за учреждением, что подтверждается актом повторного осмотра служебной квартиры от 22.01.2019; квартира 303 по бул. Старшинова, д. 14 была сдана Гончаровой О.А., что подтверждается актом сдачи-приема от 30.05.2019.
От федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу поступил письменный отзыв с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
От Министерства обороны Российской Федерации и федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" поступил письменный отзыв с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" и Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании обосновал свои доводы.
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, предприятие является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.
В отопительные периоды с 01.11.2017 по 30.04.2020 предприятием осуществлялось теплоснабжение жилых помещений, служебных квартир по адресам: Республика Крым, г. Феодосия, бул. Старшинова, 14, кв.303, кв.412, кв.526, ул. Челнокова, д.100, кв.39, ул. Челнокова, д.104, кв.26, ул. Гарнаева, д.75Б, кв.63, кв.65, кв.70, ул. Калинина, д.31, кв.108, ул. Чкалова, д.139, кв.76, находящихся в оперативном управлении ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, которое является структурным подразделением Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и уполномоченным лицом в сфере управления недвижимым имуществом на территории Республики Крым и города Севастополя.
Письмами от 28.05.2020 N 1808 и от 25.06.2020 N 1996 ГУП "Крымтеплокоммунэнерго" направило должнику счета от 28.05.2020 для оплаты потребленной тепловой энергии в спорных помещениях.
В ответах от 09.06.2020 N 141/8/4/3199 и от 22.07.2020 N 141/8/4/4094 ответчик указал на отсутствие оснований для оплаты полученных счетов со ссылкой на то, что вопросы эксплуатации жилого фонда не входят в его компетенцию.
Ссылаясь на то, что поставленная в спорный период на объекты ответчика тепловая энергия на сумму 186 314,17 руб. не оплачена ФГКУ "Крымское ТУИО", ГУП "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с п.п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
На основании п. 9 ст. 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Таким образом, тепловую энергию обязано оплачивать лицо, приобретающее ее для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные помещения находились в оперативном управлении ФГКУ "Крымское ТУИО".
Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
На основании п. 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу п. 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01.01.2015, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
В силу п. 1 ст. 10 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.11.2014 N 438 утвержден Порядок отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, согласно которому передача в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, имеет исключения.
В частности, с принятием решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества переданное недвижимое имущество приобретает статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31.05.1996 N 61- ФЗ "Об обороне".
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность передано недвижимое имущество, используемое для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как закреплено в пп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации оно является уполномоченным федеральным органом в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В свою очередь, ФГКУ "Крымское ТУИО", выступая территориальным подразделением Департамента имущественных отношений Минобороны России, во владении которого находятся незаселенные жилые помещения, является надлежащим ответчиком по делу.
Факт поставки тепловой энергии в спорные помещения установлен судом, подтвержден материалами дела и ответчиком документально не оспорен.
Доказательства, свидетельствующие, что в спорный период поставка теплового ресурса в указанные многоквартирные дома, в которых расположены спорные помещения, осуществлялась иной теплоснабжающей организацией, наряду с доказательством оказания услуг по теплоснабжению в данный период ненадлежащего качества в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в некоторых жилых помещениях в спорный период проживали военнослужащие, а именно:
- с 15.08.2017 по настоящее время нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Челнокова, д.104, кв.26, - является Шевченко М.С. на основании договора найма служебного жилого помещения N ЮРУЖО-07/295-2018 от 15.08.2017;
- с 01.10.2001 по настоящее время пользователем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Челнокова, д.100, кв.39, - является Гацко А.А. на основании ордера на жилое помещение N 1330;
- с 28.10.2019 по настоящее время нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Гарнаева, д.75 Б, кв.65, - является Роженко Р.Э. на основании договора краткосрочного найма жилого помещения N 99 от 28.10.2019;
- с 27.05.2005 по настоящее время нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Гарнаева, д.75 Б, кв.70, - является Усцов О.Л. на основании ордера на жилое помещение N 2334;
- с 31.03.2004 по настоящее время нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Чкалова, д.139, кв.76, - является Поддубный И.В. на основании ордера N 2068;
- с 01.06.2019 по 06.08.2019 жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Старшинова, д.14, кв. 303 было предоставлено на основании спецордера N 44 от 2008 года Гончаровой О.А.
Суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, удовлетворил исковые требования в части взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию в общей сумме 48 683,08 руб.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что за поставленную тепловую энергию в жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Старшинова, д.14, кв.303, подлежит взысканию задолженность только за период с 07.08.2019 по 30.04.2020.
Как следует из представленного акта сдачи-приема комнаты N 303 в общежитии по ул. Старшинова, 14 в г. Феодосии от 30.05.2019, представитель Феодосийской КЭЧ района инженер отдела эксплуатации и технического обслуживания Якубовский Ю.А. принял, а наниматель жилого помещения Гончарова Оксана Александровна сдала комнату N 303.
Таким образом, за период с 01.06.2019 по 30.04.2020 задолженность по поставленной тепловой энергии по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Старшинова, д.14, кв.303, подлежит взысканию с ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России в размере 4 974,8 руб.
Следовательно, исковые требования в части взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию подлежат удовлетворению частично, в общей сумме 49 877,82 руб.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по своевременной оплате потребления тепловой энергии, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" заявлено требование о взыскании пеней в сумме 6 391,35 руб.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
В силу статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с п. 60 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", а случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 9.4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов", вступившего в силу в этой части с 01.01.2016) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Поскольку нарушение ответчиком обязательства по своевременной оплате тепловой энергии судом установлено, требование ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании пеней заявлено правомерно.
Расчет пеней арифметически, методологически и по исходным данным ответчиком не оспорен, контррасчет не предоставлен.
Вместе с тем, судом отмечается, что согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 года.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, (вопрос 7) (далее - Обзор) указано, что приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 1 января 2021 г. (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 6 апреля 2020 г.
При этом, суд отмечает, что установленный постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме (вопрос 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021).
С учетом изложенного требования истца о взыскании неустойки подлежат частичному удовлетворению (за период до 05.04.2020 включительно и в размере, установленном частью 14 статьи 155 ЖК РФ), в сумме 3 594,04 руб.
Как разъяснено в пунктах 69 и 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
По настоящему делу арбитражный суд не находит оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ и уменьшения размера неустойки, поскольку соответствующее заявление со стороны ответчика не поступило и несоразмерность размера неустойки последствиям нарушения обязательства документально не подтверждена.
Таким образом, исковые требования в части взыскания пеней подлежат удовлетворению частично в общей сумме 3 594,04 руб.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изменением решения суда первой инстанции подлежат перераспределению расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Поскольку исковые требования судом апелляционной инстанции удовлетворены частично в сумме 53 471,86 руб., что составляет 27,67% от цены иска, то государственная пошлина по иску в сумме 1 880,76 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 830 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 мая 2021 года по делу N А84-4320/20 изменить.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с федерального государственного казанного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" денежные средства в общей сумме 53 471,86 руб., из которых: 49 877,82 руб. - основной долг, 3 594,04 руб. - пени, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 880,76 руб.".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с федерального государственного казанного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 830 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Черткова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4320/2020
Истец: ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Третье лицо: I отдел Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Гацко Александр Сергеевич, Гончарова Оксана Александровна, Дамьян Сергей Григорьевич, Дитковский Александр Анатольевич, Министерство обороны Российской Федерации, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИМОРСКАЯ ПОСЕЛКОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ", Поддубный Игорь Васильевич, Роженко Роман Эдуардович, Усцов Олег Леонидович, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" министерства обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского Флота", Шевченко Михаил Сергеевич, Щапова Елена Николаевна