26 ноября 2021 г. |
А83-7458/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Корнийчук В.А., паспорт, Корнийчук Е.В., представителя по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания;
от заинтересованных лиц - Шевченко А.Ю., представителя по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 сентября 2021 года по делу N А83-7458/2021, принятое по заявлению
индивидуального предпринимателя Корнийчука Василия Анатольевича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Крым,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Корнийчук Василий Анатольевич (далее - заявитель, Предприниматель, Корнийчук В.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым (далее - Инспекция), в котором просил:
- признать решение Инспекции от 26.12.2020 N 28220А об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом Корнийчуком В.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя недействительным;
- обязать Инспекцию зарегистрировать прекращение физическим лицом Корнийчуком В.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с заявлением от 25.12.2020 в установленном законом порядке.
Заявление мотивировано тем, что адрес электронной почты является необязательным и включается в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) при наличии, соответственно, неуказание адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в случае принятия физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001), по мнению заявителя, не препятствовала регистрации прекращения деятельности.
Определением от 20.05.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2021 (судья Колосова А.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Инспекции от 26.12.2020 N 28220А об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом Корнийчуком В.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Обязал Инспекцию зарегистрировать прекращение физическим лицом Корнийчуком В.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с заявлением от 25.12.2020 в установленном законом порядке. Взыскал с Инспекции в пользу заявителя расходы на оплату государственной пошлины в размере 300,00 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные Предпринимателем нарушения порядка заполнения заявления по форме N Р26001 даже при их наличии являются формальными и не препятствовали регистрирующему органу внести соответствующую запись в ЕГРИП.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ИП Корнийчука В.А. отказать в полном объеме.
В обоснование несогласия с решением суда Инспекция указывает на то, что оно вынесено с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, при этом основные доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- апеллянт указывает на ошибочность ссылки суда первой инстанции на подпункты "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) как на единственные основания для отказа в государственной регистрации;
- выводы суда о формальном характере допущенных заявителем нарушений при заполнении формы Р26001, по мнению Инспекции, сделан без учета того, что установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формальные характер, в связи с чем, для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и соблюдение их соответствия нормативным актам по форме и содержанию, порядку их заполнения, с учетом чего нарушение порядка заполнения установленных форм приравнивается к непредставлению соответствующих документов;
- по мнению апеллянта, суд первой инстанции неверно истолковал положения пунктов 160, 146 и 15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872) (далее - Требования), не учел аналогичные положения пункта 111 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом ФНС России от 13.01.2020 N ММВ-7-14/12@ (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2020 N 58260, далее - Административный регламент), из смысла которых следует, что решение о государственной регистрации направляется заявителю по адресу электронной почты независимо от способа подачи заявления в регистрирующий орган, с учетом чего неуказание адреса электронной почты является нарушением установленной формы и основание для отказа в государственной регистрации согласно подпункту "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ;
- также Инспекция указывает на ошибочное применение судом первой инстанции пункта 146 Требований, поскольку им установлены требования к заполнению формы N Р12001, тогда как в данном случае предоставлялась форма N Р26001 и речь шла не об электронном адресе, указанном в ЕГРИП, а электронном адресе для направления документов по результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации;
- апеллянт также ссылается на то, что суд первой инстанции не учел гарантии для заявителя в случае отказа в государственной регистрации по соответствующему основанию, установленные пунктом 6 статьи 23 и пунктом 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, согласно которым в течение трех месяцев заявитель был вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением после устранения причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации, при этом освобождался от уплаты государственной пошлины и повторного предоставления дополнительных документов.
Определением от 13.10.2021 апелляционная жалоба Инспекции принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебных заседаний размещалась арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До дня судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции от заявителя по почте поступили возражения на апелляционную жалобу от 15.11.2021, в которых он возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на то, что не имеет электронной почты и при регистрации и сдаче отчетности за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя электронную почту не использовал. Также отмечает, что решение о прекращении деятельности было связано с прекращением применения такого упрощенного режима налогообложения как единый налог на вмененный доход, поэтому отказ в государственной регистрации прекращения влечет для него серьезные негативные последствия, поскольку с 01.01.2021 он находился бы на общей системе налогообложения, что связано с необходимостью ведения бухгалтерского и налогового учета, подачей отчетности.
В итоговое судебное заседание суда апелляционной инстанции 25.11.2021 явились заявитель со своим представителем, а также представитель Инспекции и Управления, которые свои доводы и возражения, соответственно, поддержали.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, судебная коллегия установила следующие юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Корнийчук В.А., принявший решение о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, 25.12.2020 через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг подал в Инспекцию Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001, к которому прилагались копия паспорта и налоговая декларация.
О принятии указанных документов Предпринимателю выдана расписка о передаче от многофункционального центра документов и получении их Инспекций 26.12.2020 с указанием ориентировочной даты получения ответа от налогового органа (выдачи результата) - 04.01.2021.
26.01.2021 Предпринимателем было получено в МФЦ Решение Инспекции от 11.01.2021 N 28220А об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, так как представленные Корнийчуком В.А. документы оформлены с нарушением требований, установленных пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 указанного закона, а именно: в пункте 2 заявления по форме N Р26001, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 г. N ЕД-7-14/617@, заявителем не указан адрес электронной почты для направления документов, связанных с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с данный решением налогового органа, Предприниматель обжаловал его 26.01.2021 в Управление.
В соответствии с Решением Управления (вышестоящего регистрирующего органа) от 19.02.2021 исх. N 07-21/00280-360 Решение Инспекции от 11.01.2021 N 28220А об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя оценено как правомерное, жалоба Предпринимателя (вх. в Управлении от 01.02.2021 N 00163зг) оставлена без удовлетворения.
Полагая, что Решение от 11.01.2021 N 28220А является незаконным и нарушает его права и интересы, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данным заявлением.
Делая вывод об обоснованности требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие адреса электронной почты не препятствовало органу регистрации внести в ЕГРИП сведения о прекращении заявителем предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, приводя следующие мотивы.
Согласно статьям 25.1, 25.2 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
Решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
В силу положений статей 9, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 4 АПК РФ, обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
В соответствии с главой 24 АПК РФ рассматриваются дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанной совокупности условий исключает удовлетворение заявленных требований, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акту закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица, надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов действиями (бездействием), ненормативными актами, действиями, бездействием органа, осуществляющего публичные полномочия, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Предметом настоящего судебного разбирательства являются требования Заявителя о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил рассмотрении дела из того, что отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации юридического лица регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В силу пункта 3 статьи 23 Закона N 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 названного Федерального закона для государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения (пункт 4 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации содержатся в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, согласно которому отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;
ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26.10.2002N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В данном случае в качестве основания для отказа в государственной регистрации органом регистрации указан подпункт "ц" пункта 1 статьи 23, поскольку представленные документы оформлены с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона 129-ФЗ.
Согласно пункту 1.1. и абзацу первому пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Так, форма Заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001 по КНД 1112512) утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ в Приложении N 10.
В частности, в пункте 2 данного заявления должны быть указаны сведения для направления документов, связанных с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а именно о направлении их по указанному ниже в форме адресу электронной почты и выдаче на бумажном носителе, при необходимости в последнем блоке должно быть проставлено значение 1.
Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р26001) содержатся в разделе XII Требований, согласно которому заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в случае принятия физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 158)
Относительно пункта 2 "Документы, связанные с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя" в пункте 160 Требований указано, что он заполняется в соответствии с подпунктом 1 пункта 146 настоящих Требований.
Пункт 146 содержится в разделе X Требований и устанавливает требования к оформлению Заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р21001), а именно требования к аналогичному пункту 2 "Документы, связанные с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя", но содержащемуся в листе Б формы N Р21001, и предусматривает, что с учетом положений пункта 15 настоящих Требований в данном пункте указывается адрес электронной почты для направления документов, связанных с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В случае необходимости выдачи документов, связанных с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя, также на бумажном носителе, в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется значение 1.
Пунктом 15 (раздел II "Общие требования к оформлению заявления и иных документов") установлены правила оформления показателя, значением которого является адрес электронной почты, а именно: указывается адрес электронной почты, который состоит из двух частей, разделенных символом "@". В левой части указывается имя почтового ящика (например, "info2020"), в правой части указывается доменное имя сервера (например, "mail.ru" или "yandex.ru"), на котором располагается почтовый ящик.
Пример заполнения:
Адрес электронной почты юридического лица
I |
N |
F |
O |
2 |
0 |
2 |
0 |
@ |
M |
A |
I |
L |
. |
R |
U |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пунктом 144, на который ссылается Заявитель и суд первой инстанции регулируются вопросы заполнения пункта 9 формы N Р21001, а именно, что при заполнении реквизита "Адрес электронной почты индивидуального предпринимателя" с учетом положений пункта 15 настоящих Требований указывается (при наличии) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя, который будет включен в ЕГРИП.
Согласно подпункту "д.1" пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРИП содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе, в частности, адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с апеллянтом в части ошибочной отсылки к пункту 144 Требований, поскольку им регулируются вопросы, относящиеся к сведениям, включаемым в ЕГРИП, тогда как пункт 2 Формы N Р26001, аналогично пункту 2 листа Б формы NР21001 касается сведений, относящихся к информированию заявителя о результатах оказания государственной услуги по регистрации.
При таких обстоятельствах, вывод о том, что в пункте 2 формы Р26001 адрес электронной почты указывается при наличии или что в нем указывает адрес электронной почты предпринимателя при условии указании его в заявлении о государственной регистрации и/или включенный в ЕГРИП является ошибочным.
Такое заключение судебная коллегия сделала с учетом нормативного регулирования порядка направления заявителям решений о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации, установленных пунктом 3 статьи 11 и пунктом 4 статьи 23 Закона N 229-ФЗ, согласно которым, по общему правилу, документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.
В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документы, связанные с государственной регистрацией, решение об отказе в государственной регистрации кроме того, направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.
Из буквального содержания абзаца первого пункта 3 статьи 11, абзаца первого пункта 4 статьи 23 Закона N 29-ФЗ следует, что законодатель однозначно различает адрес электронной почты, включенные в ЕГРИП как сведения об индивидуальном предпринимателя и адрес электронной почты, который указан при предоставлении документов в регистрирующий орган для направления документах о результатах.
В то же время, в данном случае, это не повлекло принятия по делу неправильно решения исходя из следующего.
Как указано в пункте 70 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрация представленных в инспекцию документов;
- формирование и направление межведомственного запроса;
- рассмотрение представленных в инспекцию документов и принятие решения по результатам рассмотрения;
- подготовка и оформление документов по результатам предоставления государственной услуги;
- направление (выдача) документов по результатам предоставления государственной услуги;
- исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах.
Поскольку адрес электронной почты указанный при предоставлении документов в регистрирующий орган не относится к сведениям, включаемым в ЕГРИП, отсутствие такого адреса не является объективным препятствием для принятия решения о регистрации прекращения и внесения в ЕГРИП соответствующих сведений на основании поступившего заявления, в котором такой адрес отсутствует.
Наличие/отсутствие такого реквизита, как следует из приведенных этапов оказания соответствующей услуги, касается следующего за этапом "рассмотрения представленных в инспекцию документов и принятие решения по результатам рассмотрения" действия, выражающегося в "направлении (выдаче) документов по результатам предоставления государственной услуги", при этом последний этап имеет место как при принятии решения о регистрации, равно и при принятии решения об отказе в регистрации.
Непосредственных препятствий для государственной регистрации прекращения деятельности Заявителя в качестве индивидуального предпринимателя в данном случае, как подтвердил в судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Инспекции, выявлено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая одинаковое правовое регулирование вопросов направления документов в случае совершения регистрационных действий и в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации, отсутствие адреса электронной почты в пункте 2 Заявления N Р26001 не может оцениваться по-разному на этапе принятия решения по результатам рассмотрения, поскольку при ином подходе следовало бы сделать вывод и о невозможности принятия, а по факту направления, решения об отказе в государственной регистрации, что было бы неверно.
Учитывая, что заявление по форме N Р26001 в данном случае предоставлено в Инспекцию через многофункциональный центр и у регистрирующего органа имелась возможность направления документов, связанных с оказание государственной услуги в многофункциональный центр, судебная коллегия заключает, что вывод регистрирующего органа о невозможности именно регистрации прекращения деятельности был ошибочным.
Так, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения по выбору заявителя государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и путем личного обращения заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 3 статьи 2, пункт 6 статьи 4, пункт 5 статьи 5 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
При таких обстоятельствах, оценивая последствия недостатка заявления, касающегося сведений, необходимых для информирования о результатах его рассмотрения, регистрирующему органу надлежало отдать предпочтение решению в пользу Заявителя, в данном случае - по регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя поскольку препятствия на этапе принятия решения о регистрации отсутствовали, все сведения, необходимые и достаточные для внесения в ЕГРИП сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у Инспекции имелись.
При этом, заявление о государственной регистрации прекращения деятельности было подано предпринимателем в регистрирующий орган. Допущенные им отступления от установленных требований в части заполнения данной формы заявления, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления.
Доводы Инспекции об обратном основаны на неверном толковании закона, отказ в регистрации был формальным и принят в отсутствие объективных препятствия для регистрации.
Ссылка апеллянта установленные пунктом 6 статьи 23 и пунктом 7 статьи 9 Закона N 129-ФЗ гарантии в случае отказа в государственной регистрации на основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ не опровергает выводов суда, поскольку выбор способа защиты (восстановления) прав относится к усмотрению Заявителя.
С учетом всего вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно заключил, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку сохранение статуса индивидуального предпринимателя влечет за собой обременительные для заявителя последствия, дополнительные обязанности по ведению налогового учета и отчетности, оплате налоговых, социальных и прочих обязательных платежей и т.п.
При этом, пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что согласно пункту 5 статьи 26.5 Закона N 129-ФЗ в случае отмены решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для государственной регистрации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, суд первой инстанции обоснованно обязал Инспекцию зарегистрировать прекращение физическим лицом Корнийчуком В.А. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с заявлением от 25.12.2020.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, допущенные судом нарушения не привели к принятию неверного решения, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств и ссылки на иную судебную практику не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку они не учитывают фактические обстоятельства данного дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных части 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 сентября 2021 года по делу N А83-7458/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Кравченко В. Е. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-7458/2021
Истец: ИП Корнийчук Василий Анатольевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, УФНС России по РК